Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2013 удк 1(075. 8) Ббк 87я73 к 734 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.2 Проблема войны и мира
173
Подчеркнем, что глобальные проблемы вобрали в себя и традиционные, и ка- чественно новые противоречия социального прогресса, присущие лишь современ- ному этапу развития производительных сил, всей системе мирохозяйственных свя- зей. Безусловно, что именно индустриальная и постиндустриальная цивилизация внесла самый весомый «вклад» в окончательное «оформление» всех глобальных проблем. Современная цивилизация столкнулась с кризисом, суть которого в том,
что человечество не нашло еще надежных средств предотвращения глобальных ка- тастроф — военного, экономического, экологического характера. Более того, угроза этих катастроф постоянно воспроизводится действием военно-политических, эко- номических, социальных механизмов и структур, сложившихся на предыдущем этапе истории.
Общечеловеческие проблемы вырастают из локальных, национальных про- блем, но в то же время требуют для своего решения не разрозненных усилий от- дельных стран, а совместных действий мирового сообщества. И как подчеркивал
Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали: «Сила логики, связанная с инстинктом самосохранения, будет постепенно вести землян к осознанию коллективных уси- лий для решения проблем, стоящих перед всем миром, которые становятся все более взаимосвязанными, взаимопроникающими и даже интегрированными как
“глобальные проблемы”».
Остановимся на рассмотрении основных этих проблем, причин их зарождения,
форм проявления в современном обществе и, в конечном счете, возможности (или невозможности) их решения.
10.2 Проблема войны и мира
Сама проблема войны и мира, безусловно, не нова для человека и человече- ства. Ведение военных действий и одновременные попытки найти доказательства для их осуждения или оправдания сопровождают всю «разумную» историю че- ловечества: от античности до современности. Война «за добычу», «рабов», про- тив «варваров» — естественный фон жизни античного общества. А Платон в своем
«идеальном государстве» отдает должное и «защитникам отечества». Итак, война,
военные действия всегда предполагали двойную направленность: война «за» — те или иные интересы; и война «против» — внешних угроз государству. Развертыва- ние человеческой истории только углубляло эти направления: интересы «за» — раз- растались и выступают сегодня в более гипертрофированном виде, а потребности вести войну «против» также воспроизводились и воспроизводятся в стремлениях сохранить государственную целостность и суверенитет.
Следует отметить, что в одобрении «явления» войн в человеческой истории определенную роль сыграли и религии. Именно религии, предписавшие те или иные нормы отношения нетерпимости человека одной веры к другой в своих тео- логических учениях, становятся непосредственными вдохновителями и участни- ками многочисленных религиозных войн и крестовых походов как в прошлом, так и в современном мире.
Наконец, среди философов немало было и есть тех, кто рассматривает войну как определенный двигатель общественного прогресса. Этой позиции, например,
придерживался Гегель, утверждавший, что «война сохраняет здоровую нравствен-


174
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
ность народов в их индифференции по отношению к определенностям, к их при- вычности и укоренению, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье, так же как народам — дли- тельный или тем более вечный мир».
Многие исследователи склонны считать, что война всегда была продолжени- ем политики господствующего класса, стремившегося к укреплению своей власти внутри страны и расширению сферы влияния на международной арене. Поэтому с той поры, когда общество разделилось на классы, война стала его постоянным и неизменным спутником. И не случайно французский философ-просветитель Жан
Жак Руссо в практике «Суждения о вечном мире» связывал идеи этого всеобщего мира с вооруженным свержением власти правителей, ибо они не заинтересова- ны в сохранении мира. Он писал о том, что в обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы властвующего про- тиворечат общим интересам, интересам народа.
Таким образом, проблема войны и мира переплетена и с проблемой нравствен- ного и религиозного выбора, и с проблемой прогресса общественного развития,
и с проблемой социальной справедливости отношений в социуме.
Швейцарский ученый Ж. Ж. Бебель подсчитал, что за пять с половиной тысяч лет человечество пережило более 14500 войн. В этих войнах погибло 3 милли- арда 640 миллионов человек, и была уничтожена огромная масса материальных и духовных ценностей. Причем разрушительная сила войн постоянно возрастала.
Например, если в XVIII в. погибло 40 миллионов человек, то только за годы второй мировой войны в XX в. было убито свыше 54 миллионов человек. Современная история показывает, что человечество не исчерпало «ресурс уничтожения» само- го себя. Гибель людей продолжается не только за счет локальных конфликтов, но в результате новой угрозы — международного терроризма — последствия действий которых сказываются уже не на военных, а на мирных гражданах.
Практически с первых дней после окончания второй мировой войны среди уче- ных, писателей, врачей, политических деятелей стала нарастать тревога перед гро- зящей человечеству опасностью. Последствия атомной бомбардировки японских городов в 1945 г. высветили принципиально новые возможности будущих войн.

Как выразился английский философ Б. Рассел, выступая в палате лордов 28 ноября
1945 г.: «Вопрос очень прост: будет ли в дальнейшем существовать человеческое общество или оно неизбежно должно привести себя к уничтожению?» В 1955 г.
ведущие ученые мира принимают «Манифест Рассела—Эйнштейна», обращенный ко всему человечеству, требующий запрета использования средств массового уни- чтожения. Этот манифест положил начало Пагоушскому движению ученых за мир и разоружение. Он подвел человечество к осознанию необходимости нового поли- тического мышления.
В 1968 г. сложился известный сейчас во всем мире Римский клуб. Под его эги- дой объединились несколько десятков ученых из более чем тридцати стран мира.
Проблема мира становится проблемой общечеловеческой. В настоящее время не может быть локального мира. Мир возможен или для всех, или ни для кого. Реа- листическая политика должна исходить сегодня из необходимости замораживания,
ограничения и сокращения ядерного оружия, а также других средств массового уничтожения людей. Безусловно, что к концу XX в. удалось уже многое сделать

10.2 Проблема войны и мира
175
в этом направлении. Всевозможные договоренности среди ядерных держав о за- прете на ядерные испытания, о сокращении и контроле за ядерным вооружением и т. д. подтверждают возможности осознанного решения усилиями мирового сооб- щества данной проблемы.
Однако следует также отметить и нарастание новых сложностей в этой сфере:
• не сокращается, а расширяется число стран, обладающих ядерным ору- жием (или стремящихся приобрести его), следовательно, расширяется воз- можность его применения в различных локальных конфликтах. Но и любой локальный ядерный конфликт не может не затрагивать интересы выжива- ния всего человечества;
• военно-техническая революция усилила роль случайности в развязывании мирового конфликта. Сбой в работе компьютерной техники может ока- заться той спичкой, которая воспламенит ракетно-ядерный арсенал. И хотя огромные финансовые ресурсы затрачиваются на обеспечение «безопасно- сти» от данного рода случайностей (или преднамеренностей), само развер- тывание технологий современности не может давать человечеству никаких гарантий;
• попытки НАТО или отдельных государств (например, США) военным пу- тем устранять локальные конфликты «во имя мира» могут, напротив, при- вести к расширению военных действий;
• сопротивление разоружению со стороны военно-промышленного комплек- са в любой стране продолжается, что подогревает гонку вооружения и рас- ширения военных бюджетов.
Таким образом, следует подчеркнуть, что у человечества есть возможность для сохранения мира, но для того, чтобы прочный мир стал социальной действительно- стью, должны быть вовлечены в процесс сознательной борьбы все миролюбивые силы планеты.
Сегодня предотвращение ядерного самоубийства должно стать
ценностной установкой, с которой необходимо соизмерять любые программы организации и переустройства общественной жизни.
Но будучи ценностной установкой современной эпохи, она сама не может воплощаться в реальность через военное давление со стороны развитых стран.
А практика показывает обратное. «Во имя мира» военным путем западные демо- кратии, в лице прежде всего США, проводят политику смены «неугодных» ре- жимов в других странах (Афганистан, Югославия, Ирак). Доктрина «конфликтов малой интенсивности», проявившая себя с середины XX века, по-прежнему оста- ется приоритетной во внешнеполитической деятельности США. «Во имя мира»
расширяются действия и границы военного блока НАТО. «Во имя мира» вопло- щается на практике стремление развитых западных стран (и прежде всего США)
к полному военному, экономическому, политическому и т. д. господству на плане- те. И подобное толкование и претворение в жизнь общечеловеческой ценности —
сохранение мира — оказывается в прямом противоречии с получаемыми результа-


176
Глава 10. Проблемы и перспективы современной цивилизации
тами. Насильственное военное вмешательство во внутренние проблемы суверен- ных стран уводит человечество далеко в сторону от возможности сохранения мира.
Напротив, мир дестабилизируется.
Более того, уже можно утверждать, что результатом этой полити- ки явилось рождение еще одной глобальной проблемы — между-
народного терроризма.
Террористические группы, отдельные акты — не новое явление для человека,
и в XX веке он с ними встречался не так уж и редко. Но события 11 сентяб- ря 2001 г. в Нью-Йорке и события 1 сентября 2004 г. в Беслане ни у кого не оставляют сомнений: явление терроризма переросло национальные рамки и стало международной опасностью, опасностью для всего человечества.
Терроризм как международное явление — это очень серьезно. Общечеловече- ские ценности и нормы не существуют для терроризма. Он отрицает основное право человека — право на жизнь. Жертвами террористов часто становятся совер- шенно случайные люди, а сами террористические акты осуществляются с потря- сающей жестокостью.
Многие исследователи склонны считать это началом новой мировой войны,
и тому есть весомые основания. Но это особая война: без лица, национальности,
государства. И чтобы бороться с явлением, а не формами его проявления (исполни- телями в том числе, назначая огромные суммы за их «головы»), следует тщательно разобраться с причинами, порождающими само явление. А такого единого между- народного анализа данного явления пока еще и не существует. Одни исследователи рассматривают его в плоскости войны «Западной» и «Восточной» цивилизаций,
другие — в плоскости религиозного противостояния мусульманства христианству,
третьи склонны усматривать в этом явлении ответ на вмешательство «западных де- мократий» и насильственного насаждения «западных ценностей» на чужой почве и т. д. Четвертые — готовы признать в терроризме «борьбу за свободу». Безусловно,
что все эти составляющие моменты имеют свое место в проявлении современного международного терроризма. И все-таки они вторичны.
На наш взгляд, правы те исследователи, которые усматривают причины в сущ- ностных особенностях современного информационно-технологического общества.
Уровень развития современных технологий, как уже отмечалось, с одной стороны,
демонстрирует возможности быстрого развития общества и решения его насущных проблем, а с другой стороны, резко углубляет разрыв между теми (западные стра- ны), кто эти возможности может реализовывать, и теми (развивающиеся страны),
для которых эти возможности так и остаются гипотетическими. И Запад отнюдь не демонстрирует свое желание «поделиться» на деле, а не на словах всеми возмож- ностями современного «цивилизованного» мира. И корни такого нежелания зна- чительно глубже, чем страх перед террором, поскольку они, прежде всего, уходят в частную собственность и частнособственнические интересы: будь то один соб- ственник, или группа собственников (корпорации), или государство-собственник
(носитель самых передовых технологий).