Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Региональные центры в логистике
Региональные центры в логистике соединяет материальные потоки, потоки финансов, потоки информации, потоки труда в разных областях деятельности в единый экономический поток региона, который должен обладать синергетическим эффектом, то есть новым эффективным качеством регионального управления4.
Как и всякая иная система, региональные центры в логистике включают в себя следующие компоненты:
1.объекты (элементы);
2. подсистемы;
3. функции;
4. свойства;
5. связи;
6. состояния;
7. поведение (процесса)5.
Ресурсы представляют собой имеющиеся и расходующиеся средства, потенциал региона. Они выступают в качестве элементов региональных центров в логистике. Поток, как подсистема региональных центров в логистике, формирует вектор направленности ресурсов. Ресурс - исходная точка вектора (рис. 2). Знание количественных и качественных характеристик ресурсов без динамики во времени ничего не дает. Необходимо смотреть динамику данных ресурсов, т.е. наблюдение за их потоковой направленностью. Для того чтобы система региональных центров в логистике работала как единый механизм, требуется ясное понимание работы его подсистем (потоков), его связей и механизма их интеграции в единое целое. Пересечение элементов подсистем образуют функции, свойства, связи, состояние и процесс региональных центров в логистике.
Рис. 2. Ресурсы и потоки региональных центров в логистике
Базой для материальных ресурсов региона выступают сырье в добываемой промышленности, запчасти в перерабатывающей промышленности, готовые товары в промышленности производства и сельском хозяйстве, а кроме того, поставляемые из иных регионов и стран. Основной целью в логистическом управлении материальным ресурсом и потоком выступает оптимизация объема и ассортимента запасов, которая основана на прогнозировании спроса и формировании оптимальной системы управления запасами.
Финансовые ресурсы региона представляют собой выраженные в денежном эквиваленте региона бюджетные региональные и федеральные средства, в основе которых находятся налоговые отчисления юридических и физических лиц
, а кроме того, резервах; средства бизнеса, в основе которых находится выручка от деятельности. Основной целью в логистическом управлении финансовыми ресурсами выступает минимизация издержек и увеличение оборота денежных средств6.
Развитие информационных ресурсов региона выявляется уровнем детализации статистической информации, аналитической информации по отраслям деятельности, аудиторским конторам, программным обеспечениям предприятий, уровнем информатизационной автоматизации. Основной целью при передаче информации выступает ее актуальность, достоверность и недублируемость.
Трудовой ресурс региона представляет собой человеческий потенциал, который выражен в накопленном запасе знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья, качеством образования, уровнем грамотности трудового населения. Основной целью при управлении трудовыми ресурсами выступает повышение трудовой производительности, повышение благосостояния трудоспособного населения.
Цель логистического подхода — минимизация издержек, максимизация прибыли (операции с финансами), минимизация материальных запасов, увеличение их оборота (операции с материалом), качественная передача информации (операции с информацией), увеличение производительность труда (операции с кадрами).
Однако, необходимо учитывать, что не всякое объединение дает эффект синергетики. Смысл не в том, что соединяется, а в том, каким образом. Основная роль в данном случае отводится связям, которые формируются среди потоков. В качестве связей рассматриваются предприятия бизнеса и государства (последнее выступает еще управляющим элементом регулирования связей), которые выступают как посредники между фирмами производителями товаров и торговой компанией либо торговой компанией и потребителем. Их еще называют «третьей стороной в логистике» - 3 PL7.
В логистическом бизнесе зачастую используется специфическая терминология выявления компетенции логистического оператора, которую надо понимать. Для изучения рассмотрим следующий классификатор:
1PL (First Party Logistics) представляет собой автономную логистику, при которой все действия осуществляет сам грузовладелец;
2PL (Second Party Logistics) представляет собой оказание традиционных услуг транспортного и управленческого характера по складским помещениям;
3PL (Third Party Logistics) представляет собой расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги с существенной добавленной стоимостью),
применение субподрядчиков;
4PL (Fourth Party Logistics) представляет собой интеграцию всех предприятий, которые включены в цепь поставок; такая система предполагает слияние функций всех предприятий, которые принимают участие в ходе поставки продукции. В задачу 4PL-провайдера включены планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами предприятия-заказчика для достижения более долгосрочных стратегических целей и расширения задач бизнеса;
5PL (Fifth Party Logistics) представляет собой управление всеми компонентами, которые составляют единую цепь поставки грузов, на основе применения электронных средств информации.
Как показывают классификаторы, 3PL, 4PL, 5PL логистические операторы представляют собой интеграторы логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок находится под контролем и управлением логистическим провайдером высокой квалификации.
Средством связи материальных ресурсов, то есть средством превращения ресурсов в поток, выступают транспортные, экспедиторские, складские, таможенные предприятия, Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Банки, Министерство Финансового развития и в а, уютные фонды являются двигательной связной «артерией» финансовых ресурсов. Средством связи информации выступают предприятия, которые имеют отношение к телекоммуникационной и мобильной связи, интернет-технологиям, а трудовыми кадрами рассматриваются биржа труда, кадровые агентства.
Рациональная деятельность связных организаций приводит к экономической синергии региона, которая состоит в балансе распределения благосостояний населения, в балансе вложения финансов в оборотные средства и основные фонды предприятий региона. Логистическая синергия состоит в балансовом управлении ресурсами: в росте материалооборота с помощью быстрого и доступного обеспечения информацией, как результат, валютного товарооборота и производительности труда.
Взаимосвязанная совокупность операции и функций региональных центров в логистике составляет бизнес-процесс, который задается логистической стратегией региона8.
В процессе организации логистической системы ответственным моментом для логиста является правильное установление ее границ. При этом следует различать границы логистической системы – физическую и рыночную.
Физическая граница логистической системы предопределяется фактически территорией, на которой дислоцируются (расположены) все ее подсистемы.
Размеры физической границы логистической системы зависят, в основном, от вида, ассортимента и объема материального потока, проходящего через последнюю, не исключая и процесс трансформации сырья, материалов внутри самой системы.
Рыночная граница логистической системы определяется охватом территории, на которую «уходит» материальный поток для потребления сформировавшимся рынком потребителей. Иными словами, рыночная граница очерчивается той географией, где логистическая система может иметь преимущества перед конкурентом в продвижении своего продукта.
Всякий регион может быть охарактеризован особой совокупностью факторов, которые объясняют специфику функционирующей в нем системы хозяйствования, отличия во взаимодействии институтов, субъектов хозяйствования, различие потоков. Соответственно, всякой логистической системе региона изначально присуща уникальность.
По прогнозам экспертов, наиболее высокие темпы роста (до 30%) ожидаются в сегменте комплексной логистики российского рынка транспортно-логистических услуг (хранение и дистрибуция товаров), что определяется исходно низким уровнем развития данного типа услуг. Годовая емкость этого сегмента может возрасти с 550 млн. долл. до 1,93 млрд. долл. Высокие темпы роста (около 28%) будет демонстрировать и управленческая логистика.
Рост сегмента складских и комплексных логистических услуг будет сопровождаться повышением значения региональных центров, обусловленным выходом в регионы российских и западных розничных сетей, а также производителей потребительских товаров. Наиболее важной тенденцией в секторе региональной складской логистики является рост спроса на склады международного уровня.
Можно выделить две основных цели всех логистических стратегий:
1. Минимизация затрат (финансовый фактор);
2. Сокращение времени выполнения при увеличении скорости оборота потоков операций (фактор времени).
Исходя из выбранной логистической стратегии, может получиться 4 варианта их развития (см. рис. 3).
Рис. 3. Возможные варианты развития логистических стратегий региона
Первый вариант развития: Если снижается время осуществления операции и снижаются затраты, то выбирается стратегия логистического аутсорсинга, которая состоит в сосредоточении регионом на своих ключевых областях компетенции, поиске логистических посредников для выполнения неключевых функций, оптимизации их числа; оптимальной дислокации производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры9.
Второй вариант развития: снижение времени осуществления операции ведет к увеличению затрат, что характерно для стратегии улучшения качества логистического сервиса, обозначающую рост качества выполнения логистических операций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и тому подобное); поддержку предпродажного и послепродажного сервиса; использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; формирование системы управления качеством логистического сервиса.
Третий вариант развития: повышение времени осуществления операции и снижение затрат реализуется в ходе стратегии минимизации общих логистических издержек и стратегии минимизации инвестиций в логистических посредников.
Четвертый вариант развития: повышение времени осуществления операции и увеличение затрат может произойти в ходе логистических стратегии, которая направлена на развитие инфраструктуры региона, неверных действий по реализации логистических стратегий либо же на начальном этапе реализации логистических стратегий. Затраты по логистическим инфраструктурным стратегиям региона, которые нацелены на удовлетворение общественных нужд граждан, таких как строительство дорог, мостов, организация перевозок пассажирского транспорта, в основном несет государство. Такой вариант развития не приемлем для бизнеса10.
Логистический комплекс регионов России определяется в территориальном отношении неравномерным развитием, что воздействует на создание и распределение грузо- и пассажиропотоков. Различие природных и социально-экономических условий развития регионов и разная степень транспортной освоенности географического пространства России формируют отдельные различия в условиях перевозок грузов и пассажиров. При этом формируются различия в специализациях и структуре хозяйствования регионов. Помимо этого, присутствуют конкретные области использования всякого вида транспорта в зависимости от условий региона его эксплуатации. Технологическая и пространственная дифференциации условий эксплуатации транспорта в России значительно