Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.2.5. Произведения поэтов и писателей разных стран
1. Разработать план - конспект занятия для использования с детьми 4-5 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» Форма представления плана - конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Занятие творческого применения знаний и умений |
Вид занятия | Занятие-игра |
Цель занятия | Расширять представления детей о железной дороге и железнодорожных профессиях на основе произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». |
Программные задачи | Формировать представление детей об окружающем мире, множества городов нашей Родины – России. Познакомить с картой России. Закреплять умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессиональной деятельности для общества. Активизировать словарь детей при помощи песен, загадок, стихов. Упражнять детей в выразительности рассказывания по ролям и коротких диалогов. Развивать творческую активность в процессе проигрывания произведения. Воспитывать качества личности: ответственность, патриотизм, уважение. Учить понимать юмористический характер произведения. |
Методы и приемы | Наглядные, словесные, практические |
Предварительная работа | Чтение произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», заучивание с детьми отрывков из рассказа, заучивание песен человека рассеянного, проводниц, дежурного по вокзалу, осмотрщика пути. |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 2 мин, основная часть – 15 мин, заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала | Железнодорожная форма для машиниста, кассира, проводниц, дежурного по вокзалу (сигналы светофора: красный и желтый), осмотрщика пути (оранжевый жилет, пояс с инструментами), напольная железная дорога, плоскостной вагон, касса, билет, буфет, бутылка кваса, колокольчик, восковой мелок. Для рассеянного: сумка, чемодан, зонт, перчатки, сковорода, два разных по размеру пальто, ботинки, рубашка, гамаши, брюки, шляпа, очки. Для жены рассеянного: халат, тапочки, коляска с куклой. Интерьер квартиры: кровать, вешалка с вещами и т.п. Словарь детей: диспетчер, кассир, проводник, дежурный по вокзалу, осмотрщик пути, машинист, вагоновожатый. |
Виды детской деятельности | Восприятие художественной литературы |
Ход игровой деятельности
На стене висит карта России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту.
Вопросы воспитателя:
- Какая страна изображена на карте? (Россия – наша Родина)
- Назовите столицу нашей родины? (Город Москва)
- А в каком городе мы живем? (В Уссурийске – наша малая Родина, там, где мы родились)
- А какие города нашей России вы знаете? (Дети называют.)
Воспитатель: В нашей стране России очень много городов, и они находятся на очень дальнем расстоянии друг от друга.
- А как попасть из одного города в другой? (На транспорте: автомобиль, самолет, поезд).
Правильно, один из быстрых способов попасть в другой город – это на поезде. Поэтому люди придумали железную дорогу.
- Из чего состоит поезд? (Локомотив и вагоны)
(Воспитатель показывает картинку пассажирского поезда)
Загадка:
Я зашел в зеленый дом,
Но не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Поезд)
- А какой еще вы знаете транспорт, который ездит по рельсам? (Трамвай)
(Воспитатель показывает картинку трамвая)
- Правильно, трамвай ездит по рельсам – это городской транспорт. Управляет трамваем вагоновожатый. Днем трамвай развозит пассажиров по городу по определенному маршруту, а ночью он отправляется в депо на отдых.
Когда трамвай ездит, то его сопровождает такой звук (Звон колокольчика)
Загадка:
Шумный городской вагон –
Пассажиров любит он.
Видишь рельсы – не зевай!
Здесь работает… (Трамвай)
Ребята, есть такой рассказ, его написал Самуил Маршак «Вот какой рассеянный», который жил в городе Ленинграде, сейчас этот город переименовали Санкт-Петербургом. И как-то раз он собрался поехать на поезде в Москву. Я вам предлагаю обыграть этот рассказ. А потом вы мне расскажите, почему этого человека назвали рассеянным? (Дети выбирают рассеянного и его жену)
(В группе стоят атрибуты квартиры - в одном углу, атрибуты ж/д вокзала (касса, буфет, железная дорога, вагон) – в другом углу, на полу полукругом нарисованы «рельсы для трамвая»); (остальные дети садятся на стульчики)
Часть 1 (действия в квартире)
Воспитатель:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
(Человек рассеянный зевает, садится на кровать, потягивается, трет глаза, берет брюки)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки. (Сидит на кровати, надевает брюки на руки)
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
(Подбегает жена, дает рубашку, помогает одеваться правильно, звучит быстрая мелодия)
Стал натягивать гамаши – (надевает гамаши)
Говорят ему:
Жена: «Не ваши» (забирает гамаши, подает брюки, помогает одевать правильно, звучит быстрая мелодия, звучит быстрая мелодия)
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(Натягивает перчатки на ноги, подбегает жена, стягивает перчатки с ног, дает ботинки, звучит быстрая мелодия)
Надевать он стал пальто - (надевает маленькое пальто)
Говорят ему:
Жена: «Не то!» (Забирает маленькое пальто, дает другое)
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
(Хватает чемодан, сумку, надевает сковороду, подбегает жена, забирает сковороду, дает зонт, отправляет, машет рукой вслед)
Воспитатель: Наконец-то наш рассеянный оделся, но пока он так долго одевался, опоздал на трамвай, который ехал до железнодорожного вокзала. Ребята, давайте поможем рассеянному и довезем его на нашем трамвае. Вот рельсы, мы станем в две полосы по рельсам. Я буду вагоновожатым – управлять трамваем, Рассеянный внутри него, а ваша главная цель – строго идти по рельсам.
Воспитатель (при движении)
Этот город запылённый
Большей радости не знал,
Чем пустить трамвай зелёный
От Бассейной на вокзал.
И по рельсовой дороге
Он по городу бежал,
Разогнав стальные ноги,
Мелодично дребезжал.
(Звенит колокольчик)
Человек рассеянный:
Глубокоуважаемый вагоноувожатый
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало, мне надо выходить,
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить.
Воспитатель:
Вожатый удивился,
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
(Дети снова садятся на стульчики, кассир и буфетчица становятся на свои «рабочие места»)
(Рассеянный остается с чемоданом, сумкой и с зонтиком. Раздается гром, шум дождя (фонограмма); открывает зонтик, поет песню)
Песня человека рассеянного (под фонограмму «Остров Невезения»)
1. Гром грянет среди дня,
Солнце скроят тучи.
Говорят про меня:
«Мужчина невезучий».
Что же делать мне тогда?
Жизнь моя потеряна…
Ведь зовут меня всегда –
Человек рассеянный.
2. Всё я забываю
И всё всегда теряю,
Но я не унываю
И весел я всегда.
Ведь всякое бывает
И это ерунда!
Ведь главное, друзья,
Не потерять себя.
Часть 2 (действия на железнодорожном вокзале)
Рассеянный:
И главное, ребята,
Успеть на поезд надо,
Билет надо купить
И что-нибудь попить.
Воспитатель:
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
Буфетчица:
Здесь не касса,
Здесь буфет.
Воспитатель:
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
(Идет в кассу, кассир пожимает плечами, указывает пальцем на буфет)
Раздается голос диспетчера:
«Внимание, внимание, поезд Ленинград – Москва отправляется через пять минут».
(Звучит быстрая музыка, рассеянный бегает из кассы в буфет, из буфета в кассу, наконец, покупает билет в кассе и квас в буфете)
Воспитатель:
Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.
(Садится в отцепленный вагон, засыпает)
Идут мимо вагона две проводницы, поют песню.
Песенка Проводниц (под фонограмму песни «О белых медведях»)
1. В железнодорожной форме,
Красивые ресницы,
Кто же мы такие? -
Девчонки проводницы.
Вы к нам с любой проблемой
Спешите подойти,
Любую неисправность
Мы устраним в пути.
2. Мы рады пассажирам,
Встречаем на перроне,
Билеты проверяем,
Разносим чай в вагоне.
Следим мы за порядком
И будим всех людей,
Чтоб каждый вышел вовремя
На станции своей.
Рассеянный: Это что за полустанок?
Воспитатель:
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
Проводницы: Это город Ленинград.
Воспитатель: Он опять поспал немножко (Рассеянный опять уснул)
Идет мимо Дежурный по вокзалу, поет песню.
Рассеянный:
Что за станция такая –
Дибуны или Ямская? –
Воспитатель: А с платформы говорят:
Дежурный: Это город Ленинград.
Воспитатель: Он опять поспал немножко. (Рассеянный уснул)
Идет обходчик пути, поет песню:
Это что за остановка,
Бологое иль Поповка? –
Воспитатель: А с платформы говорят:
Осмотрщик: Это город Ленинград!
Рассеянный:
Это что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград?! (Спрашивает у зрителей, они отвечают)
Все:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Воспитатель: Ребята, объясните рассеянному, почему же он оказался в Ленинграде, а не в Москве, куда он собирался поехать! Ведь он и билет купил?
(Потому что рассеянный сел в отцепленный вагон. А вагон без локомотива не может ехать. А локомотивом управляет машинист).
Ребята, правильно. Но что бы ездили поезда по железной дороге, нужен не только машинист, но и много других людей, профессии которых называются одним словом – железнодорожники. Какие профессии мы сегодня обыграли? (Проводницы, дежурный по вокзалу, обходчик пути, кассир, диспетчер).
А кто управляет трамваем? (Вагоновожатый)
Воспитатель: Но что же делать с рассеянным? Как ему помочь? Давайте поиграем в «Поезд» и довезем рассеянного. Игра на внимание: когда я скажу «Локомотив» - вы все цепляетесь друг за другом и едите за машинистом, а когда скажу «Вагоны» - вы врассыпную танцуете под музыку.
Выходит машинист, становится первым. Остальные – вагоны. Дети цепляются друг за друга и играют под песню «Мы в поезде».
2. Составить вопросы к беседе для формирования восприятия стихотворения с учетом программных требований (возраст детей по выбору студентов).
Занятие в старшей группе. Разучивание стихотворения Трутневой «Ёлка».
Вопросы:
-Где вырастала ёлка? ( В лесу, на горе). Ответы сопровождаются показом иллюстраций.
- В чём у неё иголки зимой? ( Иголки зимой в серебре).
- А на шишках ледышки стучат? ( Ледышки на шишках стучат).
- Какое пальтишко лежит на плечах? ( Снежное пальтишко лежит на плечах).
- С кем жил под ёлкой зайка? ( С зайчихой своей).
- Стайка каких птичек прилетала с полей? ( Стайка чечёток).
Кто ещё приходил к ёлке зимой? ( Волки).
- Куда увезли ёлку из леса? ( Домой).
- Почему увезли елку домой?