Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.2.5. Произведения поэтов и писателей разных стран



1. Разработать план - конспект занятия для использования с детьми 4-5 лет «Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный» Форма представления плана - конспекта занятия по развитию речи.


Тип занятия

Занятие творческого применения знаний и умений

Вид занятия

Занятие-игра

Цель занятия

Расширять представления детей о железной дороге и железнодорожных профессиях на основе произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный».

Программные задачи

Формировать представление детей об окружающем мире, множества городов нашей Родины – России. Познакомить с картой России. Закреплять умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Соотносить действия людей с их профессией, понимать важность и значимость профессиональной деятельности для общества.

Активизировать словарь детей при помощи песен, загадок, стихов. Упражнять детей в выразительности рассказывания по ролям и коротких диалогов.

Развивать творческую активность в процессе проигрывания произведения. Воспитывать качества личности: ответственность, патриотизм, уважение. Учить понимать юмористический характер произведения.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

Чтение произведения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», заучивание с детьми отрывков из рассказа, заучивание песен человека рассеянного, проводниц, дежурного по вокзалу, осмотрщика пути.

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 2 мин, основная часть – 15 мин, заключительная часть – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

Железнодорожная форма для машиниста, кассира, проводниц, дежурного по вокзалу (сигналы светофора: красный и желтый), осмотрщика пути (оранжевый жилет, пояс с инструментами), напольная железная дорога, плоскостной вагон, касса, билет, буфет, бутылка кваса, колокольчик, восковой мелок.

Для рассеянного: сумка, чемодан, зонт, перчатки, сковорода, два разных по размеру пальто, ботинки, рубашка, гамаши, брюки, шляпа, очки.

Для жены рассеянного: халат, тапочки, коляска с куклой.

Интерьер квартиры: кровать, вешалка с вещами и т.п.

Словарь детей: диспетчер, кассир, проводник, дежурный по вокзалу, осмотрщик пути, машинист, вагоновожатый.

Виды детской деятельности

Восприятие художественной литературы



Ход игровой деятельности
На стене висит карта России. Воспитатель предлагает рассмотреть карту.

Вопросы воспитателя:

- Какая страна изображена на карте? (Россия – наша Родина)

- Назовите столицу нашей родины? (Город Москва)

- А в каком городе мы живем? (В Уссурийске – наша малая Родина, там, где мы родились)

- А какие города нашей России вы знаете? (Дети называют.)

Воспитатель: В нашей стране России очень много городов, и они находятся на очень дальнем расстоянии друг от друга.

- А как попасть из одного города в другой? (На транспорте: автомобиль, самолет, поезд).

Правильно, один из быстрых способов попасть в другой город – это на поезде. Поэтому люди придумали железную дорогу.

- Из чего состоит поезд? (Локомотив и вагоны)

(Воспитатель показывает картинку пассажирского поезда)

Загадка:

Я зашел в зеленый дом,

Но не долго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Поезд)

- А какой еще вы знаете транспорт, который ездит по рельсам? (Трамвай)

(Воспитатель показывает картинку трамвая)

- Правильно, трамвай ездит по рельсам – это городской транспорт. Управляет трамваем вагоновожатый. Днем трамвай развозит пассажиров по городу по определенному маршруту, а ночью он отправляется в депо на отдых.

Когда трамвай ездит, то его сопровождает такой звук (Звон колокольчика)

Загадка:

Шумный городской вагон –

Пассажиров любит он.

Видишь рельсы – не зевай!

Здесь работает… (Трамвай)

Ребята, есть такой рассказ, его написал Самуил Маршак «Вот какой рассеянный», который жил в городе Ленинграде, сейчас этот город переименовали Санкт-Петербургом. И как-то раз он собрался поехать на поезде в Москву. Я вам предлагаю обыграть этот рассказ. А потом вы мне расскажите, почему этого человека назвали рассеянным? (Дети выбирают рассеянного и его жену)

(В группе стоят атрибуты квартиры - в одном углу, атрибуты ж/д вокзала (касса, буфет, железная дорога, вагон) – в другом углу, на полу полукругом нарисованы «рельсы для трамвая»); (остальные дети садятся на стульчики)

Часть 1 (действия в квартире)

Воспитатель:

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

(Человек рассеянный зевает, садится на кровать, потягивается, трет глаза, берет брюки)

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки


Оказалось, это брюки. (Сидит на кровати, надевает брюки на руки)

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

(Подбегает жена, дает рубашку, помогает одеваться правильно, звучит быстрая мелодия)

Стал натягивать гамаши – (надевает гамаши)

Говорят ему:

Жена: «Не ваши» (забирает гамаши, подает брюки, помогает одевать правильно, звучит быстрая мелодия, звучит быстрая мелодия)

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

(Натягивает перчатки на ноги, подбегает жена, стягивает перчатки с ног, дает ботинки, звучит быстрая мелодия)

Надевать он стал пальто - (надевает маленькое пальто)

Говорят ему:

Жена: «Не то!» (Забирает маленькое пальто, дает другое)

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

(Хватает чемодан, сумку, надевает сковороду, подбегает жена, забирает сковороду, дает зонт, отправляет, машет рукой вслед)

Воспитатель: Наконец-то наш рассеянный оделся, но пока он так долго одевался, опоздал на трамвай, который ехал до железнодорожного вокзала. Ребята, давайте поможем рассеянному и довезем его на нашем трамвае. Вот рельсы, мы станем в две полосы по рельсам. Я буду вагоновожатым – управлять трамваем, Рассеянный внутри него, а ваша главная цель – строго идти по рельсам.

Воспитатель (при движении)

Этот город запылённый

Большей радости не знал,

Чем пустить трамвай зелёный

От Бассейной на вокзал.

И по рельсовой дороге

Он по городу бежал,

Разогнав стальные ноги,

Мелодично дребезжал.

(Звенит колокольчик)

Человек рассеянный:

Глубокоуважаемый вагоноувожатый

Вагоноуважаемый глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало, мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала вокзай остановить.

Воспитатель:

Вожатый удивился,

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

(Дети снова садятся на стульчики, кассир и буфетчица становятся на свои «рабочие места»)

(Рассеянный остается с чемоданом, сумкой и с зонтиком. Раздается гром, шум дождя (фонограмма); открывает зонтик, поет песню)

Песня человека рассеянного (под фонограмму «Остров Невезения»)

1. Гром грянет среди дня,

Солнце скроят тучи.

Говорят про меня:

«Мужчина невезучий».

Что же делать мне тогда?

Жизнь моя потеряна…

Ведь зовут меня всегда –

Человек рассеянный.
2. Всё я забываю

И всё всегда теряю,


Но я не унываю

И весел я всегда.

Ведь всякое бывает

И это ерунда!

Ведь главное, друзья,

Не потерять себя.

Часть 2 (действия на железнодорожном вокзале)

Рассеянный:

И главное, ребята,

Успеть на поезд надо,

Билет надо купить

И что-нибудь попить.

Воспитатель:

Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

Буфетчица:

Здесь не касса,

Здесь буфет.

Воспитатель:

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.

(Идет в кассу, кассир пожимает плечами, указывает пальцем на буфет)

Раздается голос диспетчера:

«Внимание, внимание, поезд Ленинград – Москва отправляется через пять минут».

(Звучит быстрая музыка, рассеянный бегает из кассы в буфет, из буфета в кассу, наконец, покупает билет в кассе и квас в буфете)

Воспитатель:

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон,

Внес узлы и чемоданы,

Рассовал их под диваны,

Сел в углу перед окном

И заснул спокойным сном.

(Садится в отцепленный вагон, засыпает)

Идут мимо вагона две проводницы, поют песню.

Песенка Проводниц (под фонограмму песни «О белых медведях»)

1. В железнодорожной форме,

Красивые ресницы,

Кто же мы такие? -

Девчонки проводницы.

Вы к нам с любой проблемой

Спешите подойти,

Любую неисправность

Мы устраним в пути.

2. Мы рады пассажирам,

Встречаем на перроне,

Билеты проверяем,

Разносим чай в вагоне.

Следим мы за порядком

И будим всех людей,

Чтоб каждый вышел вовремя

На станции своей.

Рассеянный: Это что за полустанок?

Воспитатель:

Закричал он спозаранок.

А с платформы говорят:
Проводницы: Это город Ленинград.

Воспитатель: Он опять поспал немножко (Рассеянный опять уснул)

Идет мимо Дежурный по вокзалу, поет песню.

Рассеянный:

Что за станция такая –

Дибуны или Ямская? –

Воспитатель: А с платформы говорят:

Дежурный: Это город Ленинград.

Воспитатель: Он опять поспал немножко. (Рассеянный уснул)

Идет обходчик пути, поет песню:

Это что за остановка,

Бологое иль Поповка? –

Воспитатель: А с платформы говорят:


Осмотрщик: Это город Ленинград!

Рассеянный:

Это что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград?! (Спрашивает у зрителей, они отвечают)

Все:

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Воспитатель: Ребята, объясните рассеянному, почему же он оказался в Ленинграде, а не в Москве, куда он собирался поехать! Ведь он и билет купил?

(Потому что рассеянный сел в отцепленный вагон. А вагон без локомотива не может ехать. А локомотивом управляет машинист).

Ребята, правильно. Но что бы ездили поезда по железной дороге, нужен не только машинист, но и много других людей, профессии которых называются одним словом – железнодорожники. Какие профессии мы сегодня обыграли? (Проводницы, дежурный по вокзалу, обходчик пути, кассир, диспетчер).

А кто управляет трамваем? (Вагоновожатый)

Воспитатель: Но что же делать с рассеянным? Как ему помочь? Давайте поиграем в «Поезд» и довезем рассеянного. Игра на внимание: когда я скажу «Локомотив» - вы все цепляетесь друг за другом и едите за машинистом, а когда скажу «Вагоны» - вы врассыпную танцуете под музыку.

Выходит машинист, становится первым. Остальные – вагоны. Дети цепляются друг за друга и играют под песню «Мы в поезде».

2. Составить вопросы к беседе для формирования восприятия стихотворения с учетом программных требований (возраст детей по выбору студентов).

Занятие в старшей группе. Разучивание стихотворения Трутневой «Ёлка».

Вопросы:

-Где вырастала ёлка? ( В лесу, на горе). Ответы сопровождаются показом иллюстраций.

- В чём у неё иголки зимой? ( Иголки зимой в серебре).

- А на шишках ледышки стучат? ( Ледышки на шишках стучат).

- Какое пальтишко лежит на плечах? ( Снежное пальтишко лежит на плечах).

- С кем жил под ёлкой зайка? ( С зайчихой своей).

- Стайка каких птичек прилетала с полей? ( Стайка чечёток).

Кто ещё приходил к ёлке зимой? ( Волки).

- Куда увезли ёлку из леса? ( Домой).

- Почему увезли елку домой?