Файл: Самостоятельная работа По дисциплине мдк. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Словесные методы и приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос и др.

Практические методы. Цель этих методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать с совершенствовать речевые умения и навыки. Из практических методов чаще всего используем игровые приемы.

Все методы и приемы используются в комплексе и во взаимодействии друг с другом.

2. Изучить пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина и определить зависимость уровня речевого развития детей от формы и характера общения со взрослыми.

Возраст детей

Форма общения со

взрослым

Характер общения

Уровень речевого

развития

Ранний

дошкольный

возраст

- ситуативно-личностная;

- ситуативно-деловая (1-3 года);

- доброжелательное внимание взрослого;

- потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);

- ведущий мотив общения:

1) личностный - взрослый как ласковый доброжелатель;

2) центральный объект познания и деятельности;

3) неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;

4)деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года)

ребенок учится активно подражать взрослым, старается повторять за ними самые различные слова, произнося их не совсем четко и правильно. Развитие речи раннего детства этого периода приобретает черты осмысленности.

Развитие речи в раннем детстве этого периода представляет собой достаточно сформированный запас слов, состоящий уже не только из существительных, но и некоторых глаголов. Малыш умеет называть не только конкретные предметы, но и предметы одного вида.

Младший

дошкольный

возраст

внеситуативно-познавательная

-потребность во внимании, сотрудничестве и уважении;

- познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных. объектах, партнер по обсуждению причин и связей

Представляет собой завершение формирования начальных знаний и навыков, из которых впоследствии начнется новый этап в развитии речи ребенка. В трехлетнем возрасте ребенок с помощью слов может рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Как и в два года, малыш интересуется всем вокруг, задавая много вопросов взрослым.

Старший

дошкольный

возраст

внеситуативно-личностная

-потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживания и взаимопонимания;

- личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами

Речь перестает быть только средством отражения конкретной ситуации. Теперь с ее помощью ребенок учится осмысленно рассказывать, общаться со сверстниками и воздействовать как на себя, так на других людей. Постепенно речь превращается в мощное универсальное средство общения.

продолжает пополняться новыми словами. Также в этом возрасте постепенно происходит формирование письменной речи. Некоторые дети уже в 5-лет неплохо знают буквы, и даже пытаются читать несложные слова.





Тема 2.1.4. Методика развития словаря



1. Составить список из 5-6 дидактических игр на 2 недели для проведения словарной работы с целью использования в совместной деятельности в утренние и вечерние часы с детьми 5-6 лет.

Дидактические игры:

1. «Живая и неживая природа».

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, обогащать словарный запас.

2. «Отгадайте, что за растение»

Цель. Обучать детей описывать предмет и узнавать его по описанию, обогащать словарный запас.

3. «Что это за птица?»

Цель. Обогащать словарный запас, учить детей описывать птиц по их характерным признакам.

4. «Узнай, чей лист».

Цель. Учить детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе, обогащать словарный запас.

5. «Птицы».

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб, обогащать словарный запас.

2. Составить список словесных игровых упражнений (игр) для закрепления названия действий, качеств, свойств, деталей предметов на 1 неделю для индивидуальной работы с детьми среднего возраста.

1. Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

2. Игровое упражнение «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. И т.д.

Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-

3. Игровое упражнение «На что похоже?»

Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…

4. Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг

5) положить на стол и т.д.

3. Отобрать и оформить на карточки упражнения по формированию словаря (не менее 5) с указанием дидактической задачи и игрового действия (возраст детей по выбору студента).


4-5 лет.

1. Упражнение «Подбери нужное слово»

Дидактическая задача: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Игровое правило. Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

2. Упражнение «Кто как кричит»

Дидактическая задача: уточнить названия действий животных.

Игровое правило. кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

3. Упражнение «Запомни и назови»

Дидактическая задача: развивать активный словарь детей.

Игровое правило. Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

4. Упражнение «Часть - целое»

Дидактическая задача: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Игровое правило. Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

5. Упражнение «Что это? »

Дидактическая задача: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Игровое правило. Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.

Берёза, осина, дуб - это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

4. Составить план по обогащению словаря в ходе ознакомления детей с предметным миром

Большое место при ознакомлении детей с предметным миром с целью обогащения словаря занимают специальные занятия по ознакомлению с предметным миром. Основная их цель – ввести в речь детей названия предметов, их частей, некоторых признаков, свойств и качеств. Дети учатся выделять качества и свойства предметов, их назначение, а затем обобщать их в понятийные группы.

Методика этих занятий была предложена Е. И. Тихеевой и уточнена и дополнена В. И. Логиновой. Авторы выделяют 3 группы занятий по ознакомлению с предметным миром:

1- первичное ознакомление с предметом.

2 - ознакомление с качествами и свойствами предметов.


3 - формирование понятий в процессе обобщений.

Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ними. Проводятся в младшем и среднем возрасте.

Значение:

1. Формируется целостное представление о предмете

2. Связь между назначением предмета, его строением, материалом.

Требования к данным занятиям:

1. Познавательная деятельность представлена практическими задачами и опирается на игровые приемы.

2. Использование наглядного материала по количеству детей.

3. Активные действия с предметами, дети выбирают пригодный и мотивируют выбор.

4. Предметы должны быть известны детям.

5. Руководство осуществляется через указания и вопросы.

Структура занятия.

Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Постановка учебной задачи (формирование дифференцированного восприятия осуществляется через игру).

2. Рассматривание предмета, строение, назначение, введение слова.

3. Выбор предмета детьми, закрепление знаний, закрепление слов.

На занятиях по углублению знаний о качествах и свойствах предметов формируется целостное представление ребенка о предмете: устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен, определяются видовые особенности предмета.

Значение:

1. Формируется понятие, что все вещи изготовлены из различных материалов; существуют процессы превращающие материал в вещь (шитье, вязание, лепка, деревообработка и т. д.)

2. Формируются способности видеть в вещи материал, устанавливать свойства материала некоторыми способами (надавить, согнуть, надорвать) .

Требования

1. Тщательное сенсорное обследование.

2. Наглядный материал по количеству детей.

3. Включение в деятельность.

4. Вычленяемые качества должны быть ярко представлены.

5. Сравнение с другими качествами и свойствами других предметов.

6. Руководство воспитателя осуществляется через вопросы и точные указания.

Структура занятия

1. Вводная и заключительная части аналогичны другим занятиям.

Основная часть

1. Вычленение качеств в ситуации той или иной деятельности (сначала указание действия, затем вопрос детям).