Файл: Методические рекомендации по педагогической практике учебная и производственная практика по пм 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Приложение 2

Наблюдение и анализ проведения воспитателем наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом на прогулке
Основные вопросы для наблюдения и анализа

1.Подготовительный этап:

-Цель наблюдения.

- Время проведения.

-Осмотр объекта, выбранного для наблюдения.

-Уточнение объёма знаний, имеющихся у детей.

2. Соответствие особенностей наблюдаемого объекта возрасту детей и требованиям программы.

3.Словарная работа: (новые слова)

4.Обеспечение полноты восприятия целевой установкой (например, после наблюдения зарисуем, составим рассказ, напишем письмо)

5.Интересен ли детям объект наблюдения, обеспечено ли первоначальное яркое целостное восприятие детьми.

6.Позволили ли условия наблюдения выявить характерные особенности наблюдаемых объектов и предметов (сравнение, различение, обобщение).

7.Последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами.

8.Приёмы сосредоточения внимания детей (беседа, использование художественного слова, загадок, пословиц, поговорок, вопросов, пояснений, проговаривание детьми названий предметов и объектов наблюдения и т.п.)

9.Итог: (что узнали, увидели, понравилось, особенно интересно).

10.Работа после наблюдения (книги, картинки, музыка, оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, макетов, организация сюжетно-ролевых игр и т.п.)


Приложение 3.

Анализ проведения экскурсии (аналогично анализу наблюдения)

1.Подготовительный этап:

-Цель и задачи экскурсии.

- Время проведения.

- Предварительный осмотр места и объекта, предметов.

-Уточнение объёма имеющихся знаний у детей.

2. Соответствие содержания экскурсии, особенностей наблюдаемого объекта и предметов возрасту детей.

3.Словарная работа (новые слова)

4.Обеспечение полноты восприятия целевой установкой (например, зарисуем, затем составим рассказ, потом напишем письмо)

5.Интересно ли содержание экскурсии детям, обеспечено ли детям первоначальное яркое целостное восприятие объекта и предметов наблюдения?

6.Позволили ли условия наблюдения в ходе экскурсии выявить характерные особенности наблюдаемых объектов и предметов (сравнение, различение, обобщение).

7.Последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами.

8.Приёмы направления внимания детей (беседа, использование художественного слова, загадок, пословиц, поговорок, вопросов, пояснений, проговаривание детьми названий предметов и объектов наблюдения и т.п.)

9.Итог: (что узнали, увидели, понравилось, особенно интересно)

10.После экскурсионная работа или работа (книги, картинки, музыка, оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, макетов, организация сюжетно-ролевая игр и т.п.).

Приложение 4.

Схема анализа ОД в области «Художественно-эстетическое развитие»

(занятия по изобразительной деятельности)


  1. Программное содержание (цели и задачи занятия).

  2. Основные этапы образовательной деятельности (занятия) и их задачи.

  3. Речь воспитателя (доступная, краткая, эмоциональная).

  4. Как сформулирована цель деятельности перед детьми. Практическая значимость результата деятельности.

  5. Какие приемы объяснения способов решения задач воспитатель использовал (обследование, показ способов действий, объяснения и т.п.)?

  6. Какие приемы формирования эмоциональности и интереса детей, создания творческой атмосферы на занятии использовал воспитатель?

  7. Присутствовал ли индивидуальный, дифференцированный подход к руководству детской деятельностью и решению задач воспитания и развития?

  8. Как был организован анализ детских работ, участие самих детей в нем?

  9. Каково качество детских работ (выразительность, грамотность, оригинальность), степень самостоятельности выполнения работы?

  10. Какие приемы направлены на сохранение внимания и предотвращения переутомления, наблюдается ли смена видов деятельности детей на занятии?

  11. Целесообразность выбора материалов, наглядных пособий для наиболее полного и выразительного раскрытия темы.

  12. Используемое оборудование, оптимальность его расположения и применения.



Приложение 5

Общая схема анализа образовательной деятельности (занятия)

  1. Общие сведения об образовательной деятельности (вид, время проведения, тема, продолжительность).

  2. Содержание программного материала: воспитательные и образовательные задачи, соответствие их возрастным возможностям детей и уровню их развития.

  3. Структура образовательной деятельности, форма проведения, соответствие цели и задачам. Рациональное использование времени.

  4. Санитарно-гигиенические условия (подготовленность оборудования, необходимого для детей и воспитателя, его качество).

  5. Психологическая подготовка детей к занятию (мотивирование деятельности, создание эмоционального фона).

  6. Использование наглядного материала.

  7. Организация начала занятия.

  8. Приемы активизации речи и деятельности детей.

  9. Приемы переключения внимания детей и его концентрации на работе.

  10. Какие знания, умения формируются.

  11. Информационная насыщенность занятия. Полнота и последовательность ознакомления детей с материалом.

  12. Связь материала с жизнью.

  13. Оптимальность выбора методов и приемов работы на каждом этапе занятия.

  14. Стимулирование познавательной деятельности детей. Содействие познавательной самостоятельности и активному мышлению детей.

  15. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  16. Методика содержательной оценки знаний, результатов продуктивной деятельности детей.



Схема анализа ОД в области речевого развития

(занятия по развитию речи)

  1. Тема, цель и задачи.

  2. Организация ОД (помещение, гигиенические требования - мебель, свет, время проведения); двигательная активность детей (физминутки, гимнастика для глаз, динамическая пауза)

  3. Предварительная работа

  4. Использование материалов и оборудования

  5. Словарная работа (новые слова)

  6. Структура ОД:

  7. Организация детей (сюрпризность, загадочность, проблемная ситуация)

  8. приемы привлечения внимания детей (например, «Хотите узнать?», «Хотите научиться?»)

  9. Основная часть:

-использование методов (игровой, наглядный, словесный, практический) и приёмов (объяснение, рассказ, показ, пояснение, вопрос .);


-подача новых знаний;

-сочетание воспитателем форм работы (коллективная, в парах, индивидуальная)

-закрепление полученных знаний и навыков (повторения, проговаривания, упражнения, работа с -дидактическим материалом)

-действия воспитателя по ходу ОД (следит за активностью детей, за участием в работе и т.п.); темп проведения.

  1. Заключение:

а) Анализ работы например, сравнение с результатом предыдущего занятия),

оценка работы детей (полные – неполные ответы, выразительность речи и т.п.)

б) переключение детей воспитателем на другой вид деятельности (игру, подготовку к прогулке и т.п.)

  1. Степень усвоения детьми данного материала.


Приложение 6

Изучение условий, созданных в ДОО, по экологическому образованию дошкольников.

Имеется ли в ДОО специально оборудованное помещение для осуществления экологического образования детей?

Какие объекты живой и неживой природы имеются в детском саду, в отдельных группах?

Каким образом оборудована территория детского сада для проведения с детьми работы по экологическому воспитанию?

Какова тематика проектов, реализуемых в ДОО, по данному направлению?

Анализ оформления и содержания уголка природы

Соблюдены ли требования, предъявляемые к уголку природы?

Для уголка природы отбираются типичные представители той или иной группы растений, неприхотливые по своим потребностям, легко переносящие условия закрытого помещения, абсолютно безопасные и безвредные для жизни и здоровья детей; жизненные циклы их должны быть наглядно представлены для наблюдения.

Размещаются растения в соответствии с их потребностями в свете, тепле; при этом учитываются удобства для труда и наблюдений, а также эстетические качества; объектов. Способы ухода должны быть доступны детям и соответствовать возможностям ребенка дошкольного возраста. Подбор растений в уголке природы разных возрастных групп осуществляется с учетом программы знаний, которые формируются у детей данного возраста, задач развития трудовых навыков и умений, деятельности наблюдения.

План ответа:

  1. Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям: дидактической ценности, безопасности для здоровья, типичности объектов, доступности, уходу и др.?

  2. В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов?

  3. Какие рекомендации можно сделать по улучшению уголка природы?




Приложение 7

Анализ оформления и содержания уголка занимательной математики

Основные вопросы для наблюдения и анализа

Какие игры имеются в уголке занимательной математики? (Игры со счетом, дидактические игры на развитие математических представлений и закрепление знаний о величине и форме, времени и пространстве). Каким образом воспитатель формирует элементарные математические представления у детей в процессе бытовой и игровой деятельности, работая с подгруппами детей и индивидуально?
Приложение 8

Разработайте конспект наблюдения на прогулке на одну из предложенных тем

  • Наблюдение за снегом.

  • Наблюдение за солнцем.

  • Наблюдение за птицами.

  • Наблюдение за деревьями.

Примерный конспект проведения наблюдения на прогулке.

Наблюдения за воробьями осенью

Вторая младшая группа Цель: дать представления о том, что воробей - маленькая птич­ка, летает, чирикает, вызвать положительные чувства

Ход наблюдении

Чтение стихотворения «Воробей с березы На дорожку - прыг! Бола вас нет мороза Чик-чирик!» Беседа:

- Ребята, как нужно подойти к воробушкам и вести себя, наблюдая за ними? Почему?

Предложить тихо подойти поближе и рассмотреть воробьев

- Нравятся ли они?

Маленькие или большие?

- Видно ли всем, что у воробьев есть голова, и они могут повернуть ее, как будто оглядываясь?

Предложить понаблюдать, как воробьи поворачивают голову и смотрят.

Сказать, что голова в тело воробья покрыто перьями, есть крылышки и хвостик:

- Чем покрыто тело? Что ость на теле? Попросить посмотреть их, когда воробей полетит.

• Что делает воробей? Предложить послушать:

- Что слышно?

- Кто же это поет?

- Весело или грустно? (Пояснить, что воробьи обрадовались солнцу, теплу, поэтому и поют весело).

Далее проводится игра ''Воробушки и автомобиль ".

Средняя группа

Цель: учить сравнивать воробья в голубя, находить разницу, ус­тановить взаимосвязь оживленного поведения птицы и наступления осени, холода.