Файл: Методические рекомендации по педагогической практике учебная и производственная практика по пм 03.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 9.

Рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей

  1. Организовать совместную деятельность воспитателя и детей на занятии.

  2. Создать игровую ситуацию.

  3. Использовать игровые и практические упражнения – основной приём формирования интеллектуальных умений.

  4. Делать повторение инструкции ребёнку несколько раз, чтобы затем ребёнок сам мог повторить её.

  5. Побуждать ребёнка к проговариванию того, что он делает или собирается делать.

  6. Поощрять детей (отдельно каждого ребёнка) за его успехи.


Приложение 10.

Методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2. обогащение и активизация словаря;

3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;

4. правильное понимание детьми задания «придумать».

В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа:

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Варианты творческого рассказывания:

1. Придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;

2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);


3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.

Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно-следственных связей и воспитанию чувств.

Во-первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям

Во-вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.

В-третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. Е. не прерываться.

Методы обучения рассказыванию детей:

Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения

, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.

Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую очередь, учитывать речевую задачу, которую он ставит перед детьми. Объём рассказа – образца, его содержание и сюжет, словарный запас, стиль повествования определяются речевой задачей.

Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.

Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.

План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.

Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.

Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.

Л.Н. Ефименкова рекомендует использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т.А. Ткаченко использует наглядные планы в виде «опорных сигналов» - схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.

При составлении рассказов по серии сюжетных картин роль наглядного плана выполняют сами картинки.

Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Этот приём часто используют логопеды.

Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог.
Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.

В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.

Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности повышение самостоятельности.
Приложение 11.
Рекомендации к проведению образовательной деятельности по обучению грамоте

В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение, также важно сочетание наглядных и игровых приемов.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;

  • развитие мимической мускулатуры;

  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

  • формирование черт гармонической личности.

Во время обучения используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.

  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.

  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.

  4. Физминутки несут речевую нагрузку.

  5. Задания на словотворчество детей.

  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.


Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сюжетов сказок;

  • элементов фольклора;

  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

  • литературных персонажей;

  • известных и придуманных игр;

  • элементов сюжетно-дидактических игр;

  • сюжетных и пейзажных картин;

  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;

  • настольно-печатных игр;

  • сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

  1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

    1. Сообщение темы занятия.

Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.