Файл: Методические рекомендации по педагогической практике учебная и производственная практика по пм 03.docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 9.
Рекомендации по проведению непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений у детей
-
Организовать совместную деятельность воспитателя и детей на занятии. -
Создать игровую ситуацию. -
Использовать игровые и практические упражнения – основной приём формирования интеллектуальных умений. -
Делать повторение инструкции ребёнку несколько раз, чтобы затем ребёнок сам мог повторить её. -
Побуждать ребёнка к проговариванию того, что он делает или собирается делать. -
Поощрять детей (отдельно каждого ребёнка) за его успехи.
Приложение 10.
Методические рекомендации по обучению детей творческому рассказыванию
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:
1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
2. обогащение и активизация словаря;
3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
4. правильное понимание детьми задания «придумать».
В формировании детского художественного творчества выделяют три этапа:
На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.
Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.
На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Варианты творческого рассказывания:
1. Придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания);
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.
Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.
Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно-следственных связей и воспитанию чувств.
Во-первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям
Во-вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.
В-третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. Е. не прерываться.
Методы обучения рассказыванию детей:
Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения
, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.
Чтобы грамотно составить рассказ – образец, педагог должен в первую очередь, учитывать речевую задачу, которую он ставит перед детьми. Объём рассказа – образца, его содержание и сюжет, словарный запас, стиль повествования определяются речевой задачей.
Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.
Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.
План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.
Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.
Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.
Л.Н. Ефименкова рекомендует использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т.А. Ткаченко использует наглядные планы в виде «опорных сигналов» - схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.
При составлении рассказов по серии сюжетных картин роль наглядного плана выполняют сами картинки.
Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Этот приём часто используют логопеды.
Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог.
Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.
В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.
Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности повышение самостоятельности.
Приложение 11.
Рекомендации к проведению образовательной деятельности по обучению грамоте
В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение, также важно сочетание наглядных и игровых приемов.
Развитие проводится по основным направлениям:
-
развитие сенсорных и моторных функций; -
развитие мимической мускулатуры; -
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени); -
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; -
формирование черт гармонической личности.
Во время обучения используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Схема занятия включает:
-
Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями. -
Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения. -
На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи. -
Физминутки несут речевую нагрузку. -
Задания на словотворчество детей. -
Задания на коррекцию психических функций.
Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Некоторые варианты организации занятий с использованием:
-
сюжетов сказок; -
элементов фольклора; -
воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; -
литературных персонажей; -
известных и придуманных игр; -
элементов сюжетно-дидактических игр; -
сюжетных и пейзажных картин; -
специально изготовленных пособий, рисунков, панно; -
настольно-печатных игр; -
сюжетов и героев мультфильмов.
В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.
Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:
-
Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).
Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
-
Сообщение темы занятия.
Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.
Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.
На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.