Файл: 1. Расскажите о значении режиссерских игр для развития детей. Покажите своеобразие режиссерских игр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям. Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

23.1. Значение строит. игр. Методика руководства.

Строительные игры похожи на сюжетно-ролевые и рассматриваются как их разновидность. У них один источник – окружающая действительность, они объединяют детей на основе общих интересов, деятельности и являются коллективными.

Основным содержанием строительных игр является отображение окружающей жизни в разнообразных строениях и связанных с ним действиях. Строительство часто возникает в ходе сюжетно-ролевой игры и ведет ее за собой. Например, дети задумали играть в игру «Моряки» - у них возникает потребность строить корабль. Тем не менее, строительная игра может возникать и как самостоятельная, тогда уже на ее основе развивается та или другая сюжетно – ролевая игра. Например, дети строят театр, а потом играют в актеров.

В строительной игре основным является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека, подражание ей.

Строительные игры имеют важное значение и для физического воспитания дошкольников. В этих играх проявляется двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Начиная строить, дети переносят строительный материал на место строительства, размещают его на полу или столе, переходят с места на место, наклоняются, при этом активно действуют руками, то есть активно задействуют разные мышцы. Это сближает строительные игры с подвижными и способствует физическому развитию ребенка.

Один из способов объединения детей в игровых действиях является строительство воспитателем.

В средней группе предполагается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование созданных строений в сюжетно- ролевых играх, обучение строительству не только по определенному образцу, но и по определенной теме, освоение более сложных приемов работы. Дети 4-5 лет уже имеют необходимый опыт в простейших его формах, умеют играть небольшими коллективами, распределять между собой строительный материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата. Воспитатель привлекает малышей к организации игры со строительным материалом, беседуя с ним о том, как
можно интересно играть, какие сооружения построить. 4-5 – летние дети еще не способны самостоятельно отобразить в строительной игре то, что они видели. Сооружая образец здания, воспитатель обращает внимание на то, что каждый дом имеет основу, фундамент, на котором воздвигают стены. Вместе с детьми выбирает необходимый материал, следит, как малыши кладут фундамент, дальше возводят стены, делают окна и т.п. Когда дети овладеют основами строительства, воспитатель учит их выбирать темы, определять последовательность строительства: из чего начинать, как продолжать, чем завершить, то есть планировать свою деятельность.

Руководя строительными играми детей этого возраста, следует обогащать их впечатления об окружающей жизни, предусматривать возможность использования в игре представлений, которые уже имеют дети. Целесообразно учить их определенным приемам, используя образец и сооруженное совместно с воспитателем здание, направлять в уже известных строительных играх. Дети должны учиться считаться с мнением партнера, справедливо оценивать взнос каждого в общее дело, скромно определять свою частицу.

Методы и приемы руководства конструированием в образовательной и непосредственно образовательной деятельности:

Детям пятого года педагог показывает образцы гармоничных в цветном отношении построек, объясняет, что постройка становится красивой, когда удается им хорошо сочетать детали по цвету.

Продолжает развивать умение работать организованно, соблюдая порядок в использовании строительного материала, рационально раскладывая его для занятий, игр на столах. Учить компактно, размещать детали, чтобы они не занимали много места.

Детям дается сюжетные игрушки, побуждающие к совместной игровой деятельности.

Использование художественного слова для сопровождения самостоятельных игр и организации образовательной деятельности.
24,1. В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат педагогически ценные качества игрушек.

Существует два типа критериев оценки настольных, компьютерных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Критерии 1 группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушки: провоцируют ребенка на агрессивные действия;

вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;


вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцируют, ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Критерии 2 группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка:полуфункциональность, способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);

дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;

эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.Игрушки являются объектами игр и педагогическим средством воспитания детей. Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Как средство гармонического воспитания, игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей. При отборе игрушек для детей разных возрастных групп, педагог должен учитывать все её качества: эстетичность, функциональность, соответствие санитарным нормам САНПИНа, безопасность, привлекательность. Игрушки должны соответствовать возрасту ребёнка,для малышей актуальны: погремушки, игрушки-пищалки;

для детей 2-3 лет: куклы, коляски, животные, заводные игрушки; для детей 3-4 лет: игровые модули (кухня, магазин, гараж, парикмахерская), настольные игры, игрушки, которые можно собрать и разобрать. Педагогические требования к игрушке:1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. 2.Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки. Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. 3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. 4.Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Гигиенические требования к игрушкам: 1.Игрушки должны быть изготовлены из высококачественного нетоксичного материала. 2.Воспитатель должен следить за состоянием игрушек и своевременно устранить появившиеся дефекты. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т. д.


Рекомендации родителям

                       Игрушки из реальной жизни

Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот
, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.