Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важны поведенческие реакции на стрессовую ситуацию. Активный поиск способов его изменения приводит к стабильности организма, отказ от активного поиска может привести организм в фазу истощения и даже смерти.

Компенсаторные адаптации - это адаптивные реакции организма на повреждение, в результате которых органы и системы не подвергаются воздействию повреждающего агента посредством заместительной гиперфункции или качественных изменений функции. Эта срочная компенсация очень важна в экстремальных ситуациях, но, очевидно, несовершенна. В дальнейшем, в процессе обучения и формирования структурно фиксированных временных связей, формируются навыки, касающиеся совершенствования операций левой рукой, обычно выполняемых правой; далее, формирование срочного или недостаточно совершенного выполнения действий для достижения стабильной долгосрочной.

А. С. Солодков выделил выделяет:

а) изменения во взаимосвязи регулирующих механизмов;

б) мобилизация и использование физиологических резервов организма.

В адаптивной физической культуре выявление причинно-следственных связей имеет первостепенное значение. Одна причина может вызвать цепочку последствий, которая становится причиной новых расстройств и является сопутствующей основной патологии.

Знание причинно-следственных связей необходимо при выборе физических упражнений, их направленности и сложности; определении продолжительности воздействия в сочетании с отдыхом во время двигательной реабилитации, физического воспитания или рекреационных мероприятий.

Процесс адаптации к окружающей среде начинается с рождения и длится каждый день, каждую секунду. Организму приходится приспосабливаться ко всем внешним условиям: перепадам температуры в атмосфере или воздействию микроорганизмов; разнообразным психологическим, социальным воздействиям (social).

Адаптация – это итог достижения соответствия морфофункционального состояния организма условиям его жизнедеятельности, которые создает для него окружающая среда.

Поскольку человеческий организм представляет собой сложную, многофункциональную систему, адаптация включает в себя все виды адаптации к общим природным условиям и производственным потребностям.

Генотипическая адаптация формируется в процессе эволюции человека, основанной на наследственной изменчивости и мутации. Ее достижения закреплены генетически посредством естественного отбора или селекционного процесса; они сохраняются до конца жизни.


Важным значением развития структурного следа является наличие стрессовой реакции, возникающей при любом изменении окружающей среды. Эта реакция является важной частью целостного механизма адаптации: структурный отпечаток способствует формированию нового структурного следа путем мобилизации резервов организма и повышает стабильность систем, ответственных за ассимиляцию; с другой стороны, он обеспечивает сохранение старых следов от перепрограммирования организмом или его часть.

В итоге формирования адаптационных реакций организм приобретает новое качество в виде устойчивости к гипоксии, холоду и физическим нагрузкам. Эти новые качества организма выражаются прежде всего в том факте, что он не может быть поврежден адаптационным фактором. Адаптация как фактор профилактики относится к тому факту, что организм может адаптироваться к действию не только одного или нескольких факторов одновременно. Это называется комбинированной адаптацией организма и способствует его уравновешиванию в эмоционально больных ситуациях предотвращает острую сердечно-сосудистую недостаточность в конфликтной ситуации.

Особое внимание уделяется адаптации организма к экстремальным, стрессовым условиям. Такие ситуации возникают в различных видах человеческой деятельности и предполагают ответственность за риск; необходимость контролировать человеческие эмоции и поведение при любых условиях.

На протяжении всей жизни человек постоянно подвергается стрессу, в результате длительного и интенсивного действия которого развиваются заболевания.

Социальные стрессоры могут быть в форме стихийных бедствий, войн и травм. Не менее распространены социально обусловленные ситуации с унижением, предательством или крушением надежд; разочарование. Многие инвалиды, внезапно потерявшие конечность или слух в трудных условиях, оказываются в таких ситуациях. Конфликт между людьми и их окружением заключается в необходимости реализации защитной реакции самосохранения без возможности ее реализации при существующих обстоятельствах.

В результате воздействия различных экстремальных факторов, как физических, так и психических, в организме происходят однотипные биохимические изменения – реакция адаптации организма к предъявляемым требованиям. Выраженность изменений зависит от интенсивности стресса, функционального состояния физиологических систем и характера поведения человека.


По словам Г. Селье, не может быть деятельности без страха; это катализатор для активизации всех его способностей: он повышает устойчивость к негативным воздействиям.

Поведенческие реакции на ситуацию играют важную роль в характере последствий стресса. Активный поиск способов его изменения приводит к стабильности организма, отказ от активного поиска может привести к гибели организма.

В состоянии эмоционального напряжения, под воздействием стресса, энергетические и структурные ресурсы мобилизуются, передаются интенсивно функционирующим системам.

Внутренне хаотичное, энергетически расточительное эмоциональное поведение – одно из самых творческих проявлений тела. Эмоции изменяют порог восприятия и служат дополнительным средством коммуникации в критических ситуациях.

Критерием успешного выбора эмоционального поведения является практический результат, поскольку в конечном счете эмоция выступает доминирующим фактором в стабилизации всех систем организма к условиям изменившейся окружающей среды.

Чуыства играют важную роль в адаптивной физической культуре. Стимулятор эмоционального поведения – это игра, в основе которой лежит безопасный режим проведения игр и соблюдения техники безопасности во время игры человеком с ограниченными возможностями.

Но даже самые общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методологии адаптации.

Системные знания позволяют исследователям выбирать соответствующие психологические методы для их идентификации.

В психодиагностике здоровья есть три фактора, которые наиболее близки к здоровью и болезни:

I. Основной предшествующий фактор: самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью [8; 10].

1. Первичные предшествующие факторы.

а) В личностных чертах присутствуют типичные поведенческие черты. Это, например, поведенческие факторы типа А (изначально амбиции и жажда успеха), в отличие от типа В.

б) Личностные конструкты, связанные с реакциями на происходящее – оптимистические или пессимистические взгляды и так далее.

Эти личностные конфигурации называются поддерживающими или вспомогательными переменными в рамках их предполагаемой роли в здравоохранении или заболевании.

Личностные конструкты, которые отражают отношение человека к окружающей среде и определяют его субъективную значимость для здравоохранения.

Если говорить об эмоциях, то они вызваны двумя основными причинами: во–первых, это алекситимия – нарушение речи при описании словами собственной эмоции и других эмоций. Эта проблема связана со многими психосоматическими заболеваниями – бронхиальной астмой или эмоциональными заболеваниями.


2. Когнитивные аспекты и человеческие характеристики. Основными понятиями такого рода факторов являются здоровье, качество жизни или благополучие поведения.

3. Социально–экологические факторы.

Вопросы адаптации, рабочей среды и охраны труда, проблемы брака или семьи.

4 Демографических фактора: пол, возраст и статус.

Другими словами, благоприятные факторы оказывают на человека различное воздействие.

II. Передатчики – это специфические формы человеческого поведения, которые возникают в результате стресса.

Это стереотипы поведения, которые помогают укреплять здоровье. – Спорт и физкультура Соблюдение режима безопасности на работе; забота о собственном здоровье: решение многоуровневых задач (например, об опыте и адаптации к проблемам)

III. Мотивация является общим фактором реакции.

1. Стресс как общее адаптивное отношение организма к психике.

2. Наличие заболевания

3. Адаптационные возможности человека как интегральная характеристика физического ресурса.

По мнению А. Г. Маклакова, она включает в себя личностную адаптацию человека, т.е. адаптивную способность человека, т.е. адаптивную способность личности [7].

Согласно К.В. Павлову, мотивация – это совокупность фоновых реакций человеческого организма при определении состояния «здоровье–болезнь»[8].

То есть негативное состояние психики является показателем нарушения динамического баланса в системе адаптации профессионального человека, поскольку нарушается баланс между социальной и природной средой и психологическими установками индивида.

То есть возникновение расстройства здоровья или психосоматического заболевания часто связано с развитием неблагоприятных психических ситуаций на работе - умственной усталости, напряжения, монотонности, дистресса и так далее.

Психологи труда считают, что негативное состояние человека на работе связано с целями его профессиональной деятельности, особенностями материального и информационного обеспечения с точки зрения «цели – средства – результаты». Состояние человека определяется:

Принимая во внимание критерии осознания целей деятельности, можно выделить субъективные аспекты отношения человека к действиям:

1 Степень понимания своих желаний и целей.

2 Способность достигать результатов.

Деградация преобладает под воздействием негативных факторов. Настроение является стабильным компонентом психики, обеспечивает связь структуры человека с физическими и психическими тонами человека.