Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Полученные данные позволяют сделать вывод, что при высоком уровне адаптации военнослужащие характеризуются концентрацией, энергией, высокой мотивацией, активностью даже при высокой утомляемости.

Обладая высокой адаптацией, военнослужащий респектабелен, имеет устоявшиеся взгляды и идеи, принимает только проверенные временем события, с подозрением относится к новым людям и терпимо относится к трудностям.


Рисунок 3.3 – Корреляционная плеяда качеств, подлежащих изучению в ходе проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору
На основании полученных данных можно сделать вывод, что военнослужащие с высокой степенью адаптации обладают высоким уровнем развития общих когнитивных способностей, высоким уровнем нервно-психической устойчивости, в высокой степени ориентированы на военную службу, имеют низкий уровень склонности к девиантному поведению и экстремизму.

Военнослужащие с высоким уровнем адаптации отличаются гибкостью мышления и скоростью принятия решений. Они легко проникают в суть проблемной ситуации, при выполнении задач ориентируются на новые подходы, пытаются найти оптимальные решения текущей проблемной ситуации.

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, был бы проведен корреляционный анализ.

Проанализировав полученные результаты корреляционного анализа (приложение Е), мы можем сделать следующие выводы (см. рис. 3.3).

При высоком уровне адаптации военнослужащие имеют положительную взаимосвязь с общими когнитивными способностями, т.е. при высоком уровне когнитивных способностей наблюдается повышение нервно-психической устойчивости, высокая направленность на военную службу.

Вы можете видеть связь между адаптацией и ориентацией на военную службу. При высокой нервно-психической стабильности большое внимание уделяется военной службе (и наоборот). при увеличении выраженности одного показателя «ориентация на военную службу» наблюдается снижение склонности к девиантному поведению и наоборот.

Проанализировав полученные результаты корреляционного анализа, мы можем сделать следующие выводы (см. рисунок 3.4).


Рисунок 3.4 – Корреляционная плеяда взаимосвязи адаптации и личностных качеств
Существует статистически значимая умеренная положительная взаимосвязь между шкалами «Доверчивость-подозрительность» и «Адаптивность» (r=,291 p=002). Это означает, что при высоком уровне адаптации военнослужащий стремится к общению, легко и быстро устанавливает контакты. Не испытывает напряжения в большой аудитории. Сохраняет уверенность в себе, способен отстаивать свою позицию при общении с авторитарными людьми.


Статистически значимая умеренная отрицательная взаимосвязь между шкалами «Конформизм-доминирование» и «Адаптация» (r=-,260, p=000) подтверждает, что военнослужащие с высокой адаптацией активно стремятся занять руководящую позицию, иметь и отстаивать собственное мнение, но не стремятся навязывать его другим, принимать решения самостоятельно.

Следует отметить, что при высоком уровне адаптации наблюдается снижение уровня самообвинения (r=,-340 p = 005). Солдат критически относится к реальности, редко беспокоится о будущем. Самооценка высокая, уверен в себе.Мы терпимо относимся к критике и комментариям.

Снижение уровня самоконтроля (r=-,281, p=001) характерно для высокого уровня адаптации.Солдат способен мобилизовать себя для достижения своей цели, несмотря на внешнее и внутреннее сопротивление. Сохраняет самоконтроль в критических ситуациях, умеет регулировать свои эмоции. Он действует вдумчиво, настойчиво.

Наблюдается, что при высоком уровне адаптации высокая эмоциональная устойчивость, выносливость, спокойствие. Солдат спокойно оценивает ситуацию, управляет ситуацией. Эмоциональные срывы маловероятны. (r=-,340, p=000).

На признак высокой адаптации указывают такие личностные характеристики, как настойчивость, ответственность, решительность, добросовестность, упорство (r=,315 p=001). А также высокое чувство долга, соблюдение моральных норм, деловая ориентация.

Таким образом, подтверждается, что личностные особенности военнослужащих срочной службы способствуют сохранению их психологического здоровья и адаптации.

Установлено, что военнослужащие с высоким уровнем адаптации обладают личностными качествами, которые помогают им успешно адаптироваться, выполнять задачи в соответствии со своим предназначением, занимать высокую военно-профессиональную ориентацию, организовывать работу в команде; способностью планировать, распределять и контролировать работу; способностью брать на себя ответственность за решения и принятые меры.


ВЫВОДЫ
В ходе сравнительного анализа были получены результаты, позволяющие нам сделать следующие выводы:

1. Профессионально важными качествами, подлежащими изучению при проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору, оценка которых позволяет прогнозировать успешность военно-профессиональной деятельности и признаками высокой адаптации являются общие когнитивные способности и ориентация на военную службу.

2. При высоком уровне адаптации военнослужащие имеют высокий уровень развития общих когнитивных способностей. Военнослужащие с низкой степенью адаптации имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокий уровень адаптации указывает на высокий уровень сосредоточенности на военной службе. Военнослужащие этой категории характеризуются повышенным интересом к военному делу в целом, отдельным военным должностям. Военнослужащие с низким уровнем адаптации имеют признаки девиантного поведения.

3. Военнослужащие с высоким уровнем адаптации отличаются гибкостью мышления и скоростью принятия решений. Они легко проникают в суть проблемной ситуации, при выполнении задач ориентируются на новые подходы, пытаются найти оптимальные решения текущей проблемной ситуации.

4. При высоком уровне адаптации военнослужащий стремится к общению, легко и быстро устанавливает контакты, активно стремится занять руководящую должность, имеет и отстаивает собственное мнение, но не стремится навязывать его другим, самостоятельно принимает решения. Солдат критически относится к реальности, редко беспокоится о будущем. Он способен мобилизовать себя для достижения своей цели, несмотря на внешнее и внутреннее сопротивление. Сохраняет самоконтроль в критических ситуациях, умеет регулировать свои эмоции. высокая эмоциональная устойчивость, выносливость, спокойствие. Солдат спокойно оценивает ситуацию, управляет ситуацией. Эмоциональные срывы маловероятны. Признаком высокой адаптации являются такие личностные характеристики, как настойчивость, ответственность, решительность, добросовестность, усидчивость

Проведенное исследование подтвердило, что такие личностные качества военнослужащих
, как расслабление, высокий самоконтроль, гибкость, уверенность в себе, практичность, мужество и эмоциональная стабильность, способствуют адаптации и сохранению их психического здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы адаптации человека являются одной из фундаментальных общепсихологических проблем. Раскрытие механизмов адаптации, особенностей протекания адаптационного процесса приводит к пониманию отношений людей с обществом и природой в изменчивых условиях существования; а также прогнозированию психического развития их подчиненных по отношению ко всему миру.

Теоретический анализ подходов к проблемам адаптации позволил нам прийти к выводу, что при рассмотрении проблем психологической адаптации необходимо выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный.

В ходе анализа научных исследований И. П. Павлова, П. К. Анохина и других было выделено несколько подходов к определению процесса адаптации: тот или иной из них был частью феномена «адаптация». Несмотря на существование множества определений понятия «адаптация», существуют объективно общие подходы и особенности, которые позволяют утверждать, что адаптацию можно охарактеризовать как динамическое формирование в процессе приспособления к условиям окружающей среды. В живой саморегулирующейся системе существует свойство, опосредующее ее устойчивость к условиям окружающей среды, что подразумевает определенный уровень развития адаптивных способностей.

Адаптация молодых военнослужащих срочной службы к условиям службы требует большой нервной работы, связанной с отказом от многих привычек и наклонностей в течение нескольких десятилетий; подчинением их поведения новым требованиям.

Теоретическая значимость работы определяется важностью психологического анализа процедур, обеспечивающих направленное изменение личностных качеств человека. Полученные результаты позволяют определить некоторые личностные качества, которые функционально соответствуют ситуации и требованиям, предъявляемым к личности военнослужащего.

Устойчивая психическая адаптация - это уровень активности, система взаимоотношений, определяющая поведение человека, адекватное условиям окружающей среды, и успешность его взаимодействия с военной средой.

Практическое применение исследования определяется возможностью его использования для организации и коррекции процесса адаптации молодых людей к военной службе, используемого в случаях введения человека во вновь создаваемые профессиональные отношения. Личностные особенности военнослужащих, способствующие адаптации и сохранению психического здоровья.


Когда условия жизни меняются, привычная умственная деятельность, регулирующая поведение человека в преобладающих условиях, дезорганизуется.

Таким образом, исследовательская гипотеза подтвердилась, цель достигнута, а задачи выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Медведев Г.П., Бубин Б.Г., Колесников Ю.С. Адаптация - важная проблема педагогики высшей школы. - Советская педагогика, 2005. - № 3.

  2. Авдеев В.В., Чернов С.А., Глемба Л.В. Теория и практика воспитательной работы: Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское ВВКУ, Ч. 1, 2008. - 200 с.

  3. Котова И.Б., Общая психология [Текст] : Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Академцентр, 2013. - 480 c

  4. Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г. М. Андреева; - М.: Аспект Пресс, 2014. - 312 с.

  5. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов, Мин. Образ. РФ 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева; - М.: Аспект Пресс, 2013. - 364 с.

  6. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Ф. Е. Василюк; - М.: Прогресс, 2012. - 216 с.

  7. Диденко, И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптациивоеннослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности / И.В. Диденко. –Ростов-на-Дону:, 2007 – С. 229

  8. Гартман Г. Психоаналитическая концепция адаптации личности [Текст] / Г. Гартман; - М.: Юнити, 2014. - 342 с.

  9. Корытков В. А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России. / диссертация на соискание степени к. п.н.– Новосибирск, 2013.

  10. Маслова, Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД: автореф. дис.... канд. псих, наук / Ж. М. Маслова. — СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.

  11. Данченко А. М. Вопросы психологии и педагогики высшей военной школы / А. М. Данченко; - Ленинград, 2014. - 197 с

  12. Макарова, И.В. Общая психология [Текст] : Краткий курс лекций / И.В. Макарова; - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.

  13. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация [Текст] : Механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян - СПб.: Эксмо, 2012. - 237 с

  14. Розанов С.И. Военная психология [Текст] / С.И. Розанов. - М.: Форум, 2012 - 274 с.

  15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина; - Спб.: Питер, 2014. - 224 с.

  16. Котова И.Б., Общая психология : Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Академцентр, 2013. - 480 c.

  17. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  18. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном ВУЗе: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С. Ю. Добряк. - СПб, 2015.-22 с

  19. Козловская Л.И. Тревожность как проявление низкого уровня самоактуализации индивида // Клинические Павловские чтения. Сборник работ. Выпуск четвертый, - Санкт-Петербург, 2002., с. 41-43.

  20. Аксёнова П.Ю. Психолого-педагогическая модель формирования адаптации курсантов к учебно-воспитательному процессу[Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук / П. Ю. Аксёнова. - Рязань, 2011. 254 с

  21. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  22. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  23. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  24. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  25. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе [Текст] : дисс. канд. психол. наук / Ж. Г Сенокосов - М.: Голицынский пограничный институт ФСБ России, 2012. - 264 с.

  26. Завражнов В. В. Железнова Е. Д. Возможности социальной работы с военнослужащими // Молодой ученый. 2016. №27. С. 748-751.

  27. Исянов Р.Ш. Социальная защита военнослужащих / Р.Ш. Исянов, Е.В. Еремина // Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития . 2014. № 4. С. 49- 52.

  28. Копрова Н.А. Сущность и специфика социальной работы с семьей военнослужащих / Н.А. Копров // Национальная безопасность России в глобализированном мире: состояние, вызовы, риски и механизмы устойчивого развития . 2015. № 2. С. 242-243.

  29. Кричинский П.Е. Основы социального государства: Учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 124

  30. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций: Учебное пособие / В.Г. Крысько. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 256 с.

  31. Маслов Н.А. правовой статус военнослужащих срочной службы / Н.А. Маслов // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2012. № 3(58). С. 37-47. 21.

  32. Маргулян Я.А. Организация социальной защиты отдельных групп населения / Я.А Маргулян// Концептуальные основы современного социального государства и социальное право . 2015. № 2. С. 99-109. 22.

  33. Маркелова В.И. Технологии социально-медицинской работы с военнослужащими / В.И. Маркелова // Сервис в России и за рубежом . 2012. № 4 (9). С. 45-50. 23.

  34. Новикова Е.Ю. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьей / Е.Ю. Новикова // Новая наука: стратегии и вектор развития . 2016. № 2-2 (64). С. 128-130. 24.

  35. Разов П.В. Современное состояние социальной защиты военнослужащих Российской Федерации / П.В. Разов, А.В. Чаевич, В.А. Архипов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 84-92. 25.

  36. Семенкова С.Н. Сущность военно-социальной работы с военнослужащими в процессе военно-профессиональной деятельности / С.Н. Семенова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения . 2012. № 25-1. С. 183-188.

  37. Сигида Е.И. Теория и методология практики медико-социальной работы: Монография / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 236 с.

  38. Судаков А.Ю. Военно-социальная работа в системе социальной защиты военнослужащих / А.Ю. Судаков //Вестник поволжского института управления. 2012. № 1. С. 147-153. 28. Тютченко А.М. Военно-социальная работа как социокультурный концепт на современном этапе / А.М. Тютченко// Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации. 2015. № 6. С. 295-303.

  39. Умархаджиева С.Р. Особенности социальной работы с военнослужащими / С.Р. Умархаджиева// Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 7(7). С. 35-38.

  40. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 208 с.

  41. Холостова Е. И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: Учебное пособие для бакалавров / Е. И. Холостова. М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 128 с.

  42. Цыганкова В.И. Социальная защита военнослужащих / В.И. Цыганкова // Теория и практика современной науки. 2015. № 4. С. 29-32.

  43. Чихачев М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов / М.В. Чихачев // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 269-272.

  44. Караяни А.Г. Настольная книга военного психолога. М., 2017.

  45. Вассерман Л.И. Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 3

  46. Аксенова Г.И., Аксенова П.Ю., Купцов И.И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4

  47. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: дис. … канд. психол. наук. М., 2008.

  48. Сыромятников И.В. и др. Настольная книга войскового психолога, офицера по орг

  49. Григорьев А.В. Отношение к социальной активности во взаимосвязи с субъектными характеристиками личности, направленностью реализуемой активности и социально-психологической адаптацией: дис. кан. пед. наук. Саратов, 2014. 178 с.

  50. Дулепова Ю.В. Формирование общекультурных компетенций будущих военных специалистов в вузе средствами модульного обучения: дис. кан. пед. наук. Орел, 2014. 169 с.

  51. Самусь В.Н., Саевич Т.Н., Селивончик Н.М. Основы военной психологии и педагогики. – Минск: БНТУ, 2012. 83 с.

  52. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: дис. кан. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 186 с.

  53. Караяни А.Г. Психология страха // Материалы межрегиональной научнопрактической конференции психологов силовых структур (Москва, 16 апреля 2014 г.). Военный университет МО РФ, Общество психологов силовых структур, Школа современных психотехнологий. – М.: ВУ, 2014. 254 с.