Файл: гуманитарный университет факультет социальной психологии на правах рукописи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Системообразующим фактором деятельности военнослужащего является цель, представляющая собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимно переходят друг в друга: цели, которые ранее были мотивированы мотивом или имели сознательное происхождение – сознательные мотивации труда.

Таким образом, мы присолим к выводу, как и любой другой человек, объективно предрасположен к активному взаимодействию с окружающей средой. Это условие его жизни. Любая попытка ограничить его активность в военной деятельности, поиск новизны взаимодействия с внешним миром на определенном этапе вызывает психологическое напряжение и негативные последствия для целостного функционирования ведущих компонентов психологической структуры личности.
2.3.Особенности адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, как фактор сохранения психологического здоровья
Не так давно ряд авторов предложили рассмотреть проблемы адаптации военнослужащих к армии и гражданской жизни [1]. Эта проблема возникла в результате сокращения численности вооруженных сил более чем на 500 тысяч человек за пять лет; НАТО предложило использовать опыт разработки этого вопроса [1, с. 20].

Некоторые авторы высшей школы экономики в своих научных работах, например: Е. Н. Сатолкин и П. А. Иванов предложили обратить внимание на процедуру адаптации с помощью медицинских организаций [2, с.162].

Необходимо учитывать особенности адаптации в армейской среде. Эти аспекты можно найти, например, у Л. Г. Лаптева и П. А. Тарасова П. И. Корчемный, С. К. Марченкова, И. И. Дьячука или других авторов из ряда учебников по управлению воспитательной работой, а также во многих руководствах по управлению образованием детей из военная служба.

Основываясь на научных исследованиях, мы поняли, что характер адаптации военнослужащих в армейской среде зависит от того, как они ведут себя и какие отношения играют важную роль.

Понятие адаптации носит ограниченный характер, поскольку оно не раскрывается в среде самого общества. Только отдельные факты могут быть разделены на официальные и альтернативные (рассказчики бывших призывников), а также различные версии их жизни [4, с. 78].

В. А. Адольф считал, что военнослужащий является субъектом военного творчества и в процессе адаптации к военной профессии его профессиональный происходит формирование специалиста.


В процессе подготовки военнослужащего к условиям обучения овладение им соответствующими уровнями профессиональной компетентности происходит в ходе обучения военнослужащих.

Процесс адаптации изменяет весь психофизический потенциал человека, его ориентацию и вырабатывает новую стратегию поведения. В данном случае мы имеем дело с параллельным процессом: чем выше степень адаптации индивида к войскам, тем выше профессионализм в армии. Индивидуум, как самостоятельно созданный и трансцендентный субъект в жизни или военной работе.

Для успешной адаптации воину необходимо гармонизировать все индивидуальные, личностные и субъективные характеристики своей личности – те самые базовые качества военной среды, которые обеспечивают целостную идентичность армии.

Вовлечение военнослужащего в жизнь военной команды включает в себя:

1. Познакомьтесь с казарменной жизнью и новыми условиями физического и умственного труда.

2. Изучите нормы военных традиций.

В настоящее время в войсках значительно возросли психические факторы негативного характера, возрос потенциал развития поведенческих отклонений и психологических расстройств в процессе адаптации сотрудников.

На практике это может быть связано с тем, что у здоровых людей в группе риска могут находиться люди, находящиеся под влиянием стресса или тревоги [3]. Нервная и психологическая нестабильность влияет на процесс адаптации призывников как временное явление: это временно; это неравномерно связано с психическими заболеваниями.

Если процесс адаптации проходит в благоприятной обстановке, нервная нестабильность исчезает без каких-либо последствий.

Психологическая помощь оказывается с целью сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей, проходящих службу в воинской части.

Норма в психологии – это определенное правило и требования к различным проявлениям психической деятельности человека, принятые обществом на определенном этапе его исторического развития.

Мы укажем наиболее общие критерии психического здоровья:

1. Соответствие субъективных образов отраженным объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций на внешние раздражители.

2. Уровень зрелости эмоционально-волевой и когнитивной сфер личности соответствует возрасту.

3. В микросоциальных отношениях способность адаптироваться.

4. Способность управлять собственным поведением, изменять его в зависимости от ситуации и поддерживать активность, когда они достигнуты.


5. Критический подход к жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи.

Психологическое консультирование необходимо не только субъектам девиантного поведения. Часто в незнакомых человеку условиях, ситуациях жизнедеятельности человек оказывается беспомощным и поступает глупо или даже совершает преступление против собственной жизни.

Военная служба связана с большим умственным и физическим напряжением. Меняющиеся ритмы жизни, регламентированный распорядок дня, необходимость уединяться – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического здоровья военнослужащих. В условиях ведения боевых действий наибольший риск формирования психической патологии у военнослужащих возникает из-за необходимости выжить и избежать смерти.

Ситуация адаптации к условиям военной службы более типична с точки зрения уровня субъективной трудности для большинства военнослужащих. Термин «адаптация» относится к стабильности личности человека перед изменениями окружающей среды, процессу адаптации биосистемы воина к воспринимаемым изменениям и подчинению его поведения реальности.

Трудная адаптация может возникнуть у людей, перенесших поражения центральной нервной системы и имеющих слабую защиту от внешних факторов (большие носы или уши), а также плохо развитый адаптационный потенциал при домашнем обучении.

Психологические расстройства могут усугублять не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- или микросоциальной среды, разрыв привычных связей.

Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях профессиональной деятельности истощаются прямо или обратно – непосредственно под влиянием усталости, психической травмы и наоборот.

Немалое значение имеет уровень мотивации к работе в данных условиях, особенно для прохождения военной службы.

Первый тип когнитивного поведения на подготовительном этапе адаптации характеризуется стремлением получить как можно больше информации, проявляя активный интерес и используя любые возможности для ее получения.

Второй тип когнитивного поведения характеризуется пассивным восприятием полученной информации, которая сама по себе является случайной и фрагментарной.

В. И. Лебедев изучал типы поведения, связанные со свойствами центральной нервной системы и описанные в условиях адаптационного процесса индивида как у Д. Бирюкова, Л. П. Гримак, так и у других исследователей: например, А. Г. Ивановой, М. Н. Захаровой и др.


Ступень пускового напряжения можно назвать пусковым моментом механизма реадаптации. Состояние человека на этом этапе сравнимо с переживаниями перед соревнованиями,

На этой стадии происходит усиление эмоциональных переживаний, которые формируют состояние напряжения и являются психофизиологическими детерминантами активаций любого живого организма.

Стадия острых психических реакций вхождения – это стадия процесса адаптации, на которой человек начинает испытывать влияние психогенных факторов изменившейся среды. Границы этой стадии, согласно различным источникам, определяются первыми тремя-пятью месяцами службы молодого человека в воинской части и армейскими условиями: измененная афферентация, резкое изменение набора стимулов, которые ранее действовали на органы чувств и психику человека; отсутствие каких-либо привычные раздражители или довольно долгое однообразие.

Эта стадия острых психических реакций выхода близка по своему функциональному значению к стадии реакции входа, поскольку любые изменения в условиях жизни и деятельности подразумевают перестройку комплекса психической деятельности.

Третий этап – это условия, в которых он находится после призыва на военную службу. В большинстве случаев они отличаются от тех условий жизни, которые были до призыва: эйфория и чувство преодоленных социальных ограничений или «полной» свободы; часто эти чувства обманчивы.

Так или иначе, происходит реадаптация к привычным условиям жизни. В данном случае это означает, что окружающая среда для молодого человека знакома по его допризывному социальному опыту.

Эта характеристика и описание последних трех стадий адаптации необходимы для понимания всей картины этого процесса.


ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО ПРИЗЫВУ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОХРАНЕНИЮ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ
3.1. Цели и задачи исследования
Проанализировав литературу по теме исследования, мы приходим к выводу, что адаптация человека к призыву на военную службу – это сложный и запутанный процесс формирования комплекса психологических реакций в рамках адекватного поведения человека в непривычной среде обитания. Успешная адаптация военнослужащих к необычным, изменившимся условиям жизни во многом отражается на их адаптационных способностях.

Целью исследования является изучение личностных особенностей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, способствующих сохранению их психологического здоровья и адаптации

Цели исследования:

1. Проведите профессиональный психологический отбор в соответствии с утвержденными методиками.

2. Обработайте полученные результаты

3. Разделите результаты на 2 группы: высокая и низкая адаптация

4. Сравните и проанализируйте полученные результаты, проведите корреляционный анализ.

5. Представьте результаты исследования

6. Сделайте выводы из полученных результатов

Объект исследования. Военнослужащие молодого пополнения, проходящие военную службу по призыву.

Предмет исследования. Процесс адаптации молодых военнослужащих срочной службы, проходящих военную службу по призыву

Гипотеза исследования: личностные особенности военнослужащих срочной службы способствуют сохранению их психологического здоровья и адаптации.
3.2 Методы исследования
Выборка: 113 человек – молодые военнослужащие срочной службы, проходящие военную службу по призыву на территории Центрального военного округа в возрасте от 18 до 23 лет.

Для решения поставленных задач был выбран следующий методический аппарат:

«Методы исследования:

1. Шкалы методов, включенных в Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору военнослужащих, проходящих военную службу по призыву с 2021 года – Общие когнитивные способности (OPS), нервно-психическая устойчивость (NPU), Ориентация на военную службу (NVS), Склонность к девиантному поведению (SDP), склонность к экстремизму (SE).