Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дать обоснование выбора форм проведения наблюдений с детьми данного возраста.
Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно сказать детям, что их приглашают в гости кролики, для посадки зеленого лука).
Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какой лук по цвету.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два растения (репчатый и зеленый лук); с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.
Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой (на занятии), так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Задание 2. Разработайте цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (условия проживания, питание, передвижение, забота о рыбке и т.д. в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения и его место в режиме дня. Дайте обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.
Сроки проведения | Тема наблюдения | Цель наблюдения | Содержание | Форма проведения наблюдений | Место проведения в режиме дня |
Сентябрь 1 неделя (понедельник) | Кто живет в аквариуме? | Познакомить с аквариумной рыбкой | Сообщить название рыбки; Рассмотреть, что окружает рыбку; | подгрупповая | В утренние часы |
Сентябрь 1 неделя (пятница) | «Покормим рыбку» | Познакомить детей с процессом питания рыбок | Показать корм. Покормить рыбку. Наблюдение за тем, как рыбка питается | подгрупповая | В свободное время – после дневного сна |
Сентябрь 2 неделя (понедельник) | Как рыбка плавает. | Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида рыбы для жизни и передвижения под водой. Воспитывать желание наблюдать рыб. | Рассмотреть внешний вид рыбки. Выделить ее части. Обратить внимание на плавники | подгрупповая | В утренние часы |
Сентябрь 2 неделя (пятница) | Как рыбка дышит | Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат | Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде. | подгрупповая | В свободное время – после дневного сна |
Сентябрь 3 неделя (понедельник) | Зачем рыбе глаза | Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб | Рассмотреть глаза рыб. Установить роль глаз в жизни рыб | подгрупповая | В свободное время – после дневного сна |
Сентябрь 3неделя (пятница) | Зачем рыбе глаза | Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб | Рассмотреть глаза рыб. Установить роль глаз в жизни рыб | Индивидуальная | В утренние часы |
Сентябрь 4 неделя (понедельник) | Как рыбы относятся к нам | Показать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас | Рассказать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас. Их состояние зависят от нашего ухода за ними. | подгрупповая | В свободное время – после дневного сна |
Сентябрь 4 неделя (пятница) | Сравнение разных видов рыб | Уточнить знания о разных видах рыб | В аквариуме живут разные виды рыб, у которых свои повадки, которым нужны определенные условия обитания | подгрупповая | В свободное время – после дневного сна |
Октябрь 1 неделя (понедельник) | Рыбы взрослые и мальки | Учить находить сходство и различие во внешнем виде и повадках рыб и мальков | Сравнение большой золотой рыбки и маленькой | Групповая | Занятие в вечернее время |
Октябрь 1 неделя (пятница) | Как рыбка дышит | Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат | Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде. | Индивидуальная | В утренние часы |
Октябрь 2 неделя (понедельник) | Кто живет в аквариуме? | Познакомить с аквариумной рыбкой | Сообщить название рыбки; Рассмотреть, что окружает рыбку; | Индивидуальная | В утренние часы |
Октябрь 2 неделя (пятница) | Рыба живая и рыбка- игрушка | Показать детям различие между рыбкой и игрушкой | Сравнение золотой рыбки и игрушки | Групповая | Занятие в вечернее время |
Дать обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.
Содержание наблюдений за золотой рыбкой, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:
- выделение самих объектов (целого);
- частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения рыбки);
- различных проявлений рыбки (т.е. способов их функционирования, разных форм поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Задание 3. Разработайте цикл наблюдений за живым объектом (условия проживания, питание, передвижение, забота о животном и т.д.) в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения и его место в режиме дня. Дайте обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.
Сроки проведения | Тема наблюдения | Цель наблюдения | Содержан ие | Форма проведения наблюдений | Предварите льная работа | Место проведения в режиме дня |
Октябрь | ||||||
1 неделя (пон-к) | Рассматривание белки | Продолжать знакомить с дикими животными, знать строение тела, характерные особенности | Художественное слово. Повторить с детьми потешку: Сидит белка на тележке продает она орешки Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку - Как выглядит белка ? - Как она передвигается? - Где живет и чем питается? - Как добывает пищу? - Есть ли враги у белки? - Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете? - Где зимуют белки? | Подгрупповая | Рассматривание иллюстраций белок | В вечернее время |
1 неделя (среда) | Рассматривание белки (иллюстрации) | Продолжать знакомить с дикими животными, знать строение тела, характерные особенности | Беседа по вопросам: - Как выглядит белка ? - Как она передвигается? - Где живет и чем питается? - Как добывает пищу? | Индивидуальная | Рассматривание иллюстраций белок | В утренние часы |
2 неделя (пон-к) | Наблюдение за живым объектом | Объяснить детям, что в октябре меняет цвет белка - летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый. | - Чем покрыто тело белки? - Какая шерсть у белки? - Почему белка меняет шубку к зиме? - Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете? П/игра: «Веселая белка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах. | Подгрупповая | Рассматривание иллюстраций белок | В вечернее время |
2 неделя (среда) | П/игра: «Веселая белка» | развитие бега, умения прыгать на двух ногах | бег, прыжки на двух ногах | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
3 неделя (пон-к) | Наблюдение за передвижением белки | Формировать целостное понимание о животных | - Как передвигается белка? - Как прыгает белка? | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
3 неделя (среда) | П/игра: «Веселая белка» | развитие бега, умения прыгать на двух ногах | бег, прыжки на двух ногах | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
4 неделя (пон-к) | Забота о белке | Воспитывать бережное отношение к животным | - Как помогают люди белке? - Как вы помогаете белке? - Давайте, пойдем и покормим белочек в парке. | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
4 неделя (среда) | Составление рассказа о белке | Формировать целостное понимание о животных | Опиши белочку | индивидуальная | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
Ноябрь | ||||||
1 неделя (пон-к) | Питание белок | Продолжать знакомить с дикими животными - белкой | - Чем питается белка? - Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете? Кормление белок. | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
1 неделя (среда) | Работа над загадками о белке | Учить загадывать загадки | Разучивание загадок | индивидуальная | Беседы о белках | В утренние часы |
2 неделя (пон-к) | Беседа об условиях проживания белок. | Продолжать знакомить с дикими животными, знать особенности, название детенышей | - Как называется домик белки? - А на Севере где проживают белки? Игра «Веселая белка» - развитие бега, умения прыгать на двух ногах. | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
2 неделя (среда) | П/игра: «Веселая белка» | развитие бега, умения прыгать на двух ногах | бег, прыжки на двух ногах | Подгрупповая | Рассматривание белок на участке | На прогулке (утром) |
Дать обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.
В ходе наблюдений воспитатель должен научить детей оценивать действия объектов как проявление их жизни, понимать, что они живые. Содержанием наблюдений поэтому стали выделение сходства и различия белок, своеобразие их поведения, удовлетворение некоторых потребностей, интересные повадки.
Детей учили устанавливать несложную, наглядно представленную связь между особенностями внешнего строения и поведения белки (строение рта и характер пищи, способ ее добывания, строение конечностей и способ передвижения и т. д.), некоторую доступную непосредственному восприятию связь со средой обитания (особенности конечностей, повадки и т. д.).
Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и, чтобы выжить, белки изменяют свой облик и поведение.
Тема 3.2.2. Значение использования моделей и моделирования в экологическом образовании дошкольников
Задание 1
Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе
Цель занятия | Уточнить сезонные изменения в природе Родного края |
Программные задачи | Образовательные: - закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; - продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; Развивающие: - развивать речевые умения, мышление, память; Воспитательные: - воспитывать интерес к изучению родной природы. |
Методы и приемы | Наглядные (модели на интерактивной доске), практические (моделирование, практическая работа «Явления природы», пантомима), словесные (работа со стихами, загадками, словесные игры, конкурс чтецов, ) |
Предварительная работа с детьми | Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций о сезонных изменениях природы |
Части занятия и их длительность | Организационный момент – 3 мин., основная часть -22 мин., заключительная часть – 3 мин. |
Методические пособия, оборудование, | интерактивная доска, ноутбук. |
Виды детской деятельности | Познавательная, игровая |
Формы общения детей и воспитателя | Ситуативно-познавательная |
Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного занятия.
1 этап «Планирование занятия»:
Подготовка к занятию начинается с составления плана.
Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.
При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, и т. п. Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, смотря по тому, что включено в занятие).
2 этап « Подготовка оборудования»:
Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы. Составляется презентация с элементами моделирования
Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
3 этап «Подготовка детей к занятию»:
Создавать интерес к предстоящей работе через предварительную работу по теме «Времена года».
Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.
Тема 3.2.3. Игра как метод экологического воспитания дошкольников.
Самостоятельная работа
Задание 1
Составьте план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей младшего возраста.
Название игры | Дидактический материал | Цели и задачи | Правила и содержание проведения игры | Приёмы руководства деятельностью детей | Варианты усложнений правил игры |
«Чудесный мешочек» | Муляжи «Овощи-фрукты», красивый мешочек | Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей. Задачи: - уточнить представления об овощах и фруктах; - учить описать угаданный предмет. | Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий. | Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет. | вариант: «Спроси и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет? Какой оно формы? Сколько у этого предмета углов? |