Файл: Самостоятельная работа По дисциплине Теория и методика экологического образования дошкольников Выполнил студент Бурова Анна Группа 303до заочное отделение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дать обоснование выбора форм проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Основная задача начала наблюдения - привлечение внимания детей к объекту, используя сюрпризные игровые приемы (неожиданно сказать детям, что их приглашают в гости кролики, для посадки зеленого лука). 

Использование приемов: обследования, что помогает выделить сенсорные признаки (для того чтобы малыши знали, какой лук по цвету.); сравнения (во второй половине года в младшей группе) Можно сравнивать два растения (репчатый и зеленый лук); с изображением на картинке. Основная задача сравнения - установление признаков отличия одного объекта от другого, по величине цвету, характеру движения и т. д. 

Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к растениям, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства. 

Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой (на занятии), так и с небольшими подгруппами и даже инди­видуально. 

Задание 2. Разработайте цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (условия проживания, питание, передвижение, забота о рыбке и т.д. в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения и его место в режиме дня. Дайте обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Сроки

проведения

Тема

наблюдения

Цель

наблюдения

Содержание

Форма

проведения

наблюдений

Место

проведения в

режиме дня

Сентябрь

1 неделя

(понедельник)


Кто живет в

аквариуме?


Познакомить с

аквариумной

рыбкой

Сообщить

название

рыбки;

Рассмотреть,

что окружает

рыбку;


подгрупповая

В утренние часы

Сентябрь

1 неделя

(пятница)

«Покормим рыбку»

Познакомить детей с процессом питания рыбок

Показать корм.

Покормить рыбку.

Наблюдение за тем, как рыбка питается

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

2 неделя

(понедельник)

Как рыбка плавает.

Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида рыбы для жизни и передвижения под водой. Воспитывать желание наблюдать рыб.

Рассмотреть внешний вид рыбки. Выделить ее части. Обратить внимание на плавники

подгрупповая

В утренние часы

Сентябрь

2 неделя

(пятница)

Как рыбка дышит

Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат

Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде.

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

3 неделя

(понедельник)


Зачем рыбе глаза

Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб


Рассмотреть глаза рыб.

Установить роль глаз в жизни рыб


подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

3неделя

(пятница)

Зачем рыбе глаза

Уточнить знания о роли глаз в жизни рыб


Рассмотреть глаза рыб.

Установить роль глаз в жизни рыб


Индивидуальная

В утренние часы

Сентябрь

4 неделя

(понедельник)


Как рыбы относятся к нам

Показать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас

Рассказать детям, что рыбы видят и слышат нас, реагируют на нас.

Их состояние зависят от нашего ухода за ними.

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Сентябрь

4 неделя

(пятница)

Сравнение разных видов рыб

Уточнить знания о разных видах рыб

В аквариуме живут разные виды рыб, у которых свои повадки, которым нужны определенные условия обитания

подгрупповая

В свободное время – после дневного сна

Октябрь

1 неделя

(понедельник)


Рыбы взрослые и мальки

Учить находить сходство и различие во внешнем виде и повадках рыб и мальков

Сравнение большой золотой рыбки и маленькой

Групповая

Занятие в вечернее время

Октябрь

1 неделя

(пятница)

Как рыбка дышит

Дать детям представления о том, что рыбы – живые, они дышат

Рыбы – живые, они дышат, что у них есть жабры, дышать которыми они могут только в воде.

Индивидуальная

В утренние часы

Октябрь

2 неделя

(понедельник)


Кто живет в

аквариуме?


Познакомить с

аквариумной

рыбкой

Сообщить

название

рыбки;

Рассмотреть,

что окружает

рыбку;


Индивидуальная

В утренние часы

Октябрь

2 неделя

(пятница)

Рыба живая и рыбка- игрушка

Показать детям различие между рыбкой и игрушкой

Сравнение золотой рыбки и игрушки

Групповая

Занятие в вечернее время


Дать обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Содержание наблюдений за золотой рыбкой, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

- выделение самих объектов (целого);

- частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения рыбки);

- различных проявлений рыбки (т.е. способов их функционирования, разных форм поведения); 

- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); 

- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. 

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Задание 3. Разработайте цикл наблюдений за живым объектом (условия проживания, питание, передвижение, забота о животном и т.д.) в соответствии с таблицей. Определите цель каждого наблюдения и его место в режиме дня. Дайте обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.

Сроки

проведения


Тема

наблюдения

Цель

наблюдения


Содержан

ие

Форма

проведения

наблюдений


Предварите

льная

работа

Место

проведения в

режиме

дня

Октябрь

1 неделя

(пон-к)

Рассматривание белки

Продолжать знакомить с дикими животными, знать строение тела, характерные особенности

Художественное слово. Повторить с детьми потешку:

Сидит белка на тележке продает она орешки

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку

- Как выглядит белка ?

- Как она передвигается?

- Где живет и чем питается?

- Как добывает пищу?

- Есть ли враги у белки?

- Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете?

- Где зимуют белки?


Подгрупповая

Рассматривание иллюстраций белок

В вечернее время

1 неделя

(среда)

Рассматривание белки (иллюстрации)

Продолжать знакомить с дикими животными, знать строение тела, характерные особенности

Беседа по вопросам: - Как выглядит белка ?

- Как она передвигается?

- Где живет и чем питается?

- Как добывает пищу?


Индивидуальная

Рассматривание иллюстраций белок

В утренние часы

2 неделя

(пон-к)

Наблюдение за живым объектом

Объяснить детям, что в октябре меняет цвет белка - летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый.

- Чем покрыто тело белки?

- Какая шерсть у белки?

- Почему белка меняет шубку к зиме?

- Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете?

П/игра: «Веселая белка» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

Подгрупповая

Рассматривание иллюстраций белок

В вечернее время

2 неделя

(среда)

П/игра: «Веселая белка»

развитие бега, умения прыгать на двух ногах

бег, прыжки на двух ногах

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

3 неделя

(пон-к)

Наблюдение за передвижением белки

Формировать целостное понимание о животных

- Как передвигается белка?

- Как прыгает белка?

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

3 неделя

(среда)

П/игра: «Веселая белка»

развитие бега, умения прыгать на двух ногах

бег, прыжки на двух ногах

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

4 неделя

(пон-к)

Забота о белке

Воспитывать бережное отношение к животным

- Как помогают люди белке?

- Как вы помогаете белке?

- Давайте, пойдем и покормим белочек в парке.

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

4 неделя

(среда)

Составление рассказа о белке

Формировать целостное понимание о животных

Опиши белочку

индивидуальная

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

Ноябрь

1 неделя

(пон-к)

Питание белок

Продолжать знакомить с дикими животными - белкой

- Чем питается белка?

- Какие загадки, стихи, сказки, песенки про белку вы знаете?

Кормление белок.

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

1 неделя

(среда)

Работа над загадками о белке

Учить загадывать загадки

Разучивание загадок

индивидуальная

Беседы о белках

В утренние часы

2 неделя

(пон-к)

Беседа об условиях проживания белок.

Продолжать знакомить с дикими животными, знать особенности, название детенышей

- Как называется домик белки?

- А на Севере где проживают белки?

Игра «Веселая белка» - развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)

2 неделя

(среда)

П/игра: «Веселая белка»

развитие бега, умения прыгать на двух ногах

бег, прыжки на двух ногах

Подгрупповая

Рассматривание белок на участке

На прогулке (утром)



Дать обоснование выбора формы проведения наблюдений с детьми данного возраста.

В  ходе наблюдений воспитатель должен научить детей оценивать действия объектов как проявление их жизни, понимать, что они живые. Содержанием наблюдений поэтому стали выделение сходства и различия белок, своеобразие их поведения, удовлетворение некоторых потребностей, интересные повадки.

Детей учили устанавливать несложную, наглядно представленную связь между особенностями внешнего строения и поведения белки (строение рта и характер пищи, способ ее добывания, строение конечностей и способ передвижения и т. д.), некоторую доступную непосредственному восприятию связь со средой обитания (особенности конечностей, повадки и т. д.).

Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и, чтобы выжить, белки изменяют свой облик и поведение.

Тема 3.2.2. Значение использования моделей и моделирования в экологическом образовании дошкольников

Задание 1

Составить план - конспект занятия о сезонных изменениях в природе Родного края с использованием элементов моделирования в подготовительной к школе группе.
Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Цель

занятия

Уточнить сезонные изменения в природе Родного края

Программные задачи

Образовательные:

- закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе;

- продолжить формирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года;

Развивающие:

- развивать речевые умения, мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению родной природы.

Методы и

приемы

Наглядные (модели на интерактивной доске), практические (моделирование, практическая работа «Явления природы», пантомима), словесные (работа со стихами, загадками, словесные игры, конкурс чтецов, )

Предварительная

работа с детьми

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций, презентаций о сезонных изменениях природы

Части

занятия и их

длительность

Организационный момент – 3 мин., основная часть -22 мин., заключительная часть – 3 мин.

Методические

пособия,

оборудование,

интерактивная доска, ноутбук.


Виды детской

деятельности

Познавательная, игровая

Формы общения

детей и воспитателя

Ситуативно-познавательная

Указать, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению данного занятия.

1 этап «Планирование занятия»:

Подготовка к занятию начинается с составления плана.

Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.


При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, и т. п.  Накануне занятия нужно еще раз посмотреть план, воспроизвести в памяти содержание занятий и методические приемы (вопросы, указания, образец, рассказ), повторить весь литературный материал (стихи, рассказы, сказки, загадки, смотря по тому, что включено в занятие).

2 этап « Подготовка оборудования»:

Накануне занятия воспитатель готовит необходимый материал для работы. Составляется презентация с элементами моделирования

Необходимо отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.

3 этап «Подготовка детей к занятию»:

Создавать интерес к предстоящей работе через предварительную работу по теме «Времена года».

Предупреждать детей о начале занятия заранее, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей. 

Тема 3.2.3. Игра как метод экологического воспитания дошкольников.

Самостоятельная работа

Задание 1

Составьте план-конспект дидактической игры природоведческого характера для детей младшего возраста.

Название

игры

Дидактический

материал

Цели и

задачи


Правила и

содержание

проведения

игры

Приёмы

руководства

деятельностью

детей

Варианты

усложнений

правил игры

«Чудесный мешочек»

Муляжи «Овощи-фрукты», красивый мешочек

Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

Задачи:

- уточнить представления об овощах и фруктах;

- учить описать угаданный предмет.

Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.

Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.


вариант: «Спроси и угадай».

Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:

Это гладкое или нет?

Какой оно формы?

Сколько у этого предмета углов?