Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Череповецкий государственный университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ненадлежащее состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, в особенности уровень обеспеченности лекарственными препаратами, необходимым медицинским оборудованием и инвентарем, приводит не только к неэффективной работе учреждений, но и снижает привлекательность работы врачебного персонала в данных организациях. Укрепление материально-технической базы служит основой для повышения качества и доступности специализированной медицинской помощи населению, а также для обеспечения эффективности использования кадровых и иных ресурсов.
Проблема дефицита врачей в отрасли здравоохранения и их недостаточная квалификация, рост неудовлетворенности условиями и местом оказания врачебной помощи решалась с помощью ввода врачей общей практики.
Тенденция увеличения числа населения старшего возраста особенно наглядна в сельской местности, где пожилые лица составляют большую часть населения, а, значит, формируют основной контингент пациентов для лечебной и профилактической работы врача.
Доступность медицинской помощи для лиц старших возрастных групп напрямую связана с удалением их места жительства от лечебного учреждения, так как для этой категории пациентов характерно снижение мобильности, особенно в период заболевания.
Наличие в сельской местности врачей общей практики ведет к оказанию многопрофильной медицинской помощи по месту жительства, что приводит к снижению обращаемости к профильным специалистам, позволяя тем самым снизить финансовые и временные затраты больных и самой больницы.
Также ощутим положительный эффект от внедрения врачей общей практики за счет оказания медицинской помощи всем категориям пациентов, использования современной доступной технологии в диагностике и лечении заболеваний, улучшение здоровья населения путем реализации государственных программ.
Таким образом, в настоящее время российская система здравоохранения, как государственный институт, находится в стадии активных институциональных преобразований, целью которых являются качественное повышение эффективности, доступности и результативности медицинской помощи населению [37].
1.2 Национальный проект «Здравоохранение» и кадровое обеспечение системы здравоохранения в Российской Федерации
Национальная программа «Здравоохранение» является одной из двух основных национальных программ (наряду с программой «Демография») социальной направленности, которые призваны обеспечить достижение приоритетной национальной цели развития РФ - увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан РФ до 78 лет. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6] определены также направления достижения этих целей.
Одной из главных задач государственной политики в здравоохранении является обеспечение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение лекарственными средствами, оказание помощи согласно передовым достижениям науки [26].
В отношении существующей системы здравоохранения направления приоритетных воздействий отдельных федеральных проектов составили две группы: клинические и организационные проекты. Первая группа включает проекты, которые представляют собой комплекс мер по наиболее важным клиническим службам, во второй группе проекты, которые должны создать необходимые условия надлежащего управления системой оказания медицинской помощи, без которых невозможно достижение целевых показателей клинических проектов [23].
Одной из целей национального проекта «Здравоохранение» выступает ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Для ее достижения разработан федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».
Рассмотрим планируемые результаты реализации данного проекта (таблица 4).
Таблица 4 - Планируемые результаты реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»
Наименование показателя | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%) | 83,0 | 86,0 | 89,0 | 92,0 | 95,0 |
Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (%) | 91,0 | 92,0 | 93,0 | 94,0 | 95,0 |
Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (тыс. чел.) | 560 | 750 | 1170 | 1500 | 1880 |
Укомплектованность участков медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейная медицина), физическими лицами (%) | 85,0 | 88,0 | 91,0 | 95,0 | 99,0 |
Укомплектованность штатных должностей фельдшерско-акушерских (фельдшерских) пунктов средним медицинским персоналом, физическими лицами (%) | 98,7 | 99,0 | 99,3 | 99,6 | 100 |
Доля специалистов, допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации, от общего количества работающих специалистов (%) | 15,6 | 40,7 | 65,6 | 90,2 | 114,7 |
Численность врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях (тыс. чел.) | 565 | 572 | 580 | 589 | 598 |
Численность средних медицинских работников, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях (тыс. чел.) | 1291 | 1309 | 1328 | 1356 | 1385 |
Составлено автором по источнику: [41]
Основными планируемыми результатами реализации проекта должно стать увеличение до не менее, чем 2 млн 100 тыс. специалистов (нарастающим итогом), допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалистов. Число специалистов, совершенствующих свои знания в рамках системы непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, путем освоения дополнительных образовательных программ, разработанных с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины, с использованием портала непрерывного медицинского образования должно составить не менее 1 млн 880 человек, численность врачей и средних медицинских работников, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях должно составить не менее 598 тыс. и 1385 тыс. специалистов. Таким образом, будет обеспечена возможность укомплектовать врачебные, сестринские и другие медицинские должности в организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, до 95 % к концу 2024 года.
Достижение указанной в рамках федерального проекта цели планируется за счет увеличения к концу 2024 года численности врачей до 598 тыс. (на 49,6 тыс. человек) и до 1 млн 396 тыс. специалистов среднего медицинского персонала. Таким образом, будет обеспечена возможность укомплектовать врачебные, сестринские и другие медицинские должности в организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, до 95 % к концу 2024 года.
Плановый общий показатель обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом к концу 2024 г. составляет 41,7 и 94,8 соответственно специалистов на 10 тыс. населения. Что касается обеспеченности врачами, работающими в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях – а именно на ней сделан акцент в федеральном проекте, - этот показатель должен составить 22,5 специалиста на 10 тыс. населения, т.е. более половины всех врачей.
Три основных направления развития кадров России – совершенствование системы образования, в том числе непрерывного медицинского, социальная и материальная поддержка специалистов [35].
Планируется, что в 2024 году в подведомственных Минздраву вузах будет обучаться 396 тыс. студентов, на 100 тыс. больше, чем в 2019 году. Кроме того, растет количество врачей дефицитных специальностей. С 2014 по 2020 год заметно выросло число анестезиологов-реаниматологов, врачей-рентгенологов. Однако прирост врачей первичного звена наименее значительный: за этот же период количество врачей общей практики увеличилось с 9 700 до 10 500 (+ 7,3 %), а врачей-педиатров – с 47 500 до 49 700 (+ 4,6 %) [41].
В активно меняющихся условиях поставленные цели остаются в целом неизменными. Однако постоянный мониторинг кадров и потребностей в том или ином регионе и их анализ дают возможность адаптировать к ситуации локальные нормативные акты и принимать соответствующие решения.
Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] Минздрав России наделен полномочиями по ведению регистра лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование, в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. В рамках регистра предусмотрено ведение в ЕГИСЗ персонифицированного учета лиц, которые получают среднее профессиональное и высшее медицинское образование или фармацевтическое образование, а также лица, участвующие в осуществлении фармацевтической деятельности. Таким образом помимо персонифицированного учета медицинских работников, входящих в федеральный регистр, вводится также учет фармацевтов, студентов колледжей и вузов, обучающих медиков и фармацевтов.
Регистр позволит проводить анализ кадрового состава и прогнозировать кадровый потенциал как по отдельным специальностям, так и в отдельных субъектах. Все это сделает прозрачным процесс подготовки медицинских кадров и реализации их трудового потенциала.
Ежегодно определяется реальная потребность субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации и каждой медицинской специальности с учетом специфики конкретного региона. В соответствии с актуальными потребностями формируются программы профессиональной подготовки и переподготовки, рассчитываются квоты на целевое обучение. Причем обновленная концепция целевой подготовки кадров в настоящее время предполагает обязательное трудоустройство выпускников в ту организацию, с которой был заключен такой договор.
Достижение целей, обозначенных национальным проектом, невозможно обеспечить в отрыве от рационального использования кадровых, финансовых, материальных и информационных ресурсов на региональном уровне.
Региональный проект является составляющей регионального портфеля проекта «Здравоохранение», разработан в целях решения задач, обозначенных Федеральным проектом «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», направленного на обеспечение реализации национального проекта «Здравоохранение».
В частности, в Вологодской области сформирован паспорт регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (Вологодская область)», взаимосвязанного с реализацией Государственной программы «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021-2025 годы [15]. В рамках регионального проекта решаются задачи обеспеченности населения необходимым числом медицинских работников и ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
1.3 Нормативная правовая база регулирования кадрового обеспечения в система здравоохранения в регионах
Основные положения государственной кадровой политики в системе российского здравоохранения включены в соответствующие законодательные и подзаконные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов.
Нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации, учитывают требования федерального законодательства о здравоохранении и основываются на их положениях.
В законах и подзаконных актах раскрыты вопросы кадровой политики, условия и механизмы улучшения медицинской помощи гражданам страны. Установлено, что для полноценного кадрового обеспечения здравоохранения необходима эффективная кадровая политика, а также осуществление регулирующей и координирующей деятельности государства по отношению к кадровой политике в здравоохранении.
В Российской Федерации взаимодействуют государственная и частная системы здравоохранения. К первой относятся органы управления здравоохранением, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области здравоохранения и развитию медицинской науки; организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности, подчиненные органам управления здравоохранением; медицинские организации, создаваемые органами исполнительной власти Российской Федерации помимо федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и органов исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Частный сектор представлен организациями здравоохранения частной формы собственности, а также гражданами, занимающимися частной медицинской деятельностью.
В соответствии с детализацией субъектно-объектных отношений государственная кадровая политика в здравоохранении в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуется на трех уровнях: общегосударственный уровень (на котором разрабатывается стратегия общегосударственной кадровой политики); отраслевой уровень (на котором реализуется кадровая политика системы здравоохранения); учрежденческий уровень (на котором осуществляется кадровая работа, обеспечивающая обучение, подбор, расстановку и мотивацию кадров, оценку результатов деятельности врачей).