Файл: Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Череповецкий государственный университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правовую базу кадровой политики лечебно-профилактических учреждений и медицинских организаций, их кадровой деятельности составляют локальные нормативные акты.
Координация вопросов здравоохранения отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ [1]). Кадровая политика в системе здравоохранения является стратегией государственного регулирования по отношению к формированию и востребованности кадрового потенциала системы здравоохранения, обеспечению профессиональными квалифицированными кадрами лечебно-профилактических учреждений и медицинских центров. Права медицинских работников, включенные в федеральные законы, являются базовыми для всех уровней и систем управления здравоохранением.
Важнейшими федеральными законами, действующими в настоящее время в сфере регулирования системы здравоохранения, являются Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3]; Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [4].
Особенности профессиональной подготовки медицинских работников и фармацевтических работников раскрыты в соответствующей статье закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Вопросы и направления профессионального развития кадров здравоохранения отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [7], в соответствии с которым был разработан комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами [9].
Этот документ предусматривает: реализацию региональных программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, поэтапное устранение их дефицита путем совершенствования методики определения потребности в специалистах этой социальной сферы, разработка профессиональных стандартов; развитие системы целевой подготовки специалистов; развитие непрерывного медицинского образования; повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; переход к аккредитации специалистов; повышение престижа и привлекательности медицинской профессии; ежегодное проведение конкурсов врачей и специалистов со средним медицинским образованием.
Приоритетное значение государственной кадровой политики в здравоохранении для эффективного функционирования отрасли впервые было определено в здравоохранении с принятием в 2002 г. «Концепции кадровой политики в здравоохранении РФ» [12] (далее – Концепция). В Концепции был дан общий анализ сложившегося положения в кадровой политике здравоохранения, выделены ключевые проблемы в области управления кадровыми ресурсами медицинской отрасли социальной сферы. В диапазон выделенных проблем были включены:
несоответствие численности и структуры кадров лечебно-профилактических учреждений объемам деятельности, задачам и направлениям реформирования системы здравоохранения страны;
наличие диспропорций в структуре медицинского персонала; несовершенство нормативно-правовой базы профессионального развития кадров; несоответствие подготовки специалистов медицинского профиля потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли;
отсутствие научно обоснованных методов планирования численности врачей и медицинского персонала в целом; заинтересованности в достижении ожидаемых пациентами результатов.
Указанные проблемы сохраняют свою актуальность и в настоящее время.
Важным правовым актом, определяющим стратегическое направление развития системы здравоохранения и ее кадрового потенциала, как системообразующей отрасли социальной сферы страны, является Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [5].
В рамках курса на обеспечение населения России качественной и доступной медицинской помощью выделена задача совершенствования системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения, предусматривающее в том числе:
увеличение объема целевого обучения медицинских специалистов;
постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников;
устранение дисбаланса между наличием медицинских работников определенных специальностей и категорий и потребностью в таких работниках, особенно в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, в том числе обеспечение их жильем.
Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также ставит цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. В стратегии учтены результаты реализации мер, предусмотренных предыдущими документами стратегического планирования [22].
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется системообразующими факторами, включая: необходимость наличия достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед системой здравоохранения РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 28 ноября 2020 г. № 3155-р [10] утвержден план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, включающий в себя сгруппированные по этапам реализации настоящей Стратегии задачи и мероприятия, выполнение которых обеспечивается в рамках реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В целях координации работы по приоритетному направлению развития кадровой политики Приказом Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2019 г. № 1051 [11] создан Координационный совет Министерства здравоохранения Российской Федерации по кадровой политике, в задачи которого входит рассмотрение вопросов, связанных с формированием эффективной кадровой политики в здравоохранении, в том числе в рамках реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», выступающего частью национального проекта «Здравоохранение» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
Создание Координационного совета стало важным этапом на пути признания той роли, которую играет правильно выстроенная кадровая политика в процессе совершенствования отечественной системы здравоохранения. Однако следует отметить, что решения данного органа носят рекомендательный характер, и это существенно ослабляет его влияние на реальные процессы в системе кадрового обеспечения. Роль этого Совета может быть повышена, если документально зафиксировать возможность включения в его состав представителей медицинских профсоюзов, заслуженных медиков и представителей общественных организаций. Это позволило бы сформировать площадку для конструктивного обмена мнениями и выработки программы усовершенствования кадрового обеспечения в здравоохранении.
В соответствии с пунктом 1.4. Постановления Правительства РФ от 09.10.2019 № 1304 «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» [8] с целью устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения, перед высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период с 1 июля 2020 г. до 2024 г. поставлена задача принять меры по укомплектованию медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц медицинскими работниками в соответствии с целевыми показателями, указанными в паспортах медицинских организаций.
На федеральном уровне управление здравоохранением осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, на региональном уровне органы управления представлены преимущественно министерствами, департаментами, управлениями. В частности, в Вологодской области реализация полномочий в области охраны здоровья граждан возложена на Департамент здравоохранения Вологодской области.
С учетом федерального правового регулирования развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации разрабатываются соответствующие программы развития этой отрасли на территории региона. Так, например, в Вологодской области утверждена государственная программа «Развитие здравоохранения Вологодской области» на 2021 - 2025 годы [15].
Цель программы состоит в улучшении состояния здоровья жителей Вологодской области и повышении доступности и качества медицинской помощи для жителей региона. Одна из подпрограмм - «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». К основным задачам подпрограммы отнесены: снижение дефицита медицинских кадров, повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинских и фармацевтических работников; повышение престижа медицинской профессии, организация целевого обучения по образовательным программам высшего образования.
В Чагодощенском муниципальном округе Вологодской области в целях развития кадрового потенциала системы здравоохранения разработана муниципальная программа «Развитие кадрового потенциала в Чагодощенском округе на 2019 - 2025 годы» [16]. Целью данной программы является, в том числе, повышение уровня укомплектованности учреждений здравоохранения, расположенных на территории округа, квалифицированными специалистами по востребованным специальностям.
Помимо этого, Постановлением администрации Чагодощенского района от 14.10.2022 № 338 утверждена муниципальная программа «Развитие кадрового потенциала Чагодощенского муниципального округа на 2023 - 2025 годы» [17], задачами которой провозглашается:
- обеспечение проведения профориентационной работы с учащимися школ округа, нацеленной на создание позитивного имиджа профессий, востребованных в учреждениях образования, здравоохранения в Чагодощенском округе с учетом прогнозов потребности в кадрах;
- предоставление мер материальной поддержки специалистам с целью привлечения квалифицированных кадров для работы в общеобразовательные учреждения по специальности учитель, в учреждение здравоохранения округа.
Кроме того, постановлением администрации Чагодощенского района от 14.12.2021 № 467 утвержден Комплекс мер развития кадрового потенциала в Чагодощенском муниципальном районе на 2022-2024 годы [18], цель которого состоит в определении основных направлений кадровой политики на территории муниципального образования на период с 2022 по 2024 годы, сокращении оттока выпускников школ из округа, снижении миграционного оттока за пределы округа, обеспечении квалифицированными кадрами предприятий, учреждений и организаций округа, органов местного самоуправления с целью дальнейшего социально-экономического развития округа.
Завершая изложенное в первой главе настоящего исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Проблема существенного дефицита квалифицированных трудовых ресурсов требует скорейшего решения, особенно в сельской местности.
Начиная с 2019 года наблюдается положительная динамика по показателям обеспеченности медицинскими кадрами, что связано с началом реализации национального проекта «Здравоохранение» и его подпрограммы «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Обеспеченность практикующими врачами различных специальностей на 10 тысяч населения выросла к 2021 году в целом по России на 2,4 % по сравнению с 2017 годом. Однако в сельской местности проблема обеспеченности медицинских учреждений квалифицированными кадрами гораздо острее.
Национальная программа «Здравоохранение» является одной из двух основных национальных программ. Одной из целей национального проекта «Здравоохранение» выступает ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Для достижения этой цели создан федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами».
Основными планируемыми результатами реализации проекта должно стать увеличение до не менее, чем 2 млн 100 тыс. специалистов (нарастающим итогом), допущенных к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалистов.
Должна быть обеспечена возможность укомплектовать врачебные, сестринские и другие медицинские должности в организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, до 95 % к концу 2024 года.
Проект предполагает три основных направления развития кадров России – совершенствование системы образования, в том числе непрерывного медицинского, социальная и материальная поддержка специалистов.