Файл: Вариант 3204446, учитель Александр Меркулов 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта... Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания... Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

((К.С. Турбина))

Пояснение.

На основе текста могут быть приведены такие объяснения:

1) ответ на первый вопрос: закрытый и открытый типы:

1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;

2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;

3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;

4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;

5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

 

Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании


19. 19. 19. 19. Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. Укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.
Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):

- жизненный опыт индивида;

- здравый смысл индивида;

- передаваемый опыт других поколений;

(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) другая форма ненаучного знания, например: религия;

3) пояснение, например: религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.

(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)

20. 20. 20. 20. Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)
Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:

1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т.п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);

2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т.п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);

3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));

4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).


Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста. На основе текста могут быть сформулированы иные различия.

Могут быть приведены другие примеры

21. 21. 21. 21. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.
Пояснение.

В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:

1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;

2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;

3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;

4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.

Могут быть высказаны иные предположения

22. 22. 22. 22. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: истина — это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

(Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

23. 23. 23. 23.
Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности:

1) нацеленность на обнаружение объективных законов действительности (например, законы Кеплера, Архимеда);

2) целенаправленный и преимущественно рациональный путь познания со специфическими методами (например, сознательное выдвижение учёными гипотез, их проверка в ходе научного эксперимента, систематизация и анализ результатов);

3) доказательность, обоснованность полученных результатов (например, доказательства теорем в математике).

Могут быть приведены иные примеры различной степени конкретизации, названы и проиллюстрированы другие

особенности

24. 24. 24. 24. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны 2? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Пояснение.

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) Как решаются основные вопросы экономики?

2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

3) Какова роль государства в экономической жизни страны?

Вопросы могут быть сформулированы иначе. Могут быть сформулированы другие вопросы

25. 25. 25. 25. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Система права». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

1. По­ня­тие права.

2. Эле­мен­ты системы права

а. от­рас­ли права

б. по­до­т­рас­ли права

в. ин­сти­ту­ты права

г. нормы права.

3. Струк­ту­ра нормы права − ос­нов­ной единицы си­сте­мы права

а. гипотеза

б. диспозиция

в. санкция

4. Отрас­ли права

а. част­ное и публичное

б. ма­те­ри­аль­ное и процессуальное

5. Ос­нов­ные отрасли права в России

а. Кон­сти­ту­ци­он­ные (государственное) право

б. Граж­дан­ское право

в. Ад­ми­ни­стра­тив­ное право

г. Уго­лов­ное право

д. Се­мей­ное право и т.д.