Файл: Лекция 1. Степени автоматизации в соответствии с гост 14288 устанавливаются 4 сте пени автоматизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
установленных инструкцией, то ero переводят на режим максимальной частоты вра­ щения.

При правильной настройке и на этом режиме регулятор должен подцерживать заданную скорость коленчатого вала. Однако такая проверка исправности действия регу­ лятора из-за отсуrствия специальных стещов не всегда может быть выполнена в судовых условиях.

Регуляторы непрямого действия в большинстве случаев пломбируются заводами-изготовителями, ремонт и настройка их производятся цехами или специальными лабораториями завода, имеющими соответствующие стенды для проверки исправности действия автоматических средств.

Лекция № 7

Реrуляторы температуры

непрямого и прямого действия.

Условия темоотвода от стенок цилиндра и сорта применяемых смазочных масел для различных дизелей неодинаковы, поэтому и всякие изменения температуры в системах охлаждения поразному сказываются на пара­ метрах их работъ 1. Практика показывает, что эффектив­ ная мощность, удельный расход топлива и износ деталей ЦПГ оmимальны при температуре выходящей из дизеля воды 80-900С. Установленную для дизеля температуру в системе охлаждения поддерживают специальные автоматические регуляторы. Повышенная вязкость масла, так же как и пониженная, ухудшает условия образования жидкостного трения. Поэтому дизели оборудуют автома­ тической системой стабилизации, обеспечивающей не­ прерывный контроль и регулирование температуры вяз­ кости масла в смазочной системе.

Регулятор температуры прямого действия (РТПД). Для поддержания заданной температуры среды в системах судовых дизелей широкое применение получили РТПД различных модификаций. Конструкции двух таких регуляторов приведены на рис.14. Внуrри одного из них (рис.16а) между корпусом 13 и крышкой З установлено седло 1 с кронuпейном 10. Количество охлаждаемой сре­ ды, направляемой в охладитель и на перепуск, опре­ деляется положением стакана 2, клапан 7 которого опи­ рается на седло l, а клапан 12 - на rнездо в корпусе 13 регулятора. При повышении температуры охлаждаемой среды объем жидкости в чувствительном элементе (сильфоне 8) увеличивается. Сильфон разжимается и упираясь в бурт стакана 2, смещает его растягивая пружину пере­ грузки 11 вниз. Проходное сечение верхнего клапана увеличивается, а нижнего - уменьшается. Большая часть охлаждаемой среды поступает в охладитель. С пониже­ нием температуры среды сильфон 8 сжимается и пру­ жина
возврата 9 прикрывает клапан 7, направляя большу ю часть волы ( смазоч ного -масла) на перепуск, минуя охладитель.

Сильфон в верхней части связан со штоком 6 опирающимся на регулировочный винт 5. Вращением последнего терморегулнтор настраивают на заданное значение температуры . После настройки положение винта стоорят контрга й кой 4.

У регуля торов температуры второй модификации ( р нс. 1 6, б) чувствител ьны й элемент состоит из двух сильфонов 4.6. Сила упругости первого может регулированаться винтом 3. В трехходовом корпусе 9 регулятора размещен ы золотник 8 с пружиной возврата и термобаллон l, за п ол н ен н ы й жилкост ыо с бол ьшим коэффициентом ли нейного расш и ре н и я. П ри отклонении темпера туры воды ( смазочноrо масла ) от задан ного значения о6ъем жидкости в термобаллоне меняется. сильфон пере­ становки 6 растягивается или сжкимается .
•)



Рис. 16. Регуляторы температуры прямого действия

Шток 7 и пружина возврата 10, смепщют золотник 8 вверх и вниз. С повышением температуры воды сильфон 6 сжимается и через шток 7, преодолевая силу натяжения пружины 1 О, сдвигает вниз золотник 8. Окно << а>> в трех­ ходовом корпусе 9 регулятора открывается, а окно <<б>> 1 1прекрывается . Большая часть охлажденной жидкости поступает в охладитель. В случае пониже ния температуры среды золотник пружиной nозврата IО сдвигается вверх и через открываемые окна <<б>> болыпую часть воды (смазочного
масла) направляет на перепуск. Высота подъема золотника в данном

случае определяется зазором между донышками сильфонов 4 и

6. Заданное положение донышка сильфона настройки 4 устанавливают регулировочным винтом 3 через шток 5 и пружину 2. Для повышения степени чувствительности регуляторы некоторых модификаций имеют два термобаллона. Основной из них воспринимает изменения температуры охлаждае­ мой среды ( воды, смазочного масло) на выходе из ди­ зеля, а дополнительный - изменен ие температуры воз­ духа, окружающего дизель. При увеличении температуры воздуха объем заполнителя дополнительного баллона увеличивается, и часть заполнителя перетекает в основной баллон, дополнительно перемещая золотник вниз.

При диапазоне настрой ки 35-1 0 С инерционность действия терморе гуляторов не должна превышать 40°С, нечувствительность не более 0,5-1°С, статическая ошибка 15%.

Лекция № 8

Регуляторы температуры не прямого дейстеия

Регуляторы температуры непрямого дейстеия (РТНД). Регуляторы температуры непрямого действия нашли более широкое применение на судах морского флота. В качестве примера на рис.17 предста влена схема пневмати­ ческого терморегулятора РТНД с двухкаскадн ым усилителем.



Термочувствительная система датчика регулятора состоит избаллона 1 и сильфона 3, полость между которыми частично заполнена легкоиспаряющейся жидкостью. С повышением температуры воды, масла сильфон 3 сжимается и перемещает вверх шток 2, действующий на рычаг 5. При этом натяжение пружины 6 датчика уменьшится. Зазор между мембраной 7 и соплом трубопровода 8, и количество стравливаемого в атмосферу воздуха из трубопровода 8 увеличится. Давление в камере под мембраной 7 и в камере слева от мембраны 10 уси­ л ителя 9
упадет до 0,02-0, l Мпа. Мембрана 10 прогнется и переместит золотник усилителя влево, ослабляя одно­ временно пружину отрицательной обратной связи 11. Воздух с давлением О,4Мпа из верхней полости сервомо­ тора 12 через открытый золотником усилителя канал бу­ дет стравливаться в атмосферу. Регулирующий орган - золотник 14 усилием пружины 13 переместится вверх, увеличивая поступление воды, масла на холодильник. Давление регулирующего органа прекратится, когда на­ тяжение пружины обратной связи 11 со стороны серво­ мотора уравновесится усилием мембраны 1О.Настройку регулятора на заданную температуру осу ществляют вращением штока 2, изменяющим натяжение пружины 4. Неравномерность регулирования можно из­ менять в пределах 6- 12°С с помощью винтов исполнительного механизма.

Лекция№ 9

Регуляторы вязкости
Регуляторы вязкости. На ледоколах проекта 1105 судах проектов

№613, 292 и реже других грузовых теплоходов применяют регуляторы вязкости << ВАФ>>, << ВИС­ КОТЕРМ>> (Голландия) и << ЕВРОКОНТРОЛЬ>> (Швеция).



Рис. 18. Реrулятор вязкости «ЕВРОКОНТРОЛЬ»

В регуляторе вязкости << ЕВРОКОНТРОЛ Ь>> с вискози­ метром ВИСК.2П (рис.18) использован принцип, осно­ ванный на измерении силы трения в слое жидкости, протекающей между двумя дисками. Ведущий диск 1 вискозиметра вращается с постоянной скоростью. Он имеет радиальные пазы, края которых образуют лопатки, постоянно захватывающие тоШiиво и нагнетающие его в зазор <> между дисками. Вискозиметр ВИСК.2П нечув­ ствителен к загрязнением топлива , так как к нем нет ка­ пиллярных трубок, ни каких-либо других узких отвер­ стий, которые могли бы засоряться. Вследствие внутреннего трения между частицами топлива на поверхности ведомого диска 2 возникает крутящийся момент, разворачивающий вал вискозиметра на угол, пропорциональ ный текущему значению. Вязкости и зазору S между дисками. Круrящий момент передается на рычаг 7, кото­ рый преобразует сигнал поворота ведомого вала 3 в пневматический сигнал пугем изменения зазора между заслонкой 5 и соплом 4. При увеличении вязкости зазор между cormoм 4 и заслонкой 5 уменьшается и давление сжатого воздуха на выходе из камеры <<а>> трубопроводе

11) увеличивается. С уменьшением вязкости топлива, наоборот, давление воздуха уменьшается. Управляющий сигнал на выходе из регулятора воспринимается сильфо­ нами 9, 10 обратной связи. Оси сильфонов смещены таким образом, что развиваемый ими момент на рычаге 7 противоположен по направлению моменту на валу 3. Равновесие восстанавливается, когда эти моменты уравновешивают друг друга. Конструкцией регулятора предусмотрена возможность смещения сильфона 10 вверх или вниз.

Начальное значение диапазона измерения устанавливают изменением силы натяжения пружин 6,8. Мем­ бранный регулирующий клапан, реагируя на изменение давления воздуха в трубопроводе 11, увеличивает или уменьшает (в зависимости от вязкости тоrтива) количе­ ство пара, поступающего в топливоподогреватель.

Лекция № 10

Настройка реrуляторов температуры и вязкости.

Неисправности терморегуляторов чаще всего вызываются на­ рушением герметичности термосистем, изменением ха­ рактеристик пружин, перекосами и заеданиями рычаж­ ных передач и регулирующих органов (клапанов и золот­ ников).

Нарушение герметичности термосистем приводит к резкому падению давления внутри измерительного эле­

,,нта , вследст вие ч его ре гул ирующи й орган с исте м ы ус-

танавлиnается в одно из кра йних положен ий и перестает реагировать на изменени е температурного режима. Изменение начального натяжения пружин . перекосы и зaеданияия в рычажных передачах и регули рующих органах знаачител ьно пон ижают чrувствительность регулятора и теммпературы выходит за допустимые пределы . При обнаружении у казанных неиспра вностей систему обычно пеключают на руч ное у правление и с помощью соответствующих приборов прове ряют и ремонтируют регулятор в судо услов иях.

Н арушения в работе регул яторов вязкости чаще всего наблюда ются при поломке пружин, перекосах и заеданиях рычажных пруж ин , перекосах и заеданиях рычажных переда ч, разруше ниях и загрязнениях мембран. Для повыше ния чувствител ьности ре гулятора вязкости их капиллярные трубки . мембран ные полости и канал ы дроссельных клапанов необходи мо периодичес ки пром ывать легким (ди зел ьным) топл ивом .

В большинстве случаев неисправности регуляторов температуры и вязкости устраняют и настраиваот регуляторы на зада нный режим в заnодских условиях.


Лекция № 11.

Средства подготовки топлива .
Одной из основных задач подготовки топлива является отделение от него механических примесей и воды. В системах тяжелого топлива, кроме того, должна померживаться определенная вязкость топлива. В судовых условиях топливо очищают путем отстаивания, сепараuии и фильтрования.

На судах реч ного флота в настоящее время широкое ра спространение получ или саморазгружающиеся сепараторы в автоматичес ким программнымреrулятором ( рис.1 9,а). Посты управления такими сепараторами в

машинных помещениях оборудованы специальными элсктромеха нически ми програм мными блоками, реле времени, приборами за щиты , сигнализации и другой коммутационной аппаратурой. Программ но- временной блок обеспечивает замыкание и размыкание соответст­ вующих контактов, управляющих подачей пита ния на электрома гнитные клапаны 2,

1 , 7, 9. При отсутствии энергии клапаны перекрывают соответствующие магистрали. С включением агрегата в работу открывается электромагнитный клапан 7 и топливо из основной цистерны 15 по трубопроводу 5 поступает через подогреватель 6 в сепаратор 3. Очищенное топливо из сепаратора по трубопроводу 1 1 через обратный клапан 8 нагнетается в расходный бак 12. Отделенная от топл ива вода по трубо­ проводу 13 непрерывно удаляется из сепаратора в цис­ терну (на рисунке не показана) , оборудованну 10 сигнали­ затором предельного уровня. Подача топлива на рецир­ куляцию (помимо сепаратора ) через подогреватель 6 осуществляется при открытом электромагнитном клапане 9 и закрытых клапанах 7, 2,1 Разгрузка сепаратора от шлама производится при закрытых клапанах 7, 9 и подаче питания на электромаг­ нитные клапаны l, 2. С открытием клапана I в сепаратор подается вода на затвор, сообщающий барабан сепаратора с трубопроводом 14. Вода для промывки барабана поступает через клапан 2, :м шлам со стенок барабана смывается по трубопроводу 14 в впламовую цистерну, снабженную, как и сточная цистерна, сигнализатором предельного уровня. Сепарирование топлива и разгрузка сепаратора от шлама производится по программе, зало­ женной в систему управления.






Пдклюлючением програмного блока управляет реле вре­

мени, настраивааемое на определенные интервалы между ра згрузками. П рогра ммный блок сепараторо в << АЛЬФА­.IIЛВАJlЬ>>, например, обеспечивает интервалы работы

агрере гата между очередными разгру зками О,5- 12ч . ; время пере ключения электромагнитн ых клапанов 5-бс; полный цикл разгрузки от шламa 135с. Начал ьное включение сепараторов в работу по расс мотре нной схеме управления и и х выключение производятся вручную.

Автоматический контроль за работой