Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– А если эти части собрать вместе, что получится?

(Целое).

Педагог демонстрирует это при помощи знака «+».

Дети обводят пальчиком знаки +, – в задании №3 .

Далее предлагает выполнить задание №4, в котором нужно разделить целое на части.

Наклеить их.

3. Рефлексия.

Педагог подводит итог, поощряет детей.

– Какие новые слова вы сегодня узнали?

– Какие знаки узнали?

– Можно ли сложить фигуру из ее частей?
Дети называют новые термины хором. Делают вывод, что можно целую фигуру разделить на части. Можно из частей составить целую.
20

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Больше, меньше, равно.

Цель: Формирование понятий «больше», «меньше», «равно».
Задачи: научить устанавливать отношения между конечным множеством и его частями: целое больше своей части; устанавливать между одинаковыми по численности частями взаимооднозначное соответствие, познакомить детей со знаком «=», его смыслом. Развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: слова «больше», «меньше», «столько же», «равно».

Понимают: назначение и смысл знака.
Применяют: умение устанавливать равнозначные множества, применять и изображать знак «=».
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, демонстрационный материал, таблица

№22 из демонстрационного материала.

Словарная работа: больше, меньше, равно.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Педагог приглашает детей помочь разложить геометрическое печенье (разноцветные треугольники, круги, овалы, квадраты примерно одинакового размера, их можно взять из таблицы №22) в коробочки.
Мотивационно-побудительный этап организуется с помощью дидактического подручного материала. На каждой коробочке (это могут быть прозрачные файлы или настоящие коробочки, либо часть доски, разграниченная маркером) обозначен сорт печенья (фигура). Дети вовлекаются в игру с печеньем и определяют, из каких элементов состоит множество печений.
2.Основная часть.

Педагог спрашивает:

– Какие печенья у нас есть?

Печенье разного цвета, разной формы, но одного размера.

Определяют форму печенья – круг, треугольник, квадрат и овал.



54

– Из каких фигур состоит множество (или печенья какой формы есть в мешочке)? Предлагает каждому ребенку выйти к доске, взять, не глядя (можно
даже закрыть глаза и взять наощупь, определив, что это за фигура), по одной фигуре и положить в коробочку. Когда все фигуры окажутся разложенными в коробочки, ведется подсчет в каждой из них. Например, педагог достает по одной фигуре и дети вслух считают их. Достается карточка с числом и выставляется возле коробочки или вывешивается на том отсеке доски, где изображена коробочка.
Получилось, что овалов и кругов по 4. Их одинаковое количество. Можно сказать, что овалов столько же, сколько кругов. Педагог достает карточку со знаком «=» и ставит между коробочками и между числами. Это обозначается знаком «равно».
Дети слушают педагога, запоминают как обозначить эти слова.
Затем педагог раздает карточки с цифрами и знаком «=», а также карточки с точками и числовые картинки. Просит достать карточку с пятью точками. Просит достать карточку с пятью предметами.
– Что можно сказать об этих карточках?
– Положите карточку с цифрой, обозначающей количество точек, количество предметов на картинке.
– Какие цифры достали? Одинаковые ли они? Значит, можно сказать, что 5=5, точек столько же сколько предметов на карточке.
Дети берут карточки с точками и предметами. Говорят, что точек столько, сколько и предметов на картинке. Можно поставить знак «=». Выкладывают равенство на столах.
Отвечают на вопрос, что достали цифру 5 два раза. Ставят знак равно между ними.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котром нужно найти и соединить одинаковым цветом равные по количеству группы предметов. Обозначить количество.
Дети выполняют задание, сравнивают.
Физминутка.
Педагог показывает карточку с точками или предметную картинку до 5. Дети должны прыгнуть, хлопнуть, топнуть столько же раз.
Затем педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно посчитать фигуры. Подумать, где можно поставить знак «=».
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно обвести пальчиком знак «=». Педагог предлагает выполнить задание №4, в котором нужно раскрасить разными цветами ту картинку, где частей больше. Посчитать части и обвести с соответствующей цифрой.
Чтобы проверить, как дети научились образовывать группы предметов из множества, предлагает выполнить задание в парах. У каждого ребенка есть набор фигур определенного вида (квадраты, треугольники, овалы, круги). Педагог показывает карточку с числом (например 3). Каждый участник пары набирает указанное количество фигур.

– Сколько фигур у каждого?

( 3).

– Что можно сказать об их количестве?

(их поровну).

Дети выполняют практическую работу с фигурами. Делают вывод, что фигур поровну.

3. Рефлексия.

Педагог подводит итог:

– Что делали на занятии?

– Какой новый знак узнали?

– Что он означает?
Дети отвечают на вопросы. Подводят итог. Говорят, что знак «=» означает, что в одной группе предметов столько же, сколько и во второй.
Педагог благодарит детей и просит навести порядок на столах.



55

21

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Прямой и обратный счет в пределах 10.
Цель: познакомить с последовательностью чисел 1–10, счетом в прямом и обратном порядке, способом получения следующего числа присчитыванием 1 и предыдущего – отсчитыванием 1.
Задачи: сформировать представление о решении примеров на присчитывание и отсчитывание 1 на числовом отрезке. Научить прибавлять и вычитать по 1. Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: последовательность чисел 1–10, счет в прямом и обратном порядке. Понимают: способ получения следующего числа присчитыванием 1 и предыдущего – отсчитыванием 1.
Применяют: умение прибавлять и вычитать по 1. Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблицы № 7, 21 из демонстрационного материала.
Словарная работа: слова-числительные 1-10.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный этап можно провести в игровой ситуации.
Педагог предлагает поехать на поезде. Расставляет вагоны с номерами в разброс (таблица №7). Дети включаются в игру.
2.Основная часть.
Педагог предлагает установить порядок и вести порядковый и количественный прямой и обратный счет (на материале рисунка к заданию №1). Дети хором ведут счет от 1 до 10 дважды на двух языках.
Затем педагог говорит, что вагоны по одному уходят в тоннель. И по числовому лучу педагог демонстрирует действие вычитания по 1. Одновременно ведет запись:
10–1=9

9–1=8

8–1=7

7–1=6




Дети участвуют в составлении примеров на отсчитывание и присчитывание по 1.


Педагог может продемонстрировать натуральный ряд чисел (или линейку).

Затем педагог сообщает, что вагоны по одному выходят из тоннеля.
– Как же нам их посчитать? Вот вышел 1, а за ним еще 1. Можно сделать запись:
1+1=2 прочитайте ее. Затем к ним еще 1. 2+1=3 и т. д.
Работа в тетради.

Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно рассмотреть картинку.

– У каких вагонов нет номеров? Напишите.
56

  • продолжение задания №1 педагог продолжает сюжет о том, что дети приехали за город кататься на санках.


– Сколько детей готовится скатиться с горки?

– Сколько детей стоит на горке?

– Сколько всего человек?
Педагог предлагает рассмотреть записи и наклеить недостающие цифры в задании №2. Ребята рассматривают сюжет рисунка. Отвечают на вопросы.
Физминутка Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. Семь и восемь – лень отбросим.
Педагог предлагает рассмотреть рисунки на доске и составить по ним математические записи.
Запись:





5 – 1



7 – 1



4 – 1



Дети при помощи карточек составляют записи на столах и на доске.
После этого предлагает детям в парах выполнить задание №3, в котором нужно посчитать и назвать, что изображено на картинках. Соединить записи с картинками. Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно наклеить к каждому поезду по одному вагону.
– Сколько вагонов получилось?

Проверить задание можно в парах. Пусть каждый ребенок покажет тетрадь соседу.

Педагог учит детей вежливо общаться и высказывать мнение о правильности задания.

3. Рефлексия.

Педагог подводит итог, поощряет детей.
Предлагает задание на разрезных карточках: соединить числа от 0 до 10 (демонстрационный материал таблица №21). Выполняют задание, рассказывают о порядке соединения чисел.
Дети делятся впечатлениями.
22
Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Счет и сравнение групп предметов.


Цель: формировать представление о равенстве.
Задачи: научить определять равное количество предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп; развивать умение анализировать и обобщать. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат:

Воспроизводят: слова, обозначающие отношения «больше, меньше, равно».


57

Понимают: способ сравнения групп предметов путем установления взаимно-однозначного соответствия.
Применяют: умение сравнивать количество предметов при помощи установления взаимно-однозначного соответствия.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблицы 15, 21 из демонстрационного материала.
Словарная работа: больше, меньше, равно.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительная беседа:

– Хотите ли вы попасть в магазин игрушек?

Дети заинтересовываются предложением и вовлекаются в игру.

2.Основная часть.

Организационно-поисковый этап организуется с помощью дидактического материала.

– Посмотрите на игрушки.

– Сравните картинки слева, справа.
– Чего больше? Чего меньше? Как сделать поровну? Дети предлагают способ сравнения и уравнивания.
Делают вывод, что для уравнивания надо убрать лишние с одной стороны или поставить игрушки, которых не достает.
Педагог помогает устанавливать детям, вышедшим к доске, взаимно-однозначное соответствие между предметами, расположенными на двух сторонах одной полки.
– Что надо сделать, чтобы их стало поровну?
– Верно. Надо убрать лишние с одной стороны или поставить игрушки, которых не достает.




– Расставим игрушки друг под другом или будем проводить линию, соединять парами, чтобы узнать, есть ли лишние.
Дети считают игрушки, дотрагиваясь до каждой. Достают карточку с цифрой. И ставят эти карточки под игрушками.
Составляют равенство, сравнивая одинаковое количество игрушек.

5=5.

Читают его.

– Посчитаем, сколько игрушек слева.

Педагог просит детей дотрагиваться до игрушек и считать вслух.
Получилось 4 (например игрушечные чашечки).

– Поставим карточку с цифрой 4.

– Посчитаем тарелочки.

– Сколько их? (3).

– Чего больше? Чего меньше?
– Теперь посчитаем игрушки на другой полочке.

– Сколько елочек? (5).

– Сколько грибочков? (6)