Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Решение простых примеров и задач.
Цель: сформировать представление о решении примеров и задач, об их записи при помощи цифр и знаков.
Задачи: научить составлять и решать простые примеры и задачи на основе наглядности.
Развивать внимание, логическое мышление, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: слова «задача», «решение», «всего», «осталось».
Понимают: как ответить на вопрос, записать действие при помощи чисел и знаков. Применяют: умение ответить на поставленный в задаче вопрос, выполнив вычисления. Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблицы № 15, 21 из демонстрационного материала.
Словарная работа: сложить, вычесть, плюс, минус, условие, вопрос, решение, ответ.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный этап начинается с того, что педагог приглашает детей «посетить» зоомагазин.
– Представьте, что мы пришли выбирать рыбок. Каждая группа будет создавать свой аквариум.
– Вы готовы поработать?

Дети проявляют интерес к ситуации.

2.Основная часть.

Организационно-поисковая деятельность детей проводится в малых группах.

Педагог раздает каждой группе наборы рыбок (или кругов, овалов или прочего

разрезного материала) двух цветов.

Предлагает выполнить задание.
– Сначала покупаем рыбок красного цвета. Мы купим их 4. (показывает карточку). А теперь синего цвета – показывает карточку с числом 2.
– Сколько рыбок в нашем аквариуме?

Выкладывает карточки с числами 4 + 2 = 6.

Дети выкладывают карточки красного цвета.

Выкладывают карточки синего цвета с числом 2. Пересчитывают и отвечают на вопрос, 6.
Работа в рабочей тетради.

Предлагает выполнить задание №1.
– Рассмотрите картинки.

– Посчитайте, сколько рыбок каждого цвета в первом аквариуме?

– Сколько всего?

– Сколько рыбок во втором аквариуме? Они одинаковые?

– Сколько рыбок в третьем аквариуме?

Дети отвечают на вопросы.
Физминутка.



62

Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться


Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь. Воспитанники выполняют движения по тексту. Затем предлагает практическую работу.
– Положите перед собой 5 кругов. Уберите три круга. Сколько кругов осталось? Педагог выставляет числа и знаки на доске.
Ребята работают в парах. Внимательно слушают педагога, решают задачи. Выкладывают фигуры по указанию педагога, убирают, считают, сколько осталось, комментируют свои действия.
Педагог предлагает выполнить задание № 2.

– Рассмотрите картинки. Решите примеры.

Дети выполняют задание с комментированием с места.

Педагог предлагает детям задачи в стихах.

Три пушистых кошечки,

Улеглись в лукошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало?

Пять ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Дети слушают загадки, находят ответы.

Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно раскрасить цифру 7.
Ребята находят и раскрашивают цифру 7. Демонстрируют друг другу свою аккуратность пр раскрашивании.
Числовые картинки таблицы 15 на соотнесение числа и цифры используется на этом и других занятиях.
Педагог показывает картинку в таблице 15. Дети показывают карточку с числом из таблицы 21 демонстрационного материала.
3. Рефлексия.

Педагог подводит итог занятия, благодарит за работу.

Просит рассказать, какая задача была самая интересная.

Дети слушают педагога, делятся впечатлениями.
25
Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Условная мера.
Цель: развивать навыки сравнения предметов по величине с помощью условной меры. Задачи: формировать умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат:

Воспроизводят: слова «длиннее», «короче», «мерка».



63

Понимают:

как сравнить длину (ширину, высоту) с помощью мерки.
Применяют: умение сравнивать длину предметов способом наложения, приложения с помощью мерки.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, полоски бумаги красного и синего цвета, условная мерка – черная полоска, муляжи кабачков, таблица №12 из демонстрационного материала.
Словарная работа: выше – ниже, толще – тоньше (уже – шире), сравнение на глаз, наложением и приложением.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Педагог начинает мотивационно-побудительный диалог:
– Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, услышала спор двух огородников. Они каждый вырастили по длинному кабачку и спорят, у кого же кабачок длиннее.
– Мы сможем помочь определить, какой кабачок длиннее.

Дети проявляют интерес к ситуации и предлагают свои варианты помощи.

2.Основная часть.
Проблемно-поисковое задание:

– Как можно сравнить длины кабачков?

(Наложением).

Дети предлагают свои способы сравнения.

Педагог:

– Не всегда удобно использовать способ наложения.

– Можно ли сравнить кабачки, не срывая их с грядок?
– Есть другие способы для того, чтобы измерить длину предмета. Любой предмет можно измерить с помощью условной мерки. Условной меркой может быть полоска, шнурок, ручка или любой предмет. Предложите свои мерки.
– Сегодня у нас условной меркой будет зеленая полоска бумаги. Внимательно посмотрите, как я буду измерять. Наложу условную мерку так, чтобы уголок мерки совпадал с началом отрезка. Где конец условной мерки, там отмечаю. Там начинается следующая мерка.
Детям выдает макеты (муляжи, изображения) кабачков и они сравнивают их по длине. Педагог предлагает посчитать, скольким условным меркам равен этот отрезок.
– Кто измерит длину кабачка?

Мы узнали, какой из кабачков длиннее. Вот и разрешили спор огородников.
Работа в рабочей тетради.
Задание №1 на закрепление новых понятий «длиннее – короче». Выполняют задания, повторяют слова «длиннее – короче».
Соединияют гусениц в порядке увеличения их длины. Называют, какая гусеница длиннее, какая – короче.
Физминутка.

Выполняют движения по тексту.
Раз, два! – выше голова,

Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться


Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

Педагог обращается к детям:



64

– У вас на тарелочках лежат синие и красные полоски бумаги. Попробуйте экспериментально доказать, какая из полосок длиннее. Черная полоска – это условная мерка.
Дети выполняют практическую работу с помощью условной мерки измеряют длину полосок.
– Какая же полоска длиннее?

– Почему красная полоска длиннее?

– Скольким условным мерка равна красная полоска?

– Скольким условным меркам равна синяя полоска?

– Что же больше 3 или 4?

Выполняют практическую работу с помощью условной мерки измеряют длину полосок.

Делают вывод, красная полоска длиннее, она равна 4 условным меркам.

Синяя полоска короче, она равна 3 условным меркам.

Педагог предлагает выполнить задание № 2, в котором нужно посчитать и назвать,

сколько жучков на каждой травинке.

– Какая травинка длиннее?
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно рассмотреть картинку.

Решить примеры. Раскрасить цветок по ответам.
Педагог предлагает выполнить задание № 4, в котором нужно соединить от длинного к короткому. Раскрасить карандаши.
Проверить задание можно, используя парную работу. Первые навыки взаимоконтроля приобретаются под руководством педагога, кторый учит вежливо высказывать свое мнение о проделанной работе.
Работа с демонстрационным материалом по таблице №12.
Педагог приглашает детей на прогулку в зоопарк.
– Рассмотрите животных.
– Назовите самого высокого, самого маленького, самого высокого, самого низкого.
3. Рефлексия.

Падагог подводит итог, поощряет детей.

Прием «Рефлексивный круг».
Если занятие было интересно – поднимите руки вверх, если неинтересно – вытяните вперед.
Дети делятся впечатлениями, дают оценку.
26

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Длиннее – короче, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше. Равные предметы. Цель: развивать навыки сравнения предметов по величине с помощью условной меры, Задачи: формировать умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Ожидаемый результат:

Воспроизводят:
слова «длиннее», «короче», «мерка».
Понимают: как сравнить длину (ширину, высоту) с помощью мерки.
Применяют: умение сравнивать длину способами наложения, приложения с помощью мерки.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, три шарфа (красный, белый, зеленый) разные по длине, таблицы №12, 17 из демонстрационнго материала.



65

Словарная работа: выше – ниже, толще – тоньше (уже – шире), сравнение на глаз, наложением и приложением.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительная игровая ситуация:
– Малыши в младшей группе спорили, чей шарф длиннее, но так и не смогли решить. Давайте им поможем.
Педагог показывает 3 шарфа. Дети проявляют интерес к ситуации. Предлагают свои способы сравнения.
2.Основная часть.

Организационно-поисковый диалог начинает педагог.
Он предлагает детям сравнить шарфы «на глаз» сначала по два, затем все три, обращает внимание на то, что ответ должен быть полным: «красный шарф длиннее белого», «зеленый шарф короче красного».
Дети участвуют в практической работе по сравнению длин шарфов.

– Ребята, а как вы узнаете, кто из вас выше, кто ниже?
Педагог предлагает половине группы встать попарно, другая половина детей определяет, сравнивает пары; потом ребята меняются местами. Дети отвечают на вопросы:
– Встанем рядом, или спиной друг к другу и определим, чья голова выше, а чья ниже. Педагог обращается к детям:
–У вас на столах лежат три цветные полоски, кто знает, как сравнить их по длине.

– Можно ли приложить так? (Показывает неправильное приложение).

Дети слушают и отвечают, что надо приложить одну к другой:

– Нет, надо приложить, чтоб один конец у них совпадал.

Далее самостоятельно измеряют длину полосок, делают выводы.
Предлагает детям сравнить полоски самостоятельно, затем спрашивает о результатах 2-3 детей, и есть ли другие варианты ответов.
– Есть другие способы для того, чтобы измерить и сравнить длину предмета?
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котром нужно раскрасить мерки и сравнить их. Педагог поощряет детей к аккуратности при выполнении задания. Предлагает демонстрировать свои тетради соседу по столу. Высказывать свое мнение друг другу.

Физминутка.
Выполняются движения в соответствии с текстом. Мы похлопаем в ладоши, Мы похлопаем в ладоши.