Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дружно, веселее.
Наши ножки постучали, Дружно, веселее.
По коленочкам ударим, Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь, Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись, И остановились.
Педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно рассмотреть и назвать предметы на картинке. Распределить предметы по таблицам. Наклеить их. Воспитанники выполняют задание, комментируют свои действия, что сравнивать можно на глаз, наложением, приложением.



66

Педагог предлагает выполнить задание №3, в котром нужно раскрасить самый толстый предмет красным цветом, тонкий – синий, одинаковые предметы – зеленым. Приветствуется взаимопроверка в парах.
Педагог предлагает игровую ситуацию: прогулка в лес. Использует таблицу 17.
– За деревьями спрятались звери. Давайте найдем их. Я буду говорить, кто спрятался и давать описывать это дерево.
Описывает дерево, но не называет его. Оно самое толстое и средней высоты. Там сидит зайчик.
Дети угадывают и показывают дерево. Если верно нашли, то зайчик окажется за ним.
– Это дерево самое тонкое и самое высокое, за ним спряталась белка и т.д. (Звери используются из таблицы 12).
– Как определить, какое дерево самое высокое? Вдруг мы ошиблись на глаз? Как проверим. Какую условную мерку возьмем?
Предлагает полоску-палочку. Выкладывает вместе с детьми такими палочками по всей высоте, чтобы сравнить, какое дерево выше. Под каждым деревом дети выставляют карточку с цифрой.
Дети находят самое большое число.
Это дерево и будет самым высоким. Теперь найдите самое низкое.
3. Рефлексия.

Педагог подводит итог занятия. Поощряет детей.

– Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что было самым интересным?
– Предлагаю вам, ребята, самим изготовить дома мерку и измерить свою любимую игрушку.
Дети слушают педагога, делятся впечатлениями.
27

Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.


Тема: Геометрические фигуры и тела.

Цель: познакомить с названиями фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямогольник,

тел: куб, шар, цилиндр.
Задачи: формировать представление об отличительных свойствах фигур и тел. Научить распознавать объемные фигуры и тела, находить предметы данных форм в окружающей обстановке. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: названия фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямогольник, тела:
куб, шар, цилиндр.

Понимают: чем отличаются фигуры и тела друг от друга.
Применяют: могут распознавать геометрические фигуры и тела, находить предметы данных форм в окружающей обстановке.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Набор разрезных фигур, макеты геометрических тел, таблица №16 из демонстрационного материала.


67

Словарная работа: круг, квадрат, треугольник.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.


    • целью мотивации педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они узнают много нового и интересного о геометрических фигурах. Предлагает поиграть в игру «Узнай меня». Он читает загадку, а дети отгадывают и показывают карточки с фигурами.


Ты на меня внимательно смотри – Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла, Три пика – острия.

(треугольник)
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат,

  • зовут меня ...

(квадрат)
Нет углов у меня,


  • похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок.


Людям я старинный друг. Называют меня …
(круг)


  • меня нет углов, но я не круг (овал) Присмотрись, стоит ведро – Сверху крышка, снизу дно.


Два кружка соединили, И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать.
(цилиндр)

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать,


  • немного полетать. Очень круглый, не овал. Догадались? Это…


(шар)

Дети вовлекаются в игровую ситуацию. Ищут в наборе фигуры и показывают их.

2.Основная часть.

Организационно-поисковый диалог:
– Ребята, какие геометрические фигуры мы с вами уже знаем? (Демонстрация фигур на доске.)



  • таблице №16 картинки, на которых изображены предметы, имеющие форму куба, шара, цилиндра.


– Назовите предметы в окружающей обстановке, которые похожи на круг, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр).
(Демонстрация педагогом картинок с изображением предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник, куб, шар, цилиндр). Повторяют названия. Сравнивают их с предметами из окружающей обстановки. Делают вывод, что на что похоже.
Практическая работа в группах с геометрическим материалом.


68

Детям предлагает рассмотреть наборы кубиков разной величины (квадратов, шаров, кругов и пр.) и расположить их по возрастанию (убыванию) размера. Участвуют в игре. Анализируют фигуры. Сравнивают фигуры между собой.
Практическая работа.
Дети работают с раздаточным материалом, обследуют геометрические фигуры овал и круг, находят сходства и отличия, нет углов и сторон, овал вытянутый, а круг нет.
– Ребята, возьмите красный овал, проведите пальчиком по краям. Есть ли углы у овала? Стороны? На какую фигуру похож овал? Наложите на красный овал зеленый круг. (Фигуры должны быть одного размера.)
– Что вы заметили? Чем они отличаются друг от друга?

Находят предметы, похожие на овал, называют их.

– Какие предметы похожи на овал?

(Демонстрация картинок с изображением предметов, похожих на овал.)
– Теперь, ребята, возьмите в руки желтый прямоугольник. Проведите пальчиком по краям. Есть ли у него углы? Сколько углов? Есть ли стороны? Сколько сторон?
Сравнивают прямоугольник и квадрат, отвечают на вопросы.

– На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?

(На квадрат.)

– Наложите на желтый прямоугольник зеленый квадрат такого же размера.

– Чем отличаются эти фигуры?

– Чем похожи эти фигуры?
Дети находят сходства и отличия, у квадрата все стороны равны, у прямоугольника противоположные стороны равны. У квадрата и прямоугольника 4 угла, 4 стороны.
Далее делятся на группы, выполняют задание с геометрическими фигурами, по указанию педагога располагают в порядке возрастания, убывания, объясняют свои действия.
Работа в тетради.

Предлагает выполнить задание №1.
– Рассмотрите фигурки животных.
– Назовите, какие геометрические фигуры использовали для аппликации. Предлагает выполнить задание №2.
– Придумайте аппликацию из кругов. Наклейте.

Игра «Волшебный мешочек».

Педагог создает игровую ситуацию:
– Ребята, в одном королевстве, где жили геометрические фигуры и тела, произошло несчастье. Злой волшебник одним взмахом волшебной палочки отправил всех его жителей в глубокое подземелье. А спасти их можно только так: на ощупь определить, что это за предмет, и найти его рисунок.
В «Волшебном мешочке» – шар, куб, цилиндр, квадрат, треугольник, круг. А на столе их рисунки.
Дети по очереди нащупывают фигуры двумя руками, достают ее из мешочка, находят ее рисунок, и ставят фигуру на него.
Дети закрывают глаза, и каждый на ощупь достает предметы по команде из мешочка. Выполняют движения по тексту.
Физминутка:
Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парты тихо сесть. Семь и восемь – лень отбросим.



69

Педагог продолжает игровую ситуацию, сообщает, что злой волшебник навел в коробках


  • фигурами полный беспорядок. В коробке вперемешку лежат макеты фигур разных форм и цветов.


– Подумайте, как навести порядок, чтобы фигуры остались довольны. Фигуры благодарят детей: теперь их можно разложить по местам.
– Как еще можно разложить фигуры?
Дети самостоятельно должны прийти к выводу, что фигуры можно было разложить по форме или по цвету.
На столах у каждого есть кубики двух размеров, и двух цветов.

Рассматривают кубики, обследуют, делят по признакам форма (или цвет).

Предлагает выполнить задание №3.
– Украсьте пирог: украсьте пирог квадратной формы кусочками продуктов квадратной формы, а круглой – круглым.
Педагог предлагает самостоятельно выполнить №4.

– Найдите и раскрасьте шар красным цветом, куб – синим, цилиндр – желтым.

3. Рефлексия.
Педагог подводит итог, поощряет детей. Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых ошиблись или затруднялись.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком.
Дети вспоминают о видах работ
, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.

Дети слушают критерии успеха и показывают соответствующий смайлик.
28

Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.

Тема: Предметы геометрической формы.

Цель: закрепить названия фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямогольник, тел:

куб, шар, цилиндр.
Задачи: научить сравнивать, используя отличительные свойства фигур и тел. Научить распознавать объемные фигуры и тела, находить предметы данных форм в окружающей обстановке. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: названия фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямогольник, тел:
куб, шар, цилиндр.

Понимают: чем отличаются фигуры и тела друг от друга.
Применяют: могут распознавать геометрические фигуры и тела, находить предметы данных форм в окружающей обстановке.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблицы №16, 22 из демонстрационного материала. Набор разрезных фигур, макеты геометрических тел. Словарная работа: круг, квадрат, треугольник.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Педагог читает стихотворение.


  • приглашаю вас на тур, Заглянем вместе в мир фигур: круг, треугольник и квадрат. Представить их я буду рад.



70

Педагог сообщает, что на занятие пришли необычные гости и предлагает детям догадаться, о теме сегодняшнего занятия.
Дети слушают, вовлекаются в игровую ситуацию. Называют фигуры, из которых составлены человечки.


2.Основная часть.
Работа в парах.

На столах лежат конверты с наборами фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
Слушают указания педагога, выполняют практическую работу.

Педагог объясняет задание.
– Ребята, один из вас достает любую фигуру из конверта, называет ее, а другой называет предметы такой формы в окружающей обстановке. Потом меняетесь ролями.
Работа в тетради.

Задание № 1.
Дети выполняют практическую работу, обследуют предметы, находят сходства и отличия, отвечают на вопросы.
Практическая работа в группах с геометрическими фигурами.