Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Цель: закрепить представление о положении в пространстве, о понятиях вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Задачи: научить ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, по центру), находить определенный рисунок на странице тетради. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: понятия вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Понимают: ориентирование на листе бумаги.
Применяют: могут ориентироваться в окружающей обстановке, употребляют понятия вверху, внизу, слева, справа, по центру, находить определенный предмет по описанию его нахождения.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Разрезные карточки с картинками.

Словарная работа: справа, слева, вперед, назад.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Игровая ситуация.
На наборном полотне предметные картинки. По краям – два сказочных персонажа. Педагог говорит, что он услышал беседу героев. Они спорили о том, где находятся картинки, один говорил справа, другой – слева. – Сможем ли мы разрешить их спор?
Дети вовлекаются в игровую ситуацию. Рассматривают картинки, слушают педагога.

Проявляют желание помочь

2.Основная часть.
Постановка цели (проблемная ситуация).

Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:
– что изображено справа от него,

– что нарисовано под ним,
– что находится вверху справа от заданного предмета и т.п. Внимательно слушают, называют расположение предметов.



76

Можно изменить задание: педагог просит назвать или показать предмет (ы), который (е)

находятся:

– в правом верхнем углу,

– вдоль нижней стороны листа,

– в центре листа, и т.п.
Работа в малых гурппах.

Педагог предлагает работу с карточками.
Надо рассмотреть карточки в каждой группе. Затем предлагает показать (закрыть фишкой) картинку, которая расположена в правом верхнем углу, например. Упражнение повторяется несколько раз.



Ребята рассматривают карточки. Выполняют действия по указанию педагога.
Работа в тетради.


Предлагает выполнить задание №1.
– Наклейте в середине листа машину.
– Какие предметы находятся рядом с ней, вверху, внизу, справа, слева? Педагог просит детей проверить выполнение задания друг у друга.

Физминутка:
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
Вновь работа в малых группах.
Педагог организует игру «Загадай картинку», аналогичное предыдущему заданию. Предлагает загадку начать со слов: я загадал картинку, она находится в нижнем левом углу лист.



Рассматривают карточки, загадывают предметы, описывают расположение.

После этого педагог предлагает выполнить задание №2.
– Назовите, где находятся точки в квадратах. Решите примеры. Нарисуйте точки. Предлагает выполнить задание №3.
– Наклейте картинки в клетки. Расскажите другу, где вы их расположили. Задание выполняют индивидуально. Педагог проверяет правильность.



77

3. Рефлексия.

Педагог подводит итог, поощряет детей.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых ошиблись или затруднялись.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком. Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
32

Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.

Тема: Времена года.
Цель: познакомить с названиями времен и месяцев и их последовательностью. Задачи: закреплять представление о сезонах года и природных изменениях. Научить последовательно называть времена и месяцы года. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: названия месяцев и их последовательность.
Понимают: сезонные отличия времен года.

Применяют: навык последовательно называть времена и месяцы года.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Набор разрезных картинок с сезонами года, куклы с набором одежды, таблицы № 18-20 из демонстрационного материала. Словарная работа: год, месяц.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводится при помощи игры «Когда это бывает?» Называет признаки времен года.
– На улице холодно, часто идут дожди. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
– Когда это бывает?
– Морозы, снегопады. Когда снег рыхлый, из него можно лепить снежки. Водоемы покрыты льдом.
– Когда это бывает?
– Становится теплее, снег тает, текут ручьи. Появляются цветы, трава, на деревьях и кустарниках распускаются листья. Возвращаются из теплых стран птицы. Они поют, строят гнезда.
– Когда это бывает?

–Солнце ярко светит, становится жарко. Люди купаются в водоемах. В гнездах

появляются птенцы.

– Когда это бывает?
Ребята проявляют интерес к ситуации и отвечают на вопросы.

Дети отгадывают загадки, объясняя свой выбор.

2.Основная часть.

Педагог предлагает одеть куклу по сезону года.
Поисковый диалог:
– Как надо одеваться, когда на улице холодно? А когда жарко? Педагог предлагает помочь подобрать одежду.
Дети вовлекаются в игровую ситуацию.


78

Предлагает выполнить задание по таблице №20 –одеть куклу по сезону. Давайте придумаем имя кукле и поможем подобрать ей одежду. На доске картинка ребенка, которому надо помочь подобрать одежду по сезону. Внизу 4 картинки – времена года.
Демонстрационный материал № 18 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.

Педагог читает стихи о временах года.
Времена года

А. Кузнецова
Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.


  • лето пришло – все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот.


Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.



Затем педагог берет одну из карточек – лето и просит подобрать одежду.

Педагог просит перечислить времена года по порядку. Далее говорит, что в каждом сезоне 3 месяца. Предлагает повторить названия месяцев хором. Желательно хором повторить сезоны и месяца на двух языках.
Демонстрационный материал таблица 19.1 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.
Демонстрационный материал таблица 19. 2 используется для соотнесения природных явлений, одежды и занятий людей по временам года.
Работа в тетради.

Предлагает выполнить задание №1.
– Рассмотрите картинки.

– Назовите времена года.

– Подберите дерево по сезону. Наклейте его.
Физминутка:

О лете

Е. Трутнева
Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы,

Гнут былинки до земли,


79

Если в рощах над калиной,

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета,

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!
Коллективная игра «Круглый год».

Педагог кидает мяч и задает вопросы:
– Какой по счету февраль в году?

– Каким месяцем заканчивается год?

– Какой месяц после октября?
– Назови летние месяцы и т.п. Индивидуальное выполнение задания № 2.
– Запомните названия месяцев года.
– Сколько месяцев в каждом времени года? Предлагает выполнить задание №3.
– Раскрасьте летнюю обувь желтым цветом, зимнюю – синим. Взаимпроверка в парах.
3. Рефлексия.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых

ошиблись или затруднялись.

Подводит итог, поощряет детей.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком.
Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
33

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.

Тема: Последовательности событий, дней недели, части суток.

Цель: познакомить со словами, описывающими порядок следования событий во времени:


вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь.
Задачи: сформировать представление о продолжительности событий, о частях суток. Научить правильно употреблять слова «вчера, сегодня, завтра» по отношению к событиям, произошедшим, происходящим и тем, которые будут происходить. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: слова «вчера, сегодня, завтра», дни недели, части суток.
Понимают: последовательность следования событий во времени.
Применяют: умение отгадывать загадки, знание частей суток, дней недели. Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблица №10 из демонстрационного материала.
Словарная работа: вчера, сегодня, завтра.

ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводит через игру «Что мы делали - не скажем, что мы делали - покажем».



80

Педагог предлагает детям разделиться на две группы. Дает установку, что делали утром, днем, вечером.
Дети делятся на две группы, одна группа показывает загаданное действие, а вторая – разгадывает.
Игровое упражнение:


  • начинаю предложение, а вы продолжите. Сначала весна, а потом…. зима


Сначала день, а потом…. вечер
Сначала утро, а потом… день
Сначала понедельник, а потом…. вторник
Сначала сегодня, а потом… завтра
Сначала январь, а потом… февраль
Слушают внимательно педагога, продолжают по смыслу предложение.

Можно предложить детям самим задавать такие задания.

2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап педагог может начать с таблицы №10 из демонстрационного материала.
– Рассмотрите рисунки.
– Что изображено на первом рисунке?
– Что изображено на втором рисунке (третьем, четвертом)?
Поставьте под каждой картинкой карточку с тем числом, в каком порядке следуют эти события. Предлагает назвать слова, когда это бывает. Просит повторить слова: утро, вечер, день, ночь в правильной последовательности.
Работа в тетради.

– Рассмотрите рисунки к заданию №1 в рабочей тетради. Все рисунки перепутаны.

– Я буду читать загадки, а вы обводите картинки, связанные с отгадкой.

Дети участвуют в беседе по рисунку. Слушают загадки, отгадывают, подбирают рисунки


  • отгадке. Обводят. Педагог читает загадки. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила, И на санках прокатила. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи.