Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Цель: закрепить представление о положении в пространстве, о понятиях вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Задачи: научить ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, по центру), находить определенный рисунок на странице тетради. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: понятия вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Понимают: ориентирование на листе бумаги.
Применяют: могут ориентироваться в окружающей обстановке, употребляют понятия вверху, внизу, слева, справа, по центру, находить определенный предмет по описанию его нахождения.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Разрезные карточки с картинками.
Словарная работа: справа, слева, вперед, назад.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Игровая ситуация.
На наборном полотне предметные картинки. По краям – два сказочных персонажа. Педагог говорит, что он услышал беседу героев. Они спорили о том, где находятся картинки, один говорил справа, другой – слева. – Сможем ли мы разрешить их спор?
Дети вовлекаются в игровую ситуацию. Рассматривают картинки, слушают педагога.
Проявляют желание помочь
2.Основная часть.
Постановка цели (проблемная ситуация).
Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:
– что изображено справа от него,
– что нарисовано под ним,
– что находится вверху справа от заданного предмета и т.п. Внимательно слушают, называют расположение предметов.
76
Можно изменить задание: педагог просит назвать или показать предмет (ы), который (е)
находятся:
– в правом верхнем углу,
– вдоль нижней стороны листа,
– в центре листа, и т.п.
Работа в малых гурппах.
Педагог предлагает работу с карточками.
Надо рассмотреть карточки в каждой группе. Затем предлагает показать (закрыть фишкой) картинку, которая расположена в правом верхнем углу, например. Упражнение повторяется несколько раз.
Ребята рассматривают карточки. Выполняют действия по указанию педагога.
Работа в тетради.
Предлагает выполнить задание №1.
– Наклейте в середине листа машину.
– Какие предметы находятся рядом с ней, вверху, внизу, справа, слева? Педагог просит детей проверить выполнение задания друг у друга.
Физминутка:
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
Вновь работа в малых группах.
Педагог организует игру «Загадай картинку», аналогичное предыдущему заданию. Предлагает загадку начать со слов: я загадал картинку, она находится в нижнем левом углу лист.
Рассматривают карточки, загадывают предметы, описывают расположение.
После этого педагог предлагает выполнить задание №2.
– Назовите, где находятся точки в квадратах. Решите примеры. Нарисуйте точки. Предлагает выполнить задание №3.
– Наклейте картинки в клетки. Расскажите другу, где вы их расположили. Задание выполняют индивидуально. Педагог проверяет правильность.
77
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог, поощряет детей.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых ошиблись или затруднялись.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком. Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
№32
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Времена года.
Цель: познакомить с названиями времен и месяцев и их последовательностью. Задачи: закреплять представление о сезонах года и природных изменениях. Научить последовательно называть времена и месяцы года. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: названия месяцев и их последовательность.
Понимают: сезонные отличия времен года.
Применяют: навык последовательно называть времена и месяцы года.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Набор разрезных картинок с сезонами года, куклы с набором одежды, таблицы № 18-20 из демонстрационного материала. Словарная работа: год, месяц.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводится при помощи игры «Когда это бывает?» Называет признаки времен года.
– На улице холодно, часто идут дожди. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
– Когда это бывает?
– Морозы, снегопады. Когда снег рыхлый, из него можно лепить снежки. Водоемы покрыты льдом.
– Когда это бывает?
– Становится теплее, снег тает, текут ручьи. Появляются цветы, трава, на деревьях и кустарниках распускаются листья. Возвращаются из теплых стран птицы. Они поют, строят гнезда.
– Когда это бывает?
–Солнце ярко светит, становится жарко. Люди купаются в водоемах. В гнездах
появляются птенцы.
– Когда это бывает?
Ребята проявляют интерес к ситуации и отвечают на вопросы.
Дети отгадывают загадки, объясняя свой выбор.
2.Основная часть.
Педагог предлагает одеть куклу по сезону года.
Поисковый диалог:
– Как надо одеваться, когда на улице холодно? А когда жарко? Педагог предлагает помочь подобрать одежду.
Дети вовлекаются в игровую ситуацию.
78
Предлагает выполнить задание по таблице №20 –одеть куклу по сезону. Давайте придумаем имя кукле и поможем подобрать ей одежду. На доске картинка ребенка, которому надо помочь подобрать одежду по сезону. Внизу 4 картинки – времена года.
Демонстрационный материал № 18 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.
Педагог читает стихи о временах года.
Времена года
А. Кузнецова
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
Затем педагог берет одну из карточек – лето и просит подобрать одежду.
Педагог просит перечислить времена года по порядку. Далее говорит, что в каждом сезоне 3 месяца. Предлагает повторить названия месяцев хором. Желательно хором повторить сезоны и месяца на двух языках.
Демонстрационный материал таблица 19.1 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.
Демонстрационный материал таблица 19. 2 используется для соотнесения природных явлений, одежды и занятий людей по временам года.
Работа в тетради.
Предлагает выполнить задание №1.
– Рассмотрите картинки.
– Назовите времена года.
– Подберите дерево по сезону. Наклейте его.
Физминутка:
О лете
Е. Трутнева
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
79
Если в рощах над калиной,
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета,
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Коллективная игра «Круглый год».
Педагог кидает мяч и задает вопросы:
– Какой по счету февраль в году?
– Каким месяцем заканчивается год?
– Какой месяц после октября?
– Назови летние месяцы и т.п. Индивидуальное выполнение задания № 2.
– Запомните названия месяцев года.
– Сколько месяцев в каждом времени года? Предлагает выполнить задание №3.
– Раскрасьте летнюю обувь желтым цветом, зимнюю – синим. Взаимпроверка в парах.
3. Рефлексия.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых
ошиблись или затруднялись.
Подводит итог, поощряет детей.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком.
Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
№33
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Последовательности событий, дней недели, части суток.
Цель: познакомить со словами, описывающими порядок следования событий во времени:
вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь.
Задачи: сформировать представление о продолжительности событий, о частях суток. Научить правильно употреблять слова «вчера, сегодня, завтра» по отношению к событиям, произошедшим, происходящим и тем, которые будут происходить. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова «вчера, сегодня, завтра», дни недели, части суток.
Понимают: последовательность следования событий во времени.
Применяют: умение отгадывать загадки, знание частей суток, дней недели. Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблица №10 из демонстрационного материала.
Словарная работа: вчера, сегодня, завтра.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводит через игру «Что мы делали - не скажем, что мы делали - покажем».
80
Педагог предлагает детям разделиться на две группы. Дает установку, что делали утром, днем, вечером.
Дети делятся на две группы, одна группа показывает загаданное действие, а вторая – разгадывает.
Игровое упражнение:
Сначала день, а потом…. вечер
Сначала утро, а потом… день
Сначала понедельник, а потом…. вторник
Сначала сегодня, а потом… завтра
Сначала январь, а потом… февраль
Слушают внимательно педагога, продолжают по смыслу предложение.
Можно предложить детям самим задавать такие задания.
2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап педагог может начать с таблицы №10 из демонстрационного материала.
– Рассмотрите рисунки.
– Что изображено на первом рисунке?
– Что изображено на втором рисунке (третьем, четвертом)?
Поставьте под каждой картинкой карточку с тем числом, в каком порядке следуют эти события. Предлагает назвать слова, когда это бывает. Просит повторить слова: утро, вечер, день, ночь в правильной последовательности.
Работа в тетради.
– Рассмотрите рисунки к заданию №1 в рабочей тетради. Все рисунки перепутаны.
– Я буду читать загадки, а вы обводите картинки, связанные с отгадкой.
Дети участвуют в беседе по рисунку. Слушают загадки, отгадывают, подбирают рисунки
Цель: закрепить представление о положении в пространстве, о понятиях вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Задачи: научить ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа, по центру), находить определенный рисунок на странице тетради. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: понятия вверху, внизу, слева, справа, посередине.
Понимают: ориентирование на листе бумаги.
Применяют: могут ориентироваться в окружающей обстановке, употребляют понятия вверху, внизу, слева, справа, по центру, находить определенный предмет по описанию его нахождения.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Разрезные карточки с картинками.
Словарная работа: справа, слева, вперед, назад.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Игровая ситуация.
На наборном полотне предметные картинки. По краям – два сказочных персонажа. Педагог говорит, что он услышал беседу героев. Они спорили о том, где находятся картинки, один говорил справа, другой – слева. – Сможем ли мы разрешить их спор?
Дети вовлекаются в игровую ситуацию. Рассматривают картинки, слушают педагога.
Проявляют желание помочь
2.Основная часть.
Постановка цели (проблемная ситуация).
Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:
– что изображено справа от него,
– что нарисовано под ним,
– что находится вверху справа от заданного предмета и т.п. Внимательно слушают, называют расположение предметов.
76
Можно изменить задание: педагог просит назвать или показать предмет (ы), который (е)
находятся:
– в правом верхнем углу,
– вдоль нижней стороны листа,
– в центре листа, и т.п.
Работа в малых гурппах.
Педагог предлагает работу с карточками.
Надо рассмотреть карточки в каждой группе. Затем предлагает показать (закрыть фишкой) картинку, которая расположена в правом верхнем углу, например. Упражнение повторяется несколько раз.
Ребята рассматривают карточки. Выполняют действия по указанию педагога.
Работа в тетради.
Предлагает выполнить задание №1.
– Наклейте в середине листа машину.
– Какие предметы находятся рядом с ней, вверху, внизу, справа, слева? Педагог просит детей проверить выполнение задания друг у друга.
Физминутка:
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
Вновь работа в малых группах.
Педагог организует игру «Загадай картинку», аналогичное предыдущему заданию. Предлагает загадку начать со слов: я загадал картинку, она находится в нижнем левом углу лист.
Рассматривают карточки, загадывают предметы, описывают расположение.
После этого педагог предлагает выполнить задание №2.
– Назовите, где находятся точки в квадратах. Решите примеры. Нарисуйте точки. Предлагает выполнить задание №3.
– Наклейте картинки в клетки. Расскажите другу, где вы их расположили. Задание выполняют индивидуально. Педагог проверяет правильность.
77
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог, поощряет детей.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых ошиблись или затруднялись.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком. Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
№32
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Времена года.
Цель: познакомить с названиями времен и месяцев и их последовательностью. Задачи: закреплять представление о сезонах года и природных изменениях. Научить последовательно называть времена и месяцы года. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: названия месяцев и их последовательность.
Понимают: сезонные отличия времен года.
Применяют: навык последовательно называть времена и месяцы года.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2. Набор разрезных картинок с сезонами года, куклы с набором одежды, таблицы № 18-20 из демонстрационного материала. Словарная работа: год, месяц.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводится при помощи игры «Когда это бывает?» Называет признаки времен года.
– На улице холодно, часто идут дожди. Листья желтеют и опадают. Птицы улетают в теплые края. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
– Когда это бывает?
– Морозы, снегопады. Когда снег рыхлый, из него можно лепить снежки. Водоемы покрыты льдом.
– Когда это бывает?
– Становится теплее, снег тает, текут ручьи. Появляются цветы, трава, на деревьях и кустарниках распускаются листья. Возвращаются из теплых стран птицы. Они поют, строят гнезда.
– Когда это бывает?
–Солнце ярко светит, становится жарко. Люди купаются в водоемах. В гнездах
появляются птенцы.
– Когда это бывает?
Ребята проявляют интерес к ситуации и отвечают на вопросы.
Дети отгадывают загадки, объясняя свой выбор.
2.Основная часть.
Педагог предлагает одеть куклу по сезону года.
Поисковый диалог:
– Как надо одеваться, когда на улице холодно? А когда жарко? Педагог предлагает помочь подобрать одежду.
Дети вовлекаются в игровую ситуацию.
78
Предлагает выполнить задание по таблице №20 –одеть куклу по сезону. Давайте придумаем имя кукле и поможем подобрать ей одежду. На доске картинка ребенка, которому надо помочь подобрать одежду по сезону. Внизу 4 картинки – времена года.
Демонстрационный материал № 18 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.
Педагог читает стихи о временах года.
Времена года
А. Кузнецова
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
-
лето пришло – все под солнцем цветет, И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля.
Затем педагог берет одну из карточек – лето и просит подобрать одежду.
Педагог просит перечислить времена года по порядку. Далее говорит, что в каждом сезоне 3 месяца. Предлагает повторить названия месяцев хором. Желательно хором повторить сезоны и месяца на двух языках.
Демонстрационный материал таблица 19.1 используется для закрепления названий времен и месяцев года.
Дети называют вслух названия и выкладывают соответствующие карточки.
Демонстрационный материал таблица 19. 2 используется для соотнесения природных явлений, одежды и занятий людей по временам года.
Работа в тетради.
Предлагает выполнить задание №1.
– Рассмотрите картинки.
– Назовите времена года.
– Подберите дерево по сезону. Наклейте его.
Физминутка:
О лете
Е. Трутнева
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы,
Гнут былинки до земли,
79
Если в рощах над калиной,
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета,
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Коллективная игра «Круглый год».
Педагог кидает мяч и задает вопросы:
– Какой по счету февраль в году?
– Каким месяцем заканчивается год?
– Какой месяц после октября?
– Назови летние месяцы и т.п. Индивидуальное выполнение задания № 2.
– Запомните названия месяцев года.
– Сколько месяцев в каждом времени года? Предлагает выполнить задание №3.
– Раскрасьте летнюю обувь желтым цветом, зимнюю – синим. Взаимпроверка в парах.
3. Рефлексия.
Педагог спрашивает о видах работ, которые дети выполнили успешно и легко, а в которых
ошиблись или затруднялись.
Подводит итог, поощряет детей.
Предлагает при помощи смайликов настроения оценить свою работу: если было интересно на занятии, показать улыбающегося смайлика, если неинтересно, задания были трудными – смайлика с прямым ротиком.
Дети вспоминают о видах работ, которые выполнили. Анализируют, что прошло успешно и легко, а в чем ошиблись или затруднялись.
При помощи смайликов показывают итог своей работы.
№33
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Последовательности событий, дней недели, части суток.
Цель: познакомить со словами, описывающими порядок следования событий во времени:
вчера, сегодня, завтра, утро, день, вечер, ночь.
Задачи: сформировать представление о продолжительности событий, о частях суток. Научить правильно употреблять слова «вчера, сегодня, завтра» по отношению к событиям, произошедшим, происходящим и тем, которые будут происходить. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать самостоятельность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова «вчера, сегодня, завтра», дни недели, части суток.
Понимают: последовательность следования событий во времени.
Применяют: умение отгадывать загадки, знание частей суток, дней недели. Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №2, таблица №10 из демонстрационного материала.
Словарная работа: вчера, сегодня, завтра.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно - побудительный этап проводит через игру «Что мы делали - не скажем, что мы делали - покажем».
80
Педагог предлагает детям разделиться на две группы. Дает установку, что делали утром, днем, вечером.
Дети делятся на две группы, одна группа показывает загаданное действие, а вторая – разгадывает.
Игровое упражнение:
-
начинаю предложение, а вы продолжите. Сначала весна, а потом…. зима
Сначала день, а потом…. вечер
Сначала утро, а потом… день
Сначала понедельник, а потом…. вторник
Сначала сегодня, а потом… завтра
Сначала январь, а потом… февраль
Слушают внимательно педагога, продолжают по смыслу предложение.
Можно предложить детям самим задавать такие задания.
2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап педагог может начать с таблицы №10 из демонстрационного материала.
– Рассмотрите рисунки.
– Что изображено на первом рисунке?
– Что изображено на втором рисунке (третьем, четвертом)?
Поставьте под каждой картинкой карточку с тем числом, в каком порядке следуют эти события. Предлагает назвать слова, когда это бывает. Просит повторить слова: утро, вечер, день, ночь в правильной последовательности.
Работа в тетради.
– Рассмотрите рисунки к заданию №1 в рабочей тетради. Все рисунки перепутаны.
– Я буду читать загадки, а вы обводите картинки, связанные с отгадкой.
Дети участвуют в беседе по рисунку. Слушают загадки, отгадывают, подбирают рисунки
-
отгадке. Обводят. Педагог читает загадки. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила, И на санках прокатила. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи.