Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагог организует поисковые задания.
– Сколько вагончиков мы прикрепили к паровозику?
Ведет счет вместе с детьми вслух, указывая на каждый указкой. Считают вагоны, героев в вагонах, окошки в вагонах. Повторяют вслух слова: «два», «пара». Затем предлагает:
– Посчитаем окошки: Один, два. В следующем вагоне: Один, два и т.д. В каждом вагоне 2 окошка или пара окошек. Считают вагоны, героев в вагонах, окошки в вагонах.
– Давайте искать предметы, которых по 2. Сначала скажите, сколько у вас рук, ног, глаз, ушей? Ищут единичные и парные предметы.
Знакомит с понятием, что два – это пара. Пара варежек, пара носок и т.п. Повторяют вслух слова: «два», «пара».
– Назовите предметы, которых по одному.
– Какой же цифрой обозначим один предмет (число один), пару предметов (число два)? Педагог показывает цифры 1 и 2 на доске. Дети ищут единичные и парные предметы.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать, что изображено на картинке.
– О каких предметах можно сказать один? Раскрась.
– О каких предметах можно сказать два (или пара)? Обведи.
Дети выполняют задание согласно тексту.
Педагог повторяет правила посадки за столом.
Предлагает выполнить задание №2, в котором надо обвести цифры 1 и 2 пальчиком.
Вылепить из пластилина.
Дети обводят цифры. Демонстрируют друг другу направление движения по стрелочкам.
Выкладывают из пластилина цифры на клеенке или картоне.
Физминутка
Дети выполняют упражнения согласно тексту.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два.
Ножками потопали, раз, два.
Работа в рабочей тетради.
Задание №4 дети выполняют самостоятельно с проверкой – обводят в каждой группе по два предмета.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог.
– С какими числами и какими цифрами познакомились?
Детям предлагает найти картинки с изображением нужного количества предметов (таблица №15).
Благодарит детей и просит их также поблагодарить друг друга за хорошую работу и порядок на столе.
Дети делятся впечатлениями. Благодарят друг друга за хорошую работу.
№4
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Число и цифра 3. Число и цифра 4
Цель: познакомить с образованием чисел 3 и 4, с цифрами 3 и 4.
27
Задачи: учить соотносить цифру и количество предметов; совершенствовать навыки счета предметов; распознавать и изображать цифры 3 и 4; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 3 и 4.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую количество предметов.
Применяют: могут находить группы из трех и четырех предметов, распознавать цифры 3 и 4.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблица № 6, таблица № 8, №15 из демонстрационного материала.
Словарная работа: число, цифра, три, четыре.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный этап ОУД начинается с выполнения задания на развитие памяти и логического мышления.
Педагог предлагает рассмотреть таблицу № 8 «Найди лишний предмет».
– Найдите лишний предмет на каждой из четырех картинок. Объясните, почему он лишний.
Воспитанники находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
– Посчитай, сколько предметов осталось в каждой группе (3).
– А сколько всего предметов в каждой группе? (4).
Дети считают оставшиеся предметы. Выясняют, что их по три.
– Кто скажет, с какими числами и цифрами мы сегодня будем знакомиться? На этом этапе предлагает дать классификацию по картинке таблицы 6.
Задание: подобрать собирательное название группе предметов, закрепление счета.
– Что нарисовано на картинках?
– Сколько автобусов? Сколько тракторов? Сколько грузовых машин?
Организационно-поисковый этап проводится с помощью заданий в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание № 1.
– Что изображено на картинке?
– Посчитайте, сколько машинок. Сколько кукол? Дети считают количество предметов на рисунке. Педагог просит нарисовать столько точек в клетке.
– Количество машинок обозначают цифрой 3.
– Количество кукол обозначают цифрой 4. Найдем цифры 3 и 4. Затем педагог читает стихотворения о числах 3 и 4.
С. Маршак
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
Что ты пройдешь за два часа, Они за две минуты.
28
Педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести пальчиком цифру 3: сначала по верхней закругленной линии вниз, потом по нижней закругленной линии вниз. Надо написать ее в воздухе. А теперь на полу ножками. Аналогично работают с цифрой 4.
Дети обводят цифры 3 и 4 пальчиком. Выкладывают из пластилина.
По указанию педагога выполняют движения.
Выполнить задание можно в парах.
Физминутка
Педагог предлагает: прыгнуть 3 раза, хлопнуть 4 раза, топнуть 3 раза каждой ногой, 4 раза в ладоши с другом.
Далее предлагает выполнить задание №3, в котором нужно соединить цифры и точки с соответствующим количеством предметов.
Просит посчитать точки на карточках – приходят к выводу, что точки обозначают цифры 1, 2, 3, 4.
– Найдите на картинках определенное количество предметов (от 1 до 4). Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно посчитать предметы в каждой группе. Наклеить цифру.
3. Рефлексия.
Рефлексивно - корригирующий этап занятия можно провести в разной форме. Педагог подводит итог. Детям предлагает найти картинки с изображением нужного количества предметов (таблица №15). Педагог поощряет детей.
Просит рассказать, что сегодня было очень интересно. Дети делятся впечатлениями. Разбираются трудности, с которыми столкнулись дети.
№5
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Числа и цифры 5, 6.
Цель: познакомить с образованием чисел 5 и 6; цифрами 5 и 6.
Задачи: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; учить правильно распознавать и изображать цифры 5 и 6; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 5 и 6.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из указанного количества предметов, распознавать цифры 5 и 6.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, рисунки с изображениями героев сказок.
Словарная работа: число, цифра, пять, шесть.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный
Педагог предлагает пригласить на занятие героев сказок.
Побуждает вести порядковый счет, выставив сначала 4 разных героев сказок. Затем говорит, что еще один герой прибежал к нам на занятие. Задает вопрос:
– Сколько теперь героев сказок?
(Пять)
– Как получилось 5?
(5 это 4 да еще 1)
29
Сообщает, что еще один герой пришел к нам на занятие.
Задает вопрос:
– Сколько теперь героев?
– Как получилось 6?
(6 это 5 да еще 1).
2.Основная часть.
Открытие новых чисел 5 и 6 может быть организовано с помощью настоящих бусин, либо в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание №1, в котором нужно посчитать бусинки.
Дети считают предметы.
Педагог предлагает нарисовать такое же количество кругов.
Число обозначают цифрой 5.
– Найдите цифру 5 среди карточек на столе или записей в тетради. Дети находят цифру 5.
Педагог читает стихотворения о числе и цифре 5.
Затем педагог выставляет на доске, а дети на столах 5 кругов-бусинок. Предлагает добавить к ним еще одну.
Предлагает пересчитать.
– Сколько бусинок стало?
(Шесть).
Выполняют действия с бусинками по указанию педагога.
Далее педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести 6 бусинок. Раскрасить их.
– Число обозначают цифрой 6. Найдем цифру 6.
Дети находят цифру 6.
Педагог читает стихотворения о числе и цифре 6.
С. Маршак
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Педагог предлагает написать цифру 6 в воздухе. А затем на полу ножками.
Дети пишут цифру в воздухе, ножкой на полу, пальчиком.
Предлагает выполнить задание №3, в котором нужно провести пальцем по закругленной линии сверху вниз, затем по закругленной линии вверх слева направо, вылепить из пластилина.
Физминутка.
Прыгнуть 5 раз, хлопнуть 6 раз, топнуть 5 раз каждой ногой, 6 раз в ладоши с товарищем по парте.
Выполняют движения согласно командам педагога. Потом также в паре.
Игровое упражнение – Соотнесение цифры, числа и модели числа в виде точек.
Педагог показывает кубик, склееный из развертки. На каждой его грани точки от одной до шести.
Педагог показывает любые картинки с количеством предметов 1-6 и просит детей показать нужную сторону кубика и цифру на карточке из разрезного материала. Работают с кубиком, показывая модель числа из точек и нужную цифру.
30
Можно раздать счетный материал и выполнять обратное задание – по модели и цифре выкладывать нужное количество предметов.
Педагог предлагает выполнить задание №4, в котором нужно раскрасить кляксу с цифрой 5 синим цветом, с цифрой 6 – зеленым.
Предлагает выполнить задание №5, в котором нужно наклеить к каждому поезду столько вагонов, чтобы их стало, сколько показывает карточка на паровозе.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог и поощряет детей за работу. Предлагает проводить героев сказок, проводя счет в обратном порядке.
Шестой, пятый, четвертый... герои уходят домой. Считают героев сказок в обратном порядке и прощаются с ними.
№6
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
– Сколько вагончиков мы прикрепили к паровозику?
Ведет счет вместе с детьми вслух, указывая на каждый указкой. Считают вагоны, героев в вагонах, окошки в вагонах. Повторяют вслух слова: «два», «пара». Затем предлагает:
– Посчитаем окошки: Один, два. В следующем вагоне: Один, два и т.д. В каждом вагоне 2 окошка или пара окошек. Считают вагоны, героев в вагонах, окошки в вагонах.
– Давайте искать предметы, которых по 2. Сначала скажите, сколько у вас рук, ног, глаз, ушей? Ищут единичные и парные предметы.
Знакомит с понятием, что два – это пара. Пара варежек, пара носок и т.п. Повторяют вслух слова: «два», «пара».
– Назовите предметы, которых по одному.
– Какой же цифрой обозначим один предмет (число один), пару предметов (число два)? Педагог показывает цифры 1 и 2 на доске. Дети ищут единичные и парные предметы.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать, что изображено на картинке.
– О каких предметах можно сказать один? Раскрась.
– О каких предметах можно сказать два (или пара)? Обведи.
Дети выполняют задание согласно тексту.
Педагог повторяет правила посадки за столом.
Предлагает выполнить задание №2, в котором надо обвести цифры 1 и 2 пальчиком.
Вылепить из пластилина.
Дети обводят цифры. Демонстрируют друг другу направление движения по стрелочкам.
Выкладывают из пластилина цифры на клеенке или картоне.
Физминутка
Дети выполняют упражнения согласно тексту.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два.
Ножками потопали, раз, два.
Работа в рабочей тетради.
-
задании №3 надо найти цифры 1, 2 и раскрасить: кляксу с цифрой 1 – синим цветом, 2 – зеленым. Дети ищут, затем раскрашивают.
Задание №4 дети выполняют самостоятельно с проверкой – обводят в каждой группе по два предмета.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог.
– С какими числами и какими цифрами познакомились?
Детям предлагает найти картинки с изображением нужного количества предметов (таблица №15).
Благодарит детей и просит их также поблагодарить друг друга за хорошую работу и порядок на столе.
Дети делятся впечатлениями. Благодарят друг друга за хорошую работу.
№4
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Число и цифра 3. Число и цифра 4
Цель: познакомить с образованием чисел 3 и 4, с цифрами 3 и 4.
27
Задачи: учить соотносить цифру и количество предметов; совершенствовать навыки счета предметов; распознавать и изображать цифры 3 и 4; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 3 и 4.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую количество предметов.
Применяют: могут находить группы из трех и четырех предметов, распознавать цифры 3 и 4.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблица № 6, таблица № 8, №15 из демонстрационного материала.
Словарная работа: число, цифра, три, четыре.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный этап ОУД начинается с выполнения задания на развитие памяти и логического мышления.
Педагог предлагает рассмотреть таблицу № 8 «Найди лишний предмет».
– Найдите лишний предмет на каждой из четырех картинок. Объясните, почему он лишний.
Воспитанники находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний.
– Посчитай, сколько предметов осталось в каждой группе (3).
– А сколько всего предметов в каждой группе? (4).
Дети считают оставшиеся предметы. Выясняют, что их по три.
– Кто скажет, с какими числами и цифрами мы сегодня будем знакомиться? На этом этапе предлагает дать классификацию по картинке таблицы 6.
Задание: подобрать собирательное название группе предметов, закрепление счета.
– Что нарисовано на картинках?
– Сколько автобусов? Сколько тракторов? Сколько грузовых машин?
-
Основная часть.
Организационно-поисковый этап проводится с помощью заданий в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание № 1.
– Что изображено на картинке?
– Посчитайте, сколько машинок. Сколько кукол? Дети считают количество предметов на рисунке. Педагог просит нарисовать столько точек в клетке.
– Количество машинок обозначают цифрой 3.
– Количество кукол обозначают цифрой 4. Найдем цифры 3 и 4. Затем педагог читает стихотворения о числах 3 и 4.
С. Маршак
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола.
-
по четыре ножки, У мышки и у кошки. Бегут четыре колеса, Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа, Они за две минуты.
28
Педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести пальчиком цифру 3: сначала по верхней закругленной линии вниз, потом по нижней закругленной линии вниз. Надо написать ее в воздухе. А теперь на полу ножками. Аналогично работают с цифрой 4.
Дети обводят цифры 3 и 4 пальчиком. Выкладывают из пластилина.
По указанию педагога выполняют движения.
Выполнить задание можно в парах.
Физминутка
Педагог предлагает: прыгнуть 3 раза, хлопнуть 4 раза, топнуть 3 раза каждой ногой, 4 раза в ладоши с другом.
Далее предлагает выполнить задание №3, в котором нужно соединить цифры и точки с соответствующим количеством предметов.
Просит посчитать точки на карточках – приходят к выводу, что точки обозначают цифры 1, 2, 3, 4.
– Найдите на картинках определенное количество предметов (от 1 до 4). Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно посчитать предметы в каждой группе. Наклеить цифру.
3. Рефлексия.
Рефлексивно - корригирующий этап занятия можно провести в разной форме. Педагог подводит итог. Детям предлагает найти картинки с изображением нужного количества предметов (таблица №15). Педагог поощряет детей.
Просит рассказать, что сегодня было очень интересно. Дети делятся впечатлениями. Разбираются трудности, с которыми столкнулись дети.
№5
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Числа и цифры 5, 6.
Цель: познакомить с образованием чисел 5 и 6; цифрами 5 и 6.
Задачи: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; учить правильно распознавать и изображать цифры 5 и 6; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 5 и 6.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из указанного количества предметов, распознавать цифры 5 и 6.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, рисунки с изображениями героев сказок.
Словарная работа: число, цифра, пять, шесть.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительный
Педагог предлагает пригласить на занятие героев сказок.
Побуждает вести порядковый счет, выставив сначала 4 разных героев сказок. Затем говорит, что еще один герой прибежал к нам на занятие. Задает вопрос:
– Сколько теперь героев сказок?
(Пять)
– Как получилось 5?
(5 это 4 да еще 1)
29
Сообщает, что еще один герой пришел к нам на занятие.
Задает вопрос:
– Сколько теперь героев?
– Как получилось 6?
(6 это 5 да еще 1).
2.Основная часть.
Открытие новых чисел 5 и 6 может быть организовано с помощью настоящих бусин, либо в рабочей тетради.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает выполнить задание №1, в котором нужно посчитать бусинки.
Дети считают предметы.
Педагог предлагает нарисовать такое же количество кругов.
Число обозначают цифрой 5.
– Найдите цифру 5 среди карточек на столе или записей в тетради. Дети находят цифру 5.
Педагог читает стихотворения о числе и цифре 5.
-
Маршак
-
потом пошла плясать, По бумаге цифра пять. Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула.
Затем педагог выставляет на доске, а дети на столах 5 кругов-бусинок. Предлагает добавить к ним еще одну.
Предлагает пересчитать.
– Сколько бусинок стало?
(Шесть).
Выполняют действия с бусинками по указанию педагога.
Далее педагог предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести 6 бусинок. Раскрасить их.
– Число обозначают цифрой 6. Найдем цифру 6.
Дети находят цифру 6.
Педагог читает стихотворения о числе и цифре 6.
С. Маршак
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Педагог предлагает написать цифру 6 в воздухе. А затем на полу ножками.
Дети пишут цифру в воздухе, ножкой на полу, пальчиком.
Предлагает выполнить задание №3, в котором нужно провести пальцем по закругленной линии сверху вниз, затем по закругленной линии вверх слева направо, вылепить из пластилина.
Физминутка.
Прыгнуть 5 раз, хлопнуть 6 раз, топнуть 5 раз каждой ногой, 6 раз в ладоши с товарищем по парте.
Выполняют движения согласно командам педагога. Потом также в паре.
Игровое упражнение – Соотнесение цифры, числа и модели числа в виде точек.
Педагог показывает кубик, склееный из развертки. На каждой его грани точки от одной до шести.
Педагог показывает любые картинки с количеством предметов 1-6 и просит детей показать нужную сторону кубика и цифру на карточке из разрезного материала. Работают с кубиком, показывая модель числа из точек и нужную цифру.
30
Можно раздать счетный материал и выполнять обратное задание – по модели и цифре выкладывать нужное количество предметов.
Педагог предлагает выполнить задание №4, в котором нужно раскрасить кляксу с цифрой 5 синим цветом, с цифрой 6 – зеленым.
Предлагает выполнить задание №5, в котором нужно наклеить к каждому поезду столько вагонов, чтобы их стало, сколько показывает карточка на паровозе.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог и поощряет детей за работу. Предлагает проводить героев сказок, проводя счет в обратном порядке.
Шестой, пятый, четвертый... герои уходят домой. Считают героев сказок в обратном порядке и прощаются с ними.
№6
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.