Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Числа и цифры 7, 8, 9.
Цель: познакомить с образованием чисел 7, 8 и 9; цифрами 7, 8 и 9;
Задачи: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; учить правильно распознавать и изображать цифры 7, 8 и 9; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: числа и цифры 7, 8 и 9.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из указанного количества предметов, распознавать цифры 7, 8 и 9.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблицы №1, 2, 2.1, 14. Из демонстрационного материала.
Словарная работа: число и цифра семь, восемь, девять.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Для мотивации к изучению нового педагог предлагает пригласить гномов. Побуждает вести порядковый счет и описание свойств гномов – первый гном большой в синих штанишках, второй – ... . (таблица №1)
«К нам пришли гномики»: описать каждого гномика на картинке, используя слова: большой – маленький, цвет, положение в пространстве: спереди – сзади, перед, между, рядом.
Выставляет сначала 6 гномов (таблица 2, 2.1). А затем говорит, что еще один гномик

прибежал к нам на занятие.

Задает вопрос:

– Сколько теперь гномов?

– Как получилось 7?

(7 это 6 да еще 1).
– К гномам пришла Белоснежка. Сколько теперь гостей у нас на занятии?

(Восемь).

– Как получилось 8?

(8 это 7 да еще 1).

– А вот и принц!

Сколько теперь гостей у нас на занятии?

(Девять).

– Как получилось 9?

(9 это 8 да еще 1).



31

Можно использовать таблицу №14 из демонстрационного материала.
Педагог размещает 7 детей из таблицы 14.2 на горке. А 8-го ниже, рядом со ступеньками.
– Сколько детей стоит уже на горке и желают прокатиться? Выставляет карточку с цифрой 7.
– Смотрите, еще один ребенок прибежал и тоже поднимается. Сколько их станет?
– Кто догадался, о каком числе мы сегодня будем говорить?
– Мы посчитали: на картинке 8 детей. Еще раз посчитаем (каждого из детей скатывает с горки и хором считают), мы никого не пропустили ли?
Число обозначают цифрой 8. Найдем цифру 8. Состав числа 8.

По таблице №14.1 – заселяют жильцов – детей из таблицы №14.2 на каждый этаж.
Одновременно выставляют на каждом этаже карточку с числом из таблицы №21.

2.Основная часть.

Организационно-поисковый этап провдится в малых в группах.

На столах у каждой группы детей по три набора из 10 кругов и три бумажные тарелочки.

Дети работают в группах с раздаточным материалом.
Педагог предлагает выполнить задание: для наших гостей нам нужно накрыть стол. На каждую тарелочку нужно положить определенное количество «пирожных». На первую – семь. Педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе.
Затем на вторую тарелочку – восемь «пирожных», дети выкладывают, пересчитывают, педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе. На третью – девять.
Дети обводят цифры в воздухе.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать, что изображено на картинке. В каждом блюдце должно быть указанное количество пирожных. Наклеить недостающие пирожные.
Дети выполняют задание, наклеивают недостающие пирожные.
Физминутка.

Педагог просит детей:
Прыгнуть 8 раз, хлопнуть 9 раз, топнуть 7 раз каждой ногой, 6 раз в ладоши с товарищем по парте.
Предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести пальчиком цифры.

Вылепить из пластилина.

Дети выполняют задание, обводят цифры и выкладывают из пластилина.
Педаог предлагает выполнить задание №3. Рассматривают картинку, называют

животных, цветы, наклеивают цифры.

Задает вопросы:
– Что изображено на картинке?

– Сколько животных пасется на лугу?
– Какие цветы растут на лугу? Сколько их? –Теперь сосчитаем сколько лошадей (овец) на лугу?
– Сколько облаков на небе?

– Сколько бабочек летает?

Предлагает наклеить соответствующую цифру.

Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно соединить цифры по порядку.

3. Рефлексия.


32

Педагог подводит итог и поощряет детей.
Предлагает проводить гномов, Белоснежку и принца, провести счет в обратном порядке. Принц и Белоснежка – девятый, восьмая, затем гномы: седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий... герои уходят домой.
Считают гномов в обратном порядке и прощаются с ними.


7

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.
Тема: Число 10.

Цель: познакомить с числами 0 и 10 и их записью.
Задачи: учить соотносить запись числа 10 и количество предметов; совершенствовать навыки количественного счета предметов и порядкового счета, прямого и обратного счета; учить правильно распознавать и изображать число 10; развивать внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.

Воспроизводят: число 10, порядковый, прямой и обратный счет.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из 10 предметов.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, наборное полотно, разрезные фигуры, таблицы №15, 21 из демонстрационного материала. Словарная работа: число ноль, число десять.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительные действия педагога – вовлечение детей в беседу.
– Сегодня к нам пришла спортивная команда, состоящая из 9 детей. Но дети не могутнайти свои места.
Педагог предлагает помочь отыскать свое место. На наборном полотне (доске) дети выстраивают команду по номерам. Дети проявляют интерес к игровой ситуации. Участвуют в поиске неверного номера игрока.
Числовые картинки таблицы №15 на соотнесение числа и цифры используется на этом и других занятиях.
Педагог показывает картинку в таблице №15.

Дети показывают карточку с числом из таблицы 21.

2.Основная часть.

Для организации открытия нового знания, педагог продолжает беседу:

– Вот еще один спортсмен пришел к нам на занятие.

– Какой номер ему дать?

Воспитанники правильно расставляют детей. Ведут счет в прямом и обратном порядке.

Дети говорят, что он десятый (9+1=10), но не все знают, как записать это число.
– Тема нашего занятия – число 10. Мы научимся его читать и записывать. Но для этого нам нужны две цифры: 1 и 0.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает рассмотреть картинку к заданию №1. Расматривают, отвечают на вопросы.
– Сколько детей построилось в ряд? Сколько детей сидит на скамейке?

– Когда никого (ничего) нет, говорят: ни одного, или НОЛЬ.

Педагог показывает цифру.
– Сможем ли мы сделать – прыгнуть 0 раз? Хлопнуть 0 раз и т.д.? Почему? Круглый ноль такой хорошенький,




33

Но не значит ничегошеньки.

Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить

Потому что – это…(10).

Педагог ставит ноль рядом с единицей и спрашивает:

– Сколько цифр использовали для записи этого числа?

(2 цифры).

– Сколько у человека пальцев на руках?

(10 пальцев на руках).

Предлагает выполнить задание № 2, в котором нужно обвести цифры пальчиком.

Выложить из пластилина.

Дети обводят цифры и выкладывают из пластилина.

Число 10 можно изобразить точками, расположив их в форме треугольника. Это число

можно назвать треугольным числом.

Отсчитывают 10 кругов и строят треугольник.
Практическая работа в группах.

Физкультминутка

Дети выполняют движения по тексту.
Приподняли плечики –

Прыгают кузнечики!

10 раз на двух ногах.


  • разноцветных сапогах! А теперь на правой ножке. Поскакали по дорожке!


А теперь на левой ножке. Поскакали по дорожке! поднять вверх плечи 10 прыжков на двух ногах.
10 прыжков на правой ноге.

10 прыжков на левой ноге.
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно соединить игроков по порядку. Дети соединяют игроков по порядку.
Затем предлагает выполнить задание №4, в котором нужно посчитать вагоны в прямом и обратном порядке. Наклеить номера.
Дети вслух считают вагоны и наклеивают номера.

3. Рефлексия.

Педагог подводит итог. Поощряет детей.

Просит рассказать, что понравилось на занятии. Дети делятся впечатлениями.
8

Образовательные области: Познание. Коммуникация.

Раздел: ФЭМП.

34

Тема: Сравнение предметов по размеру.

Цель: учить детей определять размер предметов и сравнивать предметы по размеру

(большой, маленький, больше меньше, выше, ниже);

Задачи: учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной

длины (5 и более), высоты, ширины или толщины располагать предметы в возрастающем


  • убывающем порядке по величине; развивать речевые навыки, умение анализировать. Воспитывать аккуратность.



Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Понимают: как сравнить предметы по размеру.

Применяют: умение сравнивать предметы по размеру.
Оборудование и материалы: таблицы №2,3,4 из демонстрационного материала, рабочая тетрадь №1.
Словарная работа: большой – маленький.
ХОД ОУД

1.Организационный момент.
Педагог начинает занятие с игровой ситуации «К нам на занятие вновь пришли гномики»

(наглядный материал – таблица 2, 2.1 и 2.2).

– Давайте с ними познакомимся.

Педагог предлагает описать их размер и цвет одежды, положение в пространстве.

Дети участвуют в игровой ситуации. Рассматривают рисунок с гномами и устанавливают

их размер, цвет, положение в пространстве.
Педагог «приглашает» гномов на занятие.
Спрашивает у детей:
– Все ли они одинаковые?
Мы сравнивали их по величине – большие и маленькие и по цвету одежды. А теперь научимся сравнивать их по высоте и толщине.
Предлагает расставить гномов в порядке возрастания: сначала самого высокого, потом пониже.
– Как вы это будет делать?
Предлагает сначала определить на глаз, потом поставить рядом и проверить: ниже или выше он. Подобрать им кофточки и штанишки.
– О штанишках и кофточках уже не говорят, что они толще или тоньше, говорят уже – шире.
– Как нам расположить штанишки по ширине?
Побуждает детей к подбору сначала на глаз, потом приемом наложения.
Таблица №2 – фон, на который располагаются гномы, таблицы № 2.1 и 2.2. – разрезные картинки.
2.Основная часть.

35

Педагог помогает детям описать каждого гномика на картинке, используя слова: «большой – маленький», цвет, спереди – сзади, перед, между, рядом. Дети описывают предметы по указанным свойствам.
Аналогичную работу проводит с детьми из группы. Педагог предлагает нескольким детям (пять человек) выйти и выстраивает их друг за другом. Остальные дети описывают их признаки: большой – маленький, цвет одежды, положение друг за другом. Дети выходят и выстраиваются друг за другом. Определяют эти же свойства у детей из группы.
Дети выполняют задание, определяют размер 5 и более предметов и вслух называют свойства, используя слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно рассмотреть и назвать, что изображено на картинке.