Файл: Руководство для педагогов старшей группы (56 лет) по Типовой учебной программе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Числа и цифры 7, 8, 9.
Цель: познакомить с образованием чисел 7, 8 и 9; цифрами 7, 8 и 9;
Задачи: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; учить правильно распознавать и изображать цифры 7, 8 и 9; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 7, 8 и 9.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из указанного количества предметов, распознавать цифры 7, 8 и 9.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблицы №1, 2, 2.1, 14. Из демонстрационного материала.
Словарная работа: число и цифра семь, восемь, девять.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Для мотивации к изучению нового педагог предлагает пригласить гномов. Побуждает вести порядковый счет и описание свойств гномов – первый гном большой в синих штанишках, второй – ... . (таблица №1)
«К нам пришли гномики»: описать каждого гномика на картинке, используя слова: большой – маленький, цвет, положение в пространстве: спереди – сзади, перед, между, рядом.
Выставляет сначала 6 гномов (таблица 2, 2.1). А затем говорит, что еще один гномик
прибежал к нам на занятие.
Задает вопрос:
– Сколько теперь гномов?
– Как получилось 7?
(7 это 6 да еще 1).
– К гномам пришла Белоснежка. Сколько теперь гостей у нас на занятии?
(Восемь).
– Как получилось 8?
(8 это 7 да еще 1).
– А вот и принц!
Сколько теперь гостей у нас на занятии?
(Девять).
– Как получилось 9?
(9 это 8 да еще 1).
31
Можно использовать таблицу №14 из демонстрационного материала.
Педагог размещает 7 детей из таблицы 14.2 на горке. А 8-го ниже, рядом со ступеньками.
– Сколько детей стоит уже на горке и желают прокатиться? Выставляет карточку с цифрой 7.
– Смотрите, еще один ребенок прибежал и тоже поднимается. Сколько их станет?
– Кто догадался, о каком числе мы сегодня будем говорить?
– Мы посчитали: на картинке 8 детей. Еще раз посчитаем (каждого из детей скатывает с горки и хором считают), мы никого не пропустили ли?
Число обозначают цифрой 8. Найдем цифру 8. Состав числа 8.
По таблице №14.1 – заселяют жильцов – детей из таблицы №14.2 на каждый этаж.
Одновременно выставляют на каждом этаже карточку с числом из таблицы №21.
2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап провдится в малых в группах.
На столах у каждой группы детей по три набора из 10 кругов и три бумажные тарелочки.
Дети работают в группах с раздаточным материалом.
Педагог предлагает выполнить задание: для наших гостей нам нужно накрыть стол. На каждую тарелочку нужно положить определенное количество «пирожных». На первую – семь. Педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе.
Затем на вторую тарелочку – восемь «пирожных», дети выкладывают, пересчитывают, педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе. На третью – девять.
Дети обводят цифры в воздухе.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать, что изображено на картинке. В каждом блюдце должно быть указанное количество пирожных. Наклеить недостающие пирожные.
Дети выполняют задание, наклеивают недостающие пирожные.
Физминутка.
Педагог просит детей:
Прыгнуть 8 раз, хлопнуть 9 раз, топнуть 7 раз каждой ногой, 6 раз в ладоши с товарищем по парте.
Предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести пальчиком цифры.
Вылепить из пластилина.
Дети выполняют задание, обводят цифры и выкладывают из пластилина.
Педаог предлагает выполнить задание №3. Рассматривают картинку, называют
животных, цветы, наклеивают цифры.
Задает вопросы:
– Что изображено на картинке?
– Сколько животных пасется на лугу?
– Какие цветы растут на лугу? Сколько их? –Теперь сосчитаем сколько лошадей (овец) на лугу?
– Сколько облаков на небе?
– Сколько бабочек летает?
Предлагает наклеить соответствующую цифру.
Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно соединить цифры по порядку.
3. Рефлексия.
32
Педагог подводит итог и поощряет детей.
Предлагает проводить гномов, Белоснежку и принца, провести счет в обратном порядке. Принц и Белоснежка – девятый, восьмая, затем гномы: седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий... герои уходят домой.
Считают гномов в обратном порядке и прощаются с ними.
№7
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Число 10.
Цель: познакомить с числами 0 и 10 и их записью.
Задачи: учить соотносить запись числа 10 и количество предметов; совершенствовать навыки количественного счета предметов и порядкового счета, прямого и обратного счета; учить правильно распознавать и изображать число 10; развивать внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: число 10, порядковый, прямой и обратный счет.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из 10 предметов.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, наборное полотно, разрезные фигуры, таблицы №15, 21 из демонстрационного материала. Словарная работа: число ноль, число десять.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительные действия педагога – вовлечение детей в беседу.
– Сегодня к нам пришла спортивная команда, состоящая из 9 детей. Но дети не могутнайти свои места.
Педагог предлагает помочь отыскать свое место. На наборном полотне (доске) дети выстраивают команду по номерам. Дети проявляют интерес к игровой ситуации. Участвуют в поиске неверного номера игрока.
Числовые картинки таблицы №15 на соотнесение числа и цифры используется на этом и других занятиях.
Педагог показывает картинку в таблице №15.
Дети показывают карточку с числом из таблицы 21.
2.Основная часть.
Для организации открытия нового знания, педагог продолжает беседу:
– Вот еще один спортсмен пришел к нам на занятие.
– Какой номер ему дать?
Воспитанники правильно расставляют детей. Ведут счет в прямом и обратном порядке.
Дети говорят, что он десятый (9+1=10), но не все знают, как записать это число.
– Тема нашего занятия – число 10. Мы научимся его читать и записывать. Но для этого нам нужны две цифры: 1 и 0.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает рассмотреть картинку к заданию №1. Расматривают, отвечают на вопросы.
– Сколько детей построилось в ряд? Сколько детей сидит на скамейке?
– Когда никого (ничего) нет, говорят: ни одного, или НОЛЬ.
Педагог показывает цифру.
– Сможем ли мы сделать – прыгнуть 0 раз? Хлопнуть 0 раз и т.д.? Почему? Круглый ноль такой хорошенький,
33
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому что – это…(10).
Педагог ставит ноль рядом с единицей и спрашивает:
– Сколько цифр использовали для записи этого числа?
(2 цифры).
– Сколько у человека пальцев на руках?
(10 пальцев на руках).
Предлагает выполнить задание № 2, в котором нужно обвести цифры пальчиком.
Выложить из пластилина.
Дети обводят цифры и выкладывают из пластилина.
Число 10 можно изобразить точками, расположив их в форме треугольника. Это число
можно назвать треугольным числом.
Отсчитывают 10 кругов и строят треугольник.
Практическая работа в группах.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по тексту.
Приподняли плечики –
Прыгают кузнечики!
10 раз на двух ногах.
А теперь на левой ножке. Поскакали по дорожке! поднять вверх плечи 10 прыжков на двух ногах.
10 прыжков на правой ноге.
10 прыжков на левой ноге.
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно соединить игроков по порядку. Дети соединяют игроков по порядку.
Затем предлагает выполнить задание №4, в котором нужно посчитать вагоны в прямом и обратном порядке. Наклеить номера.
Дети вслух считают вагоны и наклеивают номера.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог. Поощряет детей.
Просит рассказать, что понравилось на занятии. Дети делятся впечатлениями.
№8
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
34
Тема: Сравнение предметов по размеру.
Цель: учить детей определять размер предметов и сравнивать предметы по размеру
(большой, маленький, больше меньше, выше, ниже);
Задачи: учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной
длины (5 и более), высоты, ширины или толщины располагать предметы в возрастающем
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Понимают: как сравнить предметы по размеру.
Применяют: умение сравнивать предметы по размеру.
Оборудование и материалы: таблицы №2,3,4 из демонстрационного материала, рабочая тетрадь №1.
Словарная работа: большой – маленький.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Педагог начинает занятие с игровой ситуации «К нам на занятие вновь пришли гномики»
(наглядный материал – таблица 2, 2.1 и 2.2).
– Давайте с ними познакомимся.
Педагог предлагает описать их размер и цвет одежды, положение в пространстве.
Дети участвуют в игровой ситуации. Рассматривают рисунок с гномами и устанавливают
их размер, цвет, положение в пространстве.
Педагог «приглашает» гномов на занятие.
Спрашивает у детей:
– Все ли они одинаковые?
Мы сравнивали их по величине – большие и маленькие и по цвету одежды. А теперь научимся сравнивать их по высоте и толщине.
Предлагает расставить гномов в порядке возрастания: сначала самого высокого, потом пониже.
– Как вы это будет делать?
Предлагает сначала определить на глаз, потом поставить рядом и проверить: ниже или выше он. Подобрать им кофточки и штанишки.
– О штанишках и кофточках уже не говорят, что они толще или тоньше, говорят уже – шире.
– Как нам расположить штанишки по ширине?
Побуждает детей к подбору сначала на глаз, потом приемом наложения.
Таблица №2 – фон, на который располагаются гномы, таблицы № 2.1 и 2.2. – разрезные картинки.
2.Основная часть.
35
Педагог помогает детям описать каждого гномика на картинке, используя слова: «большой – маленький», цвет, спереди – сзади, перед, между, рядом. Дети описывают предметы по указанным свойствам.
Аналогичную работу проводит с детьми из группы. Педагог предлагает нескольким детям (пять человек) выйти и выстраивает их друг за другом. Остальные дети описывают их признаки: большой – маленький, цвет одежды, положение друг за другом. Дети выходят и выстраиваются друг за другом. Определяют эти же свойства у детей из группы.
Дети выполняют задание, определяют размер 5 и более предметов и вслух называют свойства, используя слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно рассмотреть и назвать, что изображено на картинке.
Цель: познакомить с образованием чисел 7, 8 и 9; цифрами 7, 8 и 9;
Задачи: учить соотносить цифру и число предметов; совершенствовать навыки счета предметов; учить правильно распознавать и изображать цифры 7, 8 и 9; развивать внимание, память, речь; воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: числа и цифры 7, 8 и 9.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из указанного количества предметов, распознавать цифры 7, 8 и 9.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, таблицы №1, 2, 2.1, 14. Из демонстрационного материала.
Словарная работа: число и цифра семь, восемь, девять.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Для мотивации к изучению нового педагог предлагает пригласить гномов. Побуждает вести порядковый счет и описание свойств гномов – первый гном большой в синих штанишках, второй – ... . (таблица №1)
«К нам пришли гномики»: описать каждого гномика на картинке, используя слова: большой – маленький, цвет, положение в пространстве: спереди – сзади, перед, между, рядом.
Выставляет сначала 6 гномов (таблица 2, 2.1). А затем говорит, что еще один гномик
прибежал к нам на занятие.
Задает вопрос:
– Сколько теперь гномов?
– Как получилось 7?
(7 это 6 да еще 1).
– К гномам пришла Белоснежка. Сколько теперь гостей у нас на занятии?
(Восемь).
– Как получилось 8?
(8 это 7 да еще 1).
– А вот и принц!
Сколько теперь гостей у нас на занятии?
(Девять).
– Как получилось 9?
(9 это 8 да еще 1).
31
Можно использовать таблицу №14 из демонстрационного материала.
Педагог размещает 7 детей из таблицы 14.2 на горке. А 8-го ниже, рядом со ступеньками.
– Сколько детей стоит уже на горке и желают прокатиться? Выставляет карточку с цифрой 7.
– Смотрите, еще один ребенок прибежал и тоже поднимается. Сколько их станет?
– Кто догадался, о каком числе мы сегодня будем говорить?
– Мы посчитали: на картинке 8 детей. Еще раз посчитаем (каждого из детей скатывает с горки и хором считают), мы никого не пропустили ли?
Число обозначают цифрой 8. Найдем цифру 8. Состав числа 8.
По таблице №14.1 – заселяют жильцов – детей из таблицы №14.2 на каждый этаж.
Одновременно выставляют на каждом этаже карточку с числом из таблицы №21.
2.Основная часть.
Организационно-поисковый этап провдится в малых в группах.
На столах у каждой группы детей по три набора из 10 кругов и три бумажные тарелочки.
Дети работают в группах с раздаточным материалом.
Педагог предлагает выполнить задание: для наших гостей нам нужно накрыть стол. На каждую тарелочку нужно положить определенное количество «пирожных». На первую – семь. Педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе.
Затем на вторую тарелочку – восемь «пирожных», дети выкладывают, пересчитывают, педагог показывает цифру, дети «пишут» ее в воздухе. На третью – девять.
Дети обводят цифры в воздухе.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно назвать, что изображено на картинке. В каждом блюдце должно быть указанное количество пирожных. Наклеить недостающие пирожные.
Дети выполняют задание, наклеивают недостающие пирожные.
Физминутка.
Педагог просит детей:
Прыгнуть 8 раз, хлопнуть 9 раз, топнуть 7 раз каждой ногой, 6 раз в ладоши с товарищем по парте.
Предлагает выполнить задание №2, в котором нужно обвести пальчиком цифры.
Вылепить из пластилина.
Дети выполняют задание, обводят цифры и выкладывают из пластилина.
Педаог предлагает выполнить задание №3. Рассматривают картинку, называют
животных, цветы, наклеивают цифры.
Задает вопросы:
– Что изображено на картинке?
– Сколько животных пасется на лугу?
– Какие цветы растут на лугу? Сколько их? –Теперь сосчитаем сколько лошадей (овец) на лугу?
– Сколько облаков на небе?
– Сколько бабочек летает?
Предлагает наклеить соответствующую цифру.
Предлагает выполнить задание №4, в котором нужно соединить цифры по порядку.
3. Рефлексия.
32
Педагог подводит итог и поощряет детей.
Предлагает проводить гномов, Белоснежку и принца, провести счет в обратном порядке. Принц и Белоснежка – девятый, восьмая, затем гномы: седьмой, шестой, пятый, четвертый, третий... герои уходят домой.
Считают гномов в обратном порядке и прощаются с ними.
№7
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
Тема: Число 10.
Цель: познакомить с числами 0 и 10 и их записью.
Задачи: учить соотносить запись числа 10 и количество предметов; совершенствовать навыки количественного счета предметов и порядкового счета, прямого и обратного счета; учить правильно распознавать и изображать число 10; развивать внимание, память, речь. Воспитывать усидчивость.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: число 10, порядковый, прямой и обратный счет.
Понимают: как соотнести количество предметов и цифру, обозначающую это количество предметов.
Применяют: могут находить группы из 10 предметов.
Оборудование и материалы: рабочая тетрадь №1, наборное полотно, разрезные фигуры, таблицы №15, 21 из демонстрационного материала. Словарная работа: число ноль, число десять.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Мотивационно-побудительные действия педагога – вовлечение детей в беседу.
– Сегодня к нам пришла спортивная команда, состоящая из 9 детей. Но дети не могутнайти свои места.
Педагог предлагает помочь отыскать свое место. На наборном полотне (доске) дети выстраивают команду по номерам. Дети проявляют интерес к игровой ситуации. Участвуют в поиске неверного номера игрока.
Числовые картинки таблицы №15 на соотнесение числа и цифры используется на этом и других занятиях.
Педагог показывает картинку в таблице №15.
Дети показывают карточку с числом из таблицы 21.
2.Основная часть.
Для организации открытия нового знания, педагог продолжает беседу:
– Вот еще один спортсмен пришел к нам на занятие.
– Какой номер ему дать?
Воспитанники правильно расставляют детей. Ведут счет в прямом и обратном порядке.
Дети говорят, что он десятый (9+1=10), но не все знают, как записать это число.
– Тема нашего занятия – число 10. Мы научимся его читать и записывать. Но для этого нам нужны две цифры: 1 и 0.
Работа в рабочей тетради.
Педагог предлагает рассмотреть картинку к заданию №1. Расматривают, отвечают на вопросы.
– Сколько детей построилось в ряд? Сколько детей сидит на скамейке?
– Когда никого (ничего) нет, говорят: ни одного, или НОЛЬ.
Педагог показывает цифру.
– Сможем ли мы сделать – прыгнуть 0 раз? Хлопнуть 0 раз и т.д.? Почему? Круглый ноль такой хорошенький,
33
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому что – это…(10).
Педагог ставит ноль рядом с единицей и спрашивает:
– Сколько цифр использовали для записи этого числа?
(2 цифры).
– Сколько у человека пальцев на руках?
(10 пальцев на руках).
Предлагает выполнить задание № 2, в котором нужно обвести цифры пальчиком.
Выложить из пластилина.
Дети обводят цифры и выкладывают из пластилина.
Число 10 можно изобразить точками, расположив их в форме треугольника. Это число
можно назвать треугольным числом.
Отсчитывают 10 кругов и строят треугольник.
Практическая работа в группах.
Физкультминутка
Дети выполняют движения по тексту.
Приподняли плечики –
Прыгают кузнечики!
10 раз на двух ногах.
-
разноцветных сапогах! А теперь на правой ножке. Поскакали по дорожке!
А теперь на левой ножке. Поскакали по дорожке! поднять вверх плечи 10 прыжков на двух ногах.
10 прыжков на правой ноге.
10 прыжков на левой ноге.
Педагог предлагает выполнить задание №3, в котором нужно соединить игроков по порядку. Дети соединяют игроков по порядку.
Затем предлагает выполнить задание №4, в котором нужно посчитать вагоны в прямом и обратном порядке. Наклеить номера.
Дети вслух считают вагоны и наклеивают номера.
3. Рефлексия.
Педагог подводит итог. Поощряет детей.
Просит рассказать, что понравилось на занятии. Дети делятся впечатлениями.
№8
Образовательные области: Познание. Коммуникация.
Раздел: ФЭМП.
34
Тема: Сравнение предметов по размеру.
Цель: учить детей определять размер предметов и сравнивать предметы по размеру
(большой, маленький, больше меньше, выше, ниже);
Задачи: учить детей устанавливать размерные отношения между предметами разной
длины (5 и более), высоты, ширины или толщины располагать предметы в возрастающем
-
убывающем порядке по величине; развивать речевые навыки, умение анализировать. Воспитывать аккуратность.
Ожидаемый результат.
Воспроизводят: слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Понимают: как сравнить предметы по размеру.
Применяют: умение сравнивать предметы по размеру.
Оборудование и материалы: таблицы №2,3,4 из демонстрационного материала, рабочая тетрадь №1.
Словарная работа: большой – маленький.
ХОД ОУД
1.Организационный момент.
Педагог начинает занятие с игровой ситуации «К нам на занятие вновь пришли гномики»
(наглядный материал – таблица 2, 2.1 и 2.2).
– Давайте с ними познакомимся.
Педагог предлагает описать их размер и цвет одежды, положение в пространстве.
Дети участвуют в игровой ситуации. Рассматривают рисунок с гномами и устанавливают
их размер, цвет, положение в пространстве.
Педагог «приглашает» гномов на занятие.
Спрашивает у детей:
– Все ли они одинаковые?
Мы сравнивали их по величине – большие и маленькие и по цвету одежды. А теперь научимся сравнивать их по высоте и толщине.
Предлагает расставить гномов в порядке возрастания: сначала самого высокого, потом пониже.
– Как вы это будет делать?
Предлагает сначала определить на глаз, потом поставить рядом и проверить: ниже или выше он. Подобрать им кофточки и штанишки.
– О штанишках и кофточках уже не говорят, что они толще или тоньше, говорят уже – шире.
– Как нам расположить штанишки по ширине?
Побуждает детей к подбору сначала на глаз, потом приемом наложения.
Таблица №2 – фон, на который располагаются гномы, таблицы № 2.1 и 2.2. – разрезные картинки.
2.Основная часть.
35
Педагог помогает детям описать каждого гномика на картинке, используя слова: «большой – маленький», цвет, спереди – сзади, перед, между, рядом. Дети описывают предметы по указанным свойствам.
Аналогичную работу проводит с детьми из группы. Педагог предлагает нескольким детям (пять человек) выйти и выстраивает их друг за другом. Остальные дети описывают их признаки: большой – маленький, цвет одежды, положение друг за другом. Дети выходят и выстраиваются друг за другом. Определяют эти же свойства у детей из группы.
Дети выполняют задание, определяют размер 5 и более предметов и вслух называют свойства, используя слова, описывающие размер предметов: большой, маленький, средний; основные цвета.
Работа в рабочей тетради.
Предлагает выполнить задание №1, в котором нужно рассмотреть и назвать, что изображено на картинке.