Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
322
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации и в общественной жизни, включая его отношение к собственности и количествен- ному уровню трансакционных издержек. Качественная оценка критерия – мораль- ная, нравственная и этическая оценка по поводу изменения своего поведения по отношению к системе верований, обычаев и традиций, господствующих в данный момент времени в конкретном регионе или национальном образовании.
Обмен правами собственности, их перераспределение, расщепление, диффе- ренцирование и интегрирование в условиях рынка.
Тема 6. Поведенческая теория фирмы
Фирма как объект исследований в рамках различных научных направлений
(неоклассика, институционализм). Фирма в поведенческой экономической теории.
Г. Саймон как основоположник поведенческой теории фирмы. Методологическая основа поведенческой теории фирмы – модель ограниченной (Г. Саймона) или переменной (Х. Лайбенстайна) рациональности агента (человека). Методы пове- денческой теории фирмы.
Трехуровневая модель принятия решений Р. Зельтена. Теория переменной ра- циональности Х. Лайбенстайна. Развитие поведенческой теории фирмы в рабо- тах И. Адизеса, Дж. Марча и Р. Сайерта, Г. Минцберга, И. Минтроффа, Л. Росса.
Социально-эволюционная теория спиральной динамики в приложении к фирме.
Фирма как союз владельцев специфических ресурсов, прежде всего знаниевых ак- тивов, имеющих целью не только получение доходов от своей деятельности, но и самореализацию участников фирмы в виде достижения нематериальных, соци- альных, субъективных целей, приоритетов и ценностей познания и исследования мира.
Тема 7. Личность в психологии и экономике.
Поведенческая теория личности
Основные подходы к изучению личности: психодинамический, психоаналити- ческий, гуманистический, когнитивный, поведенческий, деятельностный и дис- позиционный. Разработка основ поведенческой (бихевиористской) экономики
Д. Канеманом и А. Тверски (Kahneman, Tversky, 1974, 1979).
Вклад представителей отечественной науки в области экономического пове- дения социальных субъектов – исследования Г.М. Андреевой, В.Н. Дружинина,
А.Л. Журавлева, Е.А. Климова, С.Н. Попова, В.В. Радаева, С.К. Рощина, В.М. Ру- салова, П.Н. Шихирева и др.
Исследования М. Арджайла и А. Фернхэма (Furnham, Argyle, 1998), о наличии различий в обращении людей с деньгами в зависимости от их символической цен- ности, несводимой к стоимостным расчетам; П. Ланта и С. Ливингстоуна (Lunt,
Livingstone, 1992), об отличиях так называемых сберегателей от несберегателей по ряду социально-психологических характеристик. Исследования Р. Валунда и
Ж. Гуннарссона (Wahlund, Gunnarsson, 1996) и идея о зависимости сберегатель- ного поведения от типа принятия решений и когнитивных способностей индиви-
323
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
дов. Исследовании Р. Талера и Г. Шефрина (Sheffrin, Thaler, 1988) о самоконтроле
(self-control) как переменной, объясняющей отклонения реального поведения до- мохозяйств по размещению денежных ресурсов между сегодняшним и будущим потреблением от поведения, прогнозируемого в неоклассических моделях. Иссле- дования С. Боулза (2001) о факторах, влияющих на доходы, с учетом составляю- щей «навыков, способностей и умений» (skillsandabilities) и других психологиче- ских характеристик. Работы 2008–2009 гг., выводящие мировой финансовый кри- зис именно из поведенческих особенностей рыночных стратегий индивидуальных инвесторов. Поведенческая теория личности, или теория социального научения.
Американские ученые-бихевиористы. Б. Скиннер и Дж. Уотсон как приверженцы рефлекторного направления теории социального научения. А. Бандура и Дж. Рот- теркак защитники социально-когнитивного направления этой теории (постулат когнитивного механизма самоэффективности). Процесс усвоения паттернов пове- дения, терминология Б.Скинера (понятия «оперантное поведение» и «оперантное научение»). Теория социального научения Дж. Роттера. Деятельностная теория личности – четырехкомпонентная модель личности. Теория функциональных си- стем П.К. Анохина, ее разработка в трудах Б.Г. Ананьева (концепция гетерохрон- ности системогенеза психики человека) и В.Д. Шадрикова (теория системогенеза деятельности). Труды Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева. Принци- пы, описывающие системные аспекты развития человека в природе и обществе.
Системогенетическая теория деятельности В.Д. Шадрикова. Системогенетиче- ская парадигма в изучении экономического поведения социальных субъектов как универсальный теоретический конструкт.
Тема 8. Поведенческая теория потребления
Теория поведения потребителей как один из классических разделов экономи- ческой теории. Поведенческая теория потребления и ее междисциплинарность.
Анализ субъективных факторов в рамках теории поведенческой экономики и их влияние на поведение потребителей. Дж. Катона как один из родоначальников этого направления. Основные психологические эффекты поведения потребителей.
Эффект владения. Эффект определенности. Признание наличия противоположных сил, влияющих на потребительский выбор.
Концепции переменной рациональности Х. Лайбенстайна. Концепция ранжи- рованной рациональности П.-Л. Рейно. Подходы Дж. Дьюи, А. Этциони, Т. Ски- товски, Й.Хейзинга, Дж. Катоны. Влияние институциональных факторов на потре- бительское поведение. Культура потребительского поведения. Основные формы реализации потребительского поведения на уровне индивида. Индивидуальные потребительские решения. Индивидуальные оценки, психологические реакции, настроения, ожидания потребителей. Индекс потребительских настроений (ИПН) и его прогнозный потенциал.
324
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
4.2.2. Темы дисциплины и виды занятий
№ п/п
Тема дисциплины
Семестр
Неделя семе- стра
Виды учебной работы, вклю- чая самостоя- тельную рабо- ту студентов и трудоемкость
(в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям
семестра).
Форма промежуточ- ной аттестации
(по семестрам)
лек. сем. сам.
1
Истоки формирования поведенческой эконо- мической теории.
1 1
2 4
12
Устный опрос.
Письменная работа.
Рефераты. Доклады.
2
Методология поведен- ческой экономической теории.
1 2
2 2
12
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
3
Выбор в условиях ри- ска и неопределенно- сти: теория перспек- тив Д. Канемана и
А. Тверски.
1 3
2 2
12
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
4
Поведенческая теория игр.
1 4
2 2
14
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
Решение задач.
5
Институт прав соб- ственности в струк- туре поведенческой экономики.
1 5
2 4
14
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
Круглый стол.
6
Поведенческая теория фирмы
1 6
2 4
14
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
7
Личность в психоло- гии и экономике. По- веденческая теория личности
1 7
2 4
14
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
Круглый стол.
Тестирование.
8
Поведенческая теория потребления
1 8
2 2
12
Устный опрос.
Рефераты. Доклады.
Тестирование
Итого
16 24 104
325
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
4.3 Темы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (по- следующими) дисциплинами.
№ п/п
Наименование обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
№№ тем дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
1 2
3 4
5 6
7 8
1.
Институциональные структуры рыночной экономики
*
*
*
*
*
*
*
*
2.
Теория и практика использования экономических институтов
*
*
*
*
*
*
*
*
5. Образовательные технологии
Наряду с традиционными образовательными технологиями, в учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенци- ям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится ма- гистр (аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой, научно-исследовательской, педагогической), является семинар, продолжающийся на регулярной основе в течение второго семестра, в рамках ко- торого используются различные формы организации учебного процесса – устный опрос, подготовка рефератов и докладов, письменные работы, тестирование, кру- глый стол. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организа- ций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 40% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа составляют 40% аудиторных за- нятий.
326
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающих-
ся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточ-
ной аттестации по итогам освоения дисциплины
Учебно-методическое обеспечение работы обучающихся в магистратуре вклю- чает: учебные пособия и учебники, мультимедийные презентации, Интернет- ресурсы; учебно-методические материалы по изучению дисциплины (планы се- минарских занятий и др.), раздаточный материал (таблицы, рисунки, структурно- логические схемы и т.п.), тестовые задания.
Самостоятельная работа студентов
№ темы Объем часов
Содержание самостоятельной работы
1 12
Изучение научной литературы и интернет-ресурсов по курсу
«Поведенческая экономика». Анализ источников по теме
«Истоки формирования поведенческой экономической теории».
2 12
Изучение литературных источников (в т.ч. с использованием компьютерной техники) по теме «Методология поведенческой экономической теории»
3 12
Составление конспектов, подготовка рефератов и презентаций по теме «Выбор в условиях риска и неопределенности: теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски.»
4 14
Составление схем, алгоритмов и конспектов, подготовка рефе- ратов и презентаций по теме «Поведенческая теория игр»
5 14
Составление конспектов, подготовка рефератов и презентаций по теме «Институт прав собственности в структуре поведенче- ской экономики»
6 14
Составление конспектов, подготовка рефератов и презентаций по теме «Поведенческая теория фирмы»
7 14
Составление конспектов, подготовка рефератов и презентаций по теме «Личность в психологии и экономике. Поведенческая теория личности».
8 12
Составление схем, алгоритмов и конспектов, подготовка рефе- ратов и презентаций по теме «Поведенческая теория потребле- ния»
327
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
Примерные темы докладов (выступлений), эссе
1. Роль эмоций в поведении человека.
2. Особенности познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия) и роль при принятии решений.
3. Эволюционная теория игр, теоретическая трактовка общественных взаимо- отношений с точки зрения теории игр.
4. Провалы координации.
5. Трактовки взаимоотношений между играми и институтами.
6. Теория принятия решений. Гедоническая интерпретация полезности как бла- гополучия.
7. Основы теории перспектив.
8. Стандартная модель рационального выбора.
9. Ограниченная рациональность.
10. Обзор поведений, зависящих от конкретной ситуации.
11. Эволюция мотивов поведения, направленного на других, влияние новых экономических знаний на предпочтения.
12. Неприятие риска.
13. Эволюция прав собственности и взаимозависимых институтов.
14. Стохастическая эволюционная теория игр. Применение этого подхода к во- просу конвергенции и дивергенции институтов.
15. Генетическая эволюции альтруистических предпочтений.
16. Восприятие и интерпретация информации человеком
17. Влияние особенностей восприятия информации человеком на принятие эко- номических решений.
18. Роль человеческого фактора в корпоративной политике управления рисками.
19. Мотивы реципрокности в экономическом поведении
20. Поведенческая экономика Д.Ариэли.
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Примерная тематика эссе
1. Оптимистическое и пессимистичное отклонение в поведении субъектов.
2. Поведенческая экономика на уровне конкретного субъекта (домохозяйки, студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова, топ-менеджмент, фирмы).
3. Влияние Интернета на принятие решений
4. Информационный парадокс и его регуляция.
5. Особенности восприятия информации человеком как фактор принятия ре- шений.
Контрольные вопросы для определения качества освоения дисциплины
1. Основные характеристики поведенческой экономической теории.
2. Причины нерациональности поведения субъектов.
1. Оптимистическое и пессимистичное отклонение в поведении субъектов.
2. Поведенческая экономика на уровне конкретного субъекта (домохозяйки, студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова, топ-менеджмент, фирмы).
3. Влияние Интернета на принятие решений
4. Информационный парадокс и его регуляция.
5. Особенности восприятия информации человеком как фактор принятия ре- шений.
Контрольные вопросы для определения качества освоения дисциплины
1. Основные характеристики поведенческой экономической теории.
2. Причины нерациональности поведения субъектов.
328
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
3. Поведенческая экономика в работах зарубежных ученых.
4. Поведенческая экономика в работах отечественных ученых.
5. Поведенческие нормы как предмет эволюционной теории игр. Причины рас- пространения поведенческих норм.
6. Поведенческие предпосылки институционального анализа.
7. Развитие методов моделирования социально-экономических взаимодей- ствий.
8. Равновесие по Нэшу в классической теории игр.
9. Различные типы игр: кооперативное и некооперативное взаимодействие.
Оценка сильных и слабых сторон теории игр.
10. Частная собственность. Факторы, которые имеют значения для возникнове- ния режима частной собственности.
11. Коллективная собственность. Факторы, влияющие на оптимальный размер группы при коллективной собственности.
12. Стимулы при государственной собственности. Экономические последствия государственной собственности.
13. Поведенческая теория финансов.
14. Поведенческие парадоксы теории ожидаемой полезности.
15. Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в эконо- мическом поведении.
16. Теория фирмы Уильямсона.
17. Теория фирмы Алчиана и Демсеца, ее сравнительные достоинства и недо- статки.
18. Влияния эффектов на процесс корпоративного принятия решения. «Прокля- тие победителя», «Стереотипизация», эффект «Желательности», эффект «Горящей руки» (hothand), эффект «Отражения».
19. Связь между психологией личности и тенденцией «рискованного» пове- дения.
20. Основные положения поведенческой теории фирмы.
21. Основные положения поведенческой теории потребления.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
«Поведенческая экономика»
а) основная литература:
1. Поведенческая экономическая теория: мейнстрим и современная парадигма экономического развития / под ред. д.э.н., проф. Г.П. Журавлевой, д.ист. н., проф.
В.А. Динеса. Саратов: Саратов. госуд. социально-эконом. ун-т, 2012.
2. Боулз С. Микроэкономика Поведение, институты и эволюция. М.: Дело,
АНХ, 2011 (гл. 2)
3. Федотова М., Плескачевский В., Рутгайзер В., Будицкий А. Поведенческая