Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
315
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
▪ развитие личности – процесса прохождения трех фаз личностного станов- ления: адаптации к другим членам общества; индивидуализации – стремления к индивидуальной персонализации; интеграции – способности использовать свою специфику для развития общества при одобрительном отношении общества к лич- ности, что формирует такие качества, как гуманность, доверие к людям, справед- ливость, требовательности к себе и другим.
Учебный курс «Поведенческая (бихевиористическая) экономика» призван спо- собствовать решению выше сформулированных проблем, ибо он предлагает новые подходы к исследованию хозяйственной деятельности различных экономических субъектов. Тот факт, что этот курс сформировался на стыке экономических, психо- логических, философских, юридических и исторических наук, позволяет назвать его новой самостоятельной учебной субдисциплиной, возможный вариант рабо- чей программы, которой предлагается читателю (Приложение №1).
316
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
Приложение №1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Рабочая программа субдисциплины
«Поведенческая экономика»
для специалистов высшей квалификации
Направление подготовки
080100.68 «Экономика»
Магистерская программа
Институты современной экономики
Степень выпускника
Магистр
Форма обучения очная
317
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
1. Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Поведенческая экономика» являются изучение тем, актуальных для современной науки и хозяйственной практики, выявляющих, каким образом различные психологические явления, эмоции и групповая динамика влияют на принятие экономических решений. Поведенческая экономика (behavioral economics) – относительно новая наука, имеющая междисциплинарный характер и находящаяся на стыке двух наук: психологии и экономики. Поведенческая эконо- мика формируется как новое направление, в рамках которого осуществлено сме- щение акцентов с разработки формализованных моделей рационального поведе- ния индивида в различных ситуациях выбора на процесс их экспериментальной и эмпирической проверки, выяснения степени согласованности (расхождения) тра- диционной экономической теории и выведенных из нее закономерностей, тенден- ций с реальными фактами хозяйственной деятельности. Поведенческий подход, в реальности присущий деятельности различных субъектов: от индивида и фирмы до рынков и регионов, систематически воспроизводится, усложняется и позволяет выявить глубинные мотивы деятельности агентов, не всегда следующих канонам традиционной экономики.
Задачами дисциплины «Поведенческая экономика» являются освоение меж- дисциплинарных методологических подходов, раскрытие направлений взаимо- действия современной экономики с достижениями психологической науки, роли экспериментов в современной экономике; возможности внедрения выявленных закономерностей человеческого поведения в экономическую теорию, рассмотре- ние различных вариантов практического приложения поведенческой теории, раз- работка рекомендаций и прогнозов для различных институтов (домохозяйства, фирмы, государства) на основе экономико-психологических моделей.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Поведенческая экономика» является дисциплиной по выбору студента вариативной части профессионального цикла учебного плана ООП по направлению 080100.68 «Экономика» магистерская программа «Институты совре- менной экономики».
Изучение данной дисциплины предполагает усвоение студентами магистрату- ры таких дисциплин, как «Экономическая теория», «Философия».
Данная дисциплина является основой для изучения дисциплин «Институцио- нальные структуры рыночной экономики», «Институциональные трансформации в России», дисциплин по выбору «Управление институтами», «Теория и практика использования экономических институтов».
318
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисци-
плины «Поведенческая экономика»
В результате изучения дисциплины, обучающиеся должны:
Знать:
– результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, перспективные направления для составления программы исследований (ПК-1);
– различные источники информации для проведения исследовательских задач в рамках данного курса, обоснование актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы научного исследования (ПК-2);
– инструментарий проводимых исследований, носящих междисциплинарный характер, позволяющий представлять результаты проведенного исследования на- учному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).
Уметь:
– совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK- 1);
– самостоятельно осваивать новые методы исследования при изменении науч- ного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
(ОК- 2);
– самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных тех- нологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятель- ности (ОК- 3);
– принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответ- ственность, в том числе в нестандартных ситуациях (ОК-4);
– обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость из- бранной темы научного исследования (ПК-2);
– проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
– представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);
– самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проект- ные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствую- щие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприя- тия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);
– оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности
(ПК-6);
– разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7).
Владеть:
– навыками публичной и научной речи (ОК-2);
– методами руководства экономическими службами и подразделениями на
319
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государ- ственной и муниципальной власти (ПК-11);
– методами разработки вариантов управленческих решений и обоснованием их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12);
– современными методами и методиками преподавания экономических дисци- плин в высших учебных заведениях (ПК-13);
– методами разработки учебных планов, программ и соответствующего методи- ческого обеспечения для преподавания экономических дисциплин в высших учеб- ных заведениях (ПК-14).
4. Структура и содержание дисциплины «Поведенческая экономика».
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 ака-
демических часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
1
Аудиторные занятия (всего)
в том числе:
лекции практические занятия семинары лабораторные работы
40 16 24 40 16 24
Самостоятельная работа (всего)
в том числе курсовой проект (работа)
расчетно-графические работы реферат
104 40 16 104 40 16
Другие виды самостоятельной работы
48 48
Вид итоговой промежуточной аттестации экзамен экзамен
Общая трудоемкость:
часы зачетные единицы
144 4
144 4
4.2. Содержание дисциплины
4.2.1. Содержание тем дисциплины
320
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 27
Тема 1. Истоки формирования поведенческой экономической теории
Отличительные характеристики поведенческой экономической теории как от- дельного научного направления. Отказ от «трех китов» – предпосылки рациональ- ности, преследования собственных интересов и равновесия. Первые идеи пове- денческой экономики (А. Смит, И. Фишер, В. Парето).Разработки Веблена и по- следующих институционалистов. Вклад известных ученых Д. Ариэли, М. Алле,
Г. Беккера, Д. Канемана, Р.Д. Льюиса, С. Лихтенштейна, Г. Райфа, П.-Л. Рейно,
П. Словика, В.Смит, Г. Саймона, Р. Сайерта и Дж. Марча, А. Тверски, Б. Фиш- хофа, Р. Хайнера. Примеры нерационального поведения индивидов – «дилемма генерала». Основные причины нерациональности человеческого поведения. Роль эксперимента. Эвристики, используемые при принятии решений – суждение по представительности, суждение по встречаемости, суждение по точке отсчета, сверхдоверие, стремление к исключению риска. Модель «альтернативного челове- ка» в рамках поведенческой теории. Формирование разных подходов к пониманию истоковповеденческой экономической теории (1980-е гг.).
Развитие поведенческой экономики в современных условиях. Работа
Дж.А. Акерлофа и Р.Дж. Шиллера «Spiritus Animalis, или Как человеческая психо- логия управляет экономикой и почему это важно для глобального капитализма?».
Работы «Фрикономика» и «Суперфрикономика» С.Д. Левиттаи С.Дж. Дабнера.
Работа Р.Френка «Дарвиновская экономика». Работы российских ученых, занима- ющихся различными проблемами в русле поведенческой экономики – В. Автоно- мов, Ю.Латова, И. Павлова, В. Рутгайзера и др.
Тема 2. Методология поведенческой экономической теории
Проблемы экономической теории, решаемые в рамках поведенческой эконо- мики:
а) не соответствующая реальности предпосылка об аксиоме независимости для теории ожидаемой полезности: для определения выбора потребителя недостаточ- но знать только набор альтернатив – необходимо еще учитывать ситуацию, когда было принято решение, поскольку агент может по-разному оценивать свои выи- грыши и потери в зависимости от условий среды, в которой он сейчас находится;
б) предпосылка об однородности всех товаров (эффект начального запаса: агент ценит блага, которые были у него изначально
, больше, чем те, которые он может приобрести в результате обмена; таким образом, возникают нестандартные ситуа- ции вокруг точки начального запаса);
в) несовершенство человеческой памяти и вычислительных способностей, чре- ватое недостижением наилучшего возможного результата;
г) проблема дисконтирования (в реальности агенты более сфокусированы на краткосрочных интересах, чем на планировании дальнего горизонта).
Междисциплинарность поведенческой экономики. Связь ее с другими отрас- лями науки – нейроэкономика, дарвиновская теория естественного отбора, ком- пьютерные симуляции, проведение экспериментов.
321
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
Методы исследования поведенческой теории. Методы экспериментального ис- следования. Индуктивные методы, нормативные методы. Основные направления исследований поведенческой экономической теории в современных условиях.
Тема 3. Выбор в условиях риска и неопределенности:
теория перспектив Д. Канемана и А. Тверски
Канеман и Тверски и их работа «Рациональный выбор, ценности и фреймы.
Основа теории перспектив – три неотъемлемых свойства функции оценки простых рисковых лотерей или шансов:
а) зависимость от исходного положения: оценка ценности действий определя- ется относительно исходного положения посредством анализа изменений;
б) уклонение от потерь: в случае убытков индивид оценивает ценность выбора отрицательной, в случае выигрышей – положительной;
в) уменьшающаяся чувствительность: предельная ценность как выигрышей, так и потерь уменьшается с увеличением их размера. Данное свойство является отличительной характеристикой и функции оценки, и функции взвешивания веро- ятностей.
Формула Д. Канемана. Ошибки репрезентативности. Особенности принятия решений в условиях неопределенности. Критика теории перспектив. Прикладные аспекты и значение теории перспектив.
Тема 4. Поведенческая теория игр
Использование математического аппарата теории игр в области экономиче- ской науки. Содержание и принципы поведенческой теории игр. Равновесие по
Нэшу как основная концепция решения в теории игр. Стандартная игра с ульти- матумом. Эксперимент швейцарских ученых С. Гештера и Э. Фера. Эксперимент
Дж. Хенрича. Модель М. Рабина. Теория бескоалиционных игр. Модели Бертрана и Курно. Модель динамической конкуренции. Модель суперигры Грина и Порте- ра. Значение поведенческой теории игр.
Тема 5. Институт прав собственности в структуре
поведенческой экономики
Поведенческой аспект института прав собственности. Комбинирование отдель- ных правовых норм собственности, базирующихся на ее отдельных вариациях и формах, функционирующих в рамках единого общенационального права. Роль государства – защита и укрепление существующих в данный момент гарантий, улавливание и материализация на административной основе новейших институ- циональных преобразований.
Права собственности как критерий сравнительных способов поведения эконо- мических субъектов в рамках действующего на данный момент времени единого правового поля. Количественная характеристика критерия – количественная оцен- ка экономическим субъектом «цены» того или иного способа поведения на рынке