Файл: Университета имени Г. В. Плехановаповеденческая экономика современная парадигМА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

310
ЧАСТЬ 1. Поведенческая экономика как современная парадигма развития экономической науки тельные возможности, следствие этого – формирование так называемой поведен- ческой теории игр, концепции справедливого равновесия как результата анализа так называемых игр с ультиматумом и игры в диктатора);
теория аукционов (auction theory), экспериментальное тестирование различ- ных стратегий ценообразования в зависимости от разновидности аукциона (гол- ландского, английского, американского) и выяснение степени подтверждаемости следствий традиционных моделей на реальных данных.
В то же время, несмотря на вышеозначенные моменты, следует отметить, что поведенческая экономическая теория в настоящее время только начинает свое ста- новление. Данный тезис базируется на следующих основных моментах.
Во-первых, до недавнего времени в экономическом сообществе речи о наличии некоторой новой научно-исследовательской программы наравне с неоклассиче- ской, эволюционной и институциональной не шло. Однако в последние несколько лет ситуация кардинальным образом меняется.
Во-вторых, поведенческая ветвь экономической науки с 1950-х по 2000-е гг. ставила своей целью фальсификацию и верификацию базовых постулатов нео- классики, выступая тем самым как критика теории, а не теория. Однако по мере накопления эмпирических и (самое главное) экспериментальных данных в рабо- тах ученых, придерживающихся этого направления, все чаще на смену парадоксам приходят закономерности и концепции.
В-третьих, начался процесс международной институциональной интеграции ученых, специализирующихся в сфере поведенческой экономики и экономической психологии. В частности, в 2009 г. произошло создание совместной ассоциации, объединяющей в себе IAREP (Международную ассоциацию исследователей в сфе- ре экономической психологии) и SABE (Общество развития поведенческой эко- номики). Увеличивается число международных журналов, специализирующихся в данной сфере. Так, к «Journal of Economic Psychology» добавился «Journal of
SocioEconomics» и журнал «Психология и экономика».
Наконец, сохраняется высокий международный интерес к публикациям в сфере поведенческой экономики. Так, по итогам прошлого года относительно молодой по мировым стандартам (с 1986 г.) «Journal of Economic Psychology» занял высокое
37-e место по импакт-фактору среди всех экономических журналов.
Итак, в настоящее время происходит процесс обобщения накопленных эмпи- рических и экспериментальных данных, закономерно развивающийся в направ- лении формирования поведенческой экономической теории как новой научно- исследовательской программы в рамках экономической науки, выходящей за пре- делы задачи по устранению «узких мест» неоклассики (Д. Канеман, И.А. Павлов,
В. Смит и др.).


311
Часть вторая
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
КАК НОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ
СУБДИСЦИПЛИНА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

Глава 16
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
И РЕКОМЕНДУЕМАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА»
ДЛЯ МАГИСТРОВ
Новую реальность, которую мы наблюдаем на рубеже конца двадцатого и нача- ла двадцать первого столетий, вполне обоснованно можно назвать эпохой перемен.
Объясняется это тем, что современный мир кардинально изменился, его характе- ризует шквал перемен, угроз, вызовов, рисков, противоречий, которые обусловле- ны новым очень сложным турбулентным периодом эволюции. Они порождают не- стабильность, неудовлетворенность, ощущение хаоса, неуверенность в будущем человечества на Земле. Оценивая современный мир, американский политический деятель Збигнев Бжезинский отмечает: «Впервые в истории привычные междуна- родные конфликты померкли перед общей проблемой выживания человечества, и ведущим державам еще предстоит разработать совместные пути решения новых растущих угроз: экологических, климатических, социологических, продоволь- ственных, демографических, идеологических и т.д.»
1
Эпоха перемен (греч. cлово epoche), согласно общепринятому пониманию – это период времени в развитии природы, общества, экономики, науки и т.д., имеющий какие-то характерные особенности
2 1
Бжезинский Зб. Стратегический взгляд. Америка и глобальный кризис. М.: Астрель,
2012. 286 с.
2
Государственная Россия. Словарь-справочник. Кн.1. М., 1996.

312
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
К особенностям новой экономической реальности можно отнести множество новых явлений и процессов, таких как:
▪ всесторонняя трансформация всех существующих в мире экономических си- стем, формирование в большинстве развитых и развивающихся стран новой моде- ли капитализма (по словам Дж. Стиглица «другой экономики»)
1
;
▪ кардинальные изменения всех существующих в мире экономических систем на основе глобализации, информатизации, компьютеризации, экологизации, гума- низации и нового технологического взрыва;
▪ чрезмерное увлечение всеобъемлющим реформированием, что дает основание говорить о появлении такого нового явления, как «суетократия» (власть суеты);
▪ динамичность и возросшая скорость перемен, недостаточная изученность кардинальных потрясений определяют трудности предсказуемости развития мира.
Достоверное предсказание многих явлений оказалось за пределами возможности экономической науки;
▪ последние годы добавили к этому небывалый перманентный (длительно про- должающийся) глобальный, системный, интегрированный, экономический, фи- нансовый, экологический, нравственный, духовный кризис, который усугубил нестабильность, неустойчивость, турбулентность, изменчивость современного мира;
▪ длительная вялотекущая депрессия после кризиса 2008–2009 гг., особенно обострившаяся геополитическими кризисами: в Украине, США, Евросоюзе и
России.
И все-таки в существующем потоке перемен, где господствуют постоянное на- рушение известных правил жизнедеятельности и, на первый взгляд, хаос, можно выделить ряд важнейших базовых тенденций развития новой экономической ре- альности:
▪ глобальная демографическая;
▪ технологическая;
▪ ресурсная;
▪ формирование новейшей модели социально-экономического развития мира.
Демографические перемены характеризуются существенным сокращением темпов роста человечества в новом столетии (по словам академика С. Капицы, демографической революции), переходом от стратегии «высокая рождаемость – высокая смертность» к стратегии «низкая рождаемость – низкая смертность», что дает основание предполагать, что XXI столетие будет столетием пожилых людей.
Возникает противоречие: будущей новейшей модели социально-экономического развития нужны молодые кадры, а новое столетие (предположительно) дает рост пожилых людей.
Технологические перемены базируются на эффективной экономике нового раз- витого шестого технологического уклада, от чего Россия, да и большинство стран мира, к сожалению, достаточно далеки. Предстоит разрешить и это противоре-
1
Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003. 300 с.


313
Глава 16. Требования к специалистам высшей квалификации в новой реальности...
чие. В целях стимулирования инновационного развития, общего инвестиционно- го оживления в ряде стран активно используются налоговые льготы, ускоренная амортизация и другие эффективные меры. Известный западный ученый М. Ка- стельс отмечает возникшее противоречие в современном мире – противоречие между «недоразвитостью» человека и «переразвитостью» прогресса.
Современные ресурсные перемены характеризуют, по существу, новую неоли- тическую революцию. Результатом первой неолитической революции еще в пер- вобытном обществе на смену охоте и собирательству пришло животноводство и растениеводство. Важнейшим ресурсом удовлетворения потребностей в еде жи- вотноводство и растениеводство постепенно уступает сегодня новым видам хо- зяйственной деятельности. Сегодня мы уже научились выращивать рыбу и другие виды морских продуктов. Принципиально изменилось значение таких ресурсов, как информация, инновация, зеленая экономика. Появились новые блага – сетевые и многое другое.
В условиях глобализации становится очевидным, что побеждает сильнейший.
Но сильнейшим становится не просто богатое и экономически развитое государ- ство, а то, где наилучшим способом решаются социальные проблемы.
Отмеченные перемены, согласно д.э.н., профессору, заслуженному деятелю нау- ки А.И. Добрынину, представляют собой определенный скачок истории, «цивили- зационный сдвиг» или цивилизационный разлом, поскольку речь идет о событии эпохального значения – завершении длительной многовековой эпохи расточитель- ного эксплуататорского использования человеческих и природных ресурсов и их последствий, которые так и не смогла преодолеть система рыночной экономики в ее капиталистической форме при всех ее преимуществах.
В экономической литературе можно выделить две гипотезы выхода из данно- го цивилизационного кризиса: оптимистическую и пессимистическую. Согласно первой, результатом выхода из кризиса будет неоэкономика, или инновационная, неинформационная, постиндустриальная и т.д. экономическая система. Согласно второй – первобытнообщинное общество.
Третья технологическая революция не только вносит коренные изменения в экономику, организацию предприятий (возникновение креативных структур), но и качественно изменяет положение человека, что ведет к заметным изменениям потребностей людей, пересматриваются их роли в производстве и экономике, воз- растает значимость психологических, нравственных и духовных факторов в их по- ведении, выходящих за рамки сложившейся неоклассической модели экономиче- ского человека времен А. Смита, которым управляет рационалистический эгоизм.
Если принять во внимание, что второе тысячелетие развивалось под лозунгом
«Знание – сила», а лозунгом третьего тысячелетия становится «Мышление – мо- гущество», то следует признать целесообразность изучения различных взглядов с тем, чтобы выработать свою собственную всесторонне обоснованную позицию.
В связи с этим, нельзя не обратить внимания на все возрастающую роль образо- вания в новых условиях. Действительный смысл и настоящая задача образования


314
ЧАСТЬ 2. Поведенческая экономика как новая самостоятельная учебная субдисциплина для специалистов высшей квалификации
– это не просто передача совокупности знаний какого-либо ремесла (специально- сти), а побуждать к способности самодеятельного, умственного развития человека.
И если воспитание заставляет человека повиноваться определенным правилам (ин- ститутам), то образование учит человека жить и распоряжаться своими силами.
А чтобы быть полезным членом общества, необходимо работать, следователь- но, иметь какое-нибудь ремесло, быть специалистом. Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры. Предприимчивость и энергия, так необходимые для карьеры, по словам Д.И. Писарева, свойства очень почтенные, но все-таки между ними и бескорыстно сильным стремлением к об- разованию лежит целая бездна. Молодые люди, пробивающие себе дорогу в жизнь энергией, трудолюбием и железным терпением, заслуживают полного уважения, но образование тут не при чем. Они идут завоевывать свое счастье, а не знание
1
Классическое высшее образование развивает мыслительные силы обучающе- гося, его ум, сообщая ему гибкость и способность проникать в чужое миросозер- цание. Поэтому от специалиста высшей квалификации, получившего хорошее и полное образование, требуется сильная и постоянная умственная работа, которая дает всей последующей жизни человека определенное направление.
Современный «экономист высшей пробы», по словам Дж.М. Кейнса, должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать гро- мадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, ко- торые редко совмещаются в одном лице. Он должен – в известной мере – одновре- менно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь выражать свои понятия и концепции сло- вами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания
2
К специалистам высшей квалификации в новых условиях предъявляются сле- дующие требования:
▪ интеллектуальность (увеличение доли в рабочем дне умственного труда, по- иска и использования необходимой информации для решения проблемных задач);
▪ инновационность (способность воспринимать, стремиться и уметь внедрять в практику новации);
▪ партнерство (способность к такой организации дела, при котором все его чле- ны участвуют как равноправные компаньоны);
▪ образовательная мобильность (способность к непрерывному образованию, обучению и переобучению), ибо образование – это фактор долговременного раз- вития специалиста;
1
Писарев Д.И. Наша университетская наука. Соч. в 4-х т. Т. 2. Ст. 1862–1864. М.: ГИХЛ,
1955. OCR Бычков М.Н.
2
Малинецкий Г.Г. Чтобы сказку сделать былью… Высокие технологии – путь России в будущее. М.: «Книжный дом «Либроком», 2012. 224 с.