Файл: Тематическое планирование пп Тема Колво часов 1 Интонация. Знаки препинания в конце предложения 7 ч 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Я немного поозорничаю и заменю точку на вопрос. Изменится ли интонация ваших предложений? Почему? Прочитайте их с новой интонацией.

2. Выполнение упражнения 15, с. 11 (устно).

– Прочитайте стихотворение. Что содержат выделенные предложения: вопрос, просьбу, приказ, сообщение?

– Как вопросительная интонация показана на письме?

– А теперь вы составьте предложения из слов и превратите их в вопросительные:

купил собака мальчик

девочка интересная читает книга

гуляет Маша

3. Выполнение упражнения 16, с. 12.

– Скажите, что содержит каждое предложение и как оно произносится.

– Часто в вопросительных предложениях прячутся слова-вопросы. Отыщите их в предложениях.

– Спишите предложения. Поставьте нужные знаки. Подчеркните слова-вопросы.

IV. Закрепление.

– Знаки препинания расшалились и встали не на свои места.

Помогите им встать правильно.

Ежик

– Что ж ты, еж, такой колючий.

– Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи.

Лисы, волки и медведи?

– Почему вы так поменяли знаки?

v. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что вам удалось?

Домашняя работа: устно упражнение 14, с. 11.

Урок 4

Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения


Цели: формировать умение применять знания и терминологию о предложении при выполнении заданий, ориентированных на выделение предложений в тексте без знаков препинания; продолжить работу над словарными словами.

Ход урока

I. Словарная работа.

? Отгадайте загадку.

Не артист, а голосист,

Не ездок, а шпоры у ног.

(Петух.)

– Кто такой петух? Что вы можете о нем рассказать?

– В отдельных районах нашей страны петуха называют пе́вень, певу́н. Слова петух, певень, певун – русские и восходят к глаголу петь. Так называют петуха за его любовь к пению.

Петух – петь, певень поющая птица; любящая петь.

Учитель вывешивает карточку:



– Какая буква пропущена?

– Какое слово вам помогло?

 Ассоциативная запоминалка.

Вышел Петя-петушок,

Ярко-красный гребешок.

Наш петух умеет петь!

(Букву Е нам не стереть!)

Рано утром на заре

Он выводит ноту ре!

II. Минутка чистописания.


– С какой буквы начинается новое словарное слово? Назовите третью букву в этом слове. Потренируемся красиво писать буквы.

Выполнение упражнения 17, с. 13.

– Спишите предложение, вставьте пропущенную букву.

П..тух умеет петь.

– Какую букву вставили?

– Какое слово вам помогло?

(Петя, петь.)

III. Актуализация опорных знаний.

– Что выражает предложение, записанное вами?

– Превратите его в вопросительное. Что нужно изменить в интонации, в знаке препинания?

! Игра «Живые слова».

Цель: развивать умение составлять предложения, ознакомить с последовательностью изменения интонации в вопросительных предложениях.

К доске выходят три ученика. Они выступают в роли слов. Дети выбирают по одной карточке со словами из предложения. По команде они выстраиваются так, чтобы получилось предложение.



– Как превратить это предложение в вопросительное?

– Как нужно изменить интонацию, чтобы спросить о ежике, который несет яблоко.



(Стрелками показывается повышение и понижение голоса.)

Учитель записывает на доске это предложение и просит прочитать предложение с другой интонацией.



– Вспомните, что может происходить с отдельными словами при составлении из них предложений. (Слова могут изменяться.)

– Скажите, как одно предложение отделяется от другого в устной и письменной речи.

– Какие знаки препинания вы знаете?

– Как определить конец предложения? (Заканчивается мысль.)

IV. Формирование новых знаний.

1. Работа с текстом упражнения 18, с.13.

– Сегодня к нам на урок пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие. Наведите порядок в тексте упражнения 18, с. 13.

– Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как она называется?

– Предположите, сколько в этом тексте предложений.


– Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?

– Столько же в этом тексте предложений? (Три.)

– Какой знак препинания вы поставите после первого предложения? Почему?

– Какой знак препинания вы поставите после второго? третьего предложения?

– Внимание! Задание по вариантам (рядам).

Запишите:

Вариант I – первое предложение;

Вариант II – второе;

Вариант III – третье.

Взаимопроверка. Исправление ошибок.

2. Выполнение упражнение 19, с. 14.

? Прочитайте загадку.

– Вы догадались, кто это?

– Какое опасное место в этом слове?

– Сколько всего предложений в этой загадке?

– Прочитайте вторую часть загадки. Сколько предложений содержит эта часть? Запишите эти предложения и отгадку. (Работа у доски обязательна. Запись образца подписывания отгадки выполняет учитель.)

3. Самостоятельное выполнение упражнения 20 с предварительным проговариванием задания.

– Кто справился с заданием?

(Если кому-то не удалось справиться, учитель просит класс помочь ему. Таким образом проходит проверка написанного.)

V. Закрепление.

Сейчас мы будем писать предложения под диктовку.

– Как вы узнаете, что я прочитала предложение? Как его будете записывать?

Учитель диктует предложения. Перед написанием каждого предложения хлопками определяется количество слов.

Учитель четко проговаривает слова.

Урок

Скоро урок. Дети идут в класс. Они сели за парты.

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Урок 5


Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения


Цели: продолжить формирование представления о том, что предложения могут быть различными по цели высказывания и интонации; привлечь внимание детей к лексическому значению и лексическим оттенкам слов, создающим определенное эмоциональное настроение.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Повторение словарного слова петух.

2. Подготовка руки к письму.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны к подняты вверх.

– Что можете рассказать о слове петух?

3. Выполнение упражнения 21, с. 16.

Учитель обращает внимание на правописание слога ща.

4. Орфоэпическая минутка.

– Составьте слово из букв: е л щ ь а в.

– Какое слово у вас получилось?

Учитель обращает внимание на постановку ударения в слове щавель.

– Объясните значение этого слова. Составьте с ним предложение. Произнесите это предложение с разной интонацией.

– Запишите слово щавéль, поставьте ударение.

II. Формирование новых знаний.

– Сегодня вы будете учиться находить в тексте предложения с различной интонацией.

1. Выполнение упражнения 22, с. 16.

– Прочитайте строчки из сказки А. С. Пушкина. Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

– Как вы думаете, что обозначает слово старче? (Старик.) Так раньше почтительно обращались к пожилому человеку.

– А слово государыня? (Руководительница государства.) Это устаревшее вежливое обращение.

– Почему старик так к рыбке обращается?

(Проводится работа и со словом надобно.)

– Читаем первое предложение. Что оно содержит? (Сообщение.) Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?

– Читаем второе предложение? (Вопрос.) Какой знак препинания вы увидели? (Вопрос.)

– Читаем третье? (Сообщение.)

– Последнее. (Просьбу.) Обратите внимание, какой знак препинания стоит в конце этого предложения. (Восклицательный.)

– Предположите, в каких еще случаях нужно поставить восклицательный знак в конце предложения.

Проверим свои предположения, прочитав правило на красном фоне (с. 17).

– Выпишите из текста любое предложение.


– Какое предложение вы выписали?

Почему вы сделали такой выбор?

2. Выполнение упражнения 23, с. 17.

– Выразительно прочитайте стихотворение.

– Почему поэт так по-разному называет ветер?

– Что содержат выделенные предложения?

– Спишите предложение-вопрос.

3. Выполнение упражнения 24, с. 18.

– Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? С какой интонацией она произносится? Какой знак стоит в конце предложений?

Учитель вывешивает таблички:



  • Прочтение и четкое проговаривание терминов.

4. Выполнение упражнения 25.

– Составьте предложения о весне с разной интонацией.

– Попробуйте сделать вывод, что должно содержать предложение, которое произносится с восклицательной интонацией.

III. Закрепление.

– Прочитайте предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.

Скоро каникулы.

Скоро каникулы?

Скоро каникулы!

– Что содержит каждое предложение?

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Каким знаком препинания обозначаются предложения на письме?

Урок 6

Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения


Цели: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; дополнить представления учащихся об интонации восклицательной и невосклицательной.

Оборудование: сигнальные карточки со знаками . , ? , ! .

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Выполнение упражнения 26, с. 19.

– Прокомментируйте «шаги» написания этих букв и буквосочетаний.

2. Запись под диктовку слов: вилка, вал, бор.

– Объясните значение слов: вал, бор.

Вал – длинная земляная насыпь, очень высокая волна.

Бор – хвойный лес.

II. Словарная работа.

– В слове перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочитать слово – название посуды.

РАЛАКТЕ (тарелка).

– Поставьте в слове ударение.

– Какая буква слышится нечетко?

– Запомните написание этого слова.

– Вспомните все словарные слова, которые мы изучали. Исправьте ошибки Буратино.