Файл: Тематическое планирование пп Тема Колво часов 1 Интонация. Знаки препинания в конце предложения 7 ч 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Я немного поозорничаю и заменю точку на вопрос. Изменится ли интонация ваших предложений? Почему? Прочитайте их с новой интонацией.
2. Выполнение упражнения 15, с. 11 (устно).
– Прочитайте стихотворение. Что содержат выделенные предложения: вопрос, просьбу, приказ, сообщение?
– Как вопросительная интонация показана на письме?
– А теперь вы составьте предложения из слов и превратите их в вопросительные:
купил собака мальчик
девочка интересная читает книга
гуляет Маша
3. Выполнение упражнения 16, с. 12.
– Скажите, что содержит каждое предложение и как оно произносится.
– Часто в вопросительных предложениях прячутся слова-вопросы. Отыщите их в предложениях.
– Спишите предложения. Поставьте нужные знаки. Подчеркните слова-вопросы.
IV. Закрепление.
– Знаки препинания расшалились и встали не на свои места.
Помогите им встать правильно.
Ежик
– Что ж ты, еж, такой колючий.
– Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи.
Лисы, волки и медведи?
– Почему вы так поменяли знаки?
v. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вам удалось?
Домашняя работа: устно упражнение 14, с. 11.
Урок 4
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: формировать умение применять знания и терминологию о предложении при выполнении заданий, ориентированных на выделение предложений в тексте без знаков препинания; продолжить работу над словарными словами.
Ход урока
I. Словарная работа.
? Отгадайте загадку.
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры у ног.
(Петух.)
– Кто такой петух? Что вы можете о нем рассказать?
– В отдельных районах нашей страны петуха называют пе́вень, певу́н. Слова петух, певень, певун – русские и восходят к глаголу петь. Так называют петуха за его любовь к пению.
Петух – петь, певень поющая птица; любящая петь.
Учитель вывешивает карточку:
– Какая буква пропущена?
– Какое слово вам помогло?
Ассоциативная запоминалка.
Вышел Петя-петушок,
Ярко-красный гребешок.
Наш петух умеет петь!
(Букву Е нам не стереть!)
Рано утром на заре
Он выводит ноту ре!
II. Минутка чистописания.
– С какой буквы начинается новое словарное слово? Назовите третью букву в этом слове. Потренируемся красиво писать буквы.
Выполнение упражнения 17, с. 13.
– Спишите предложение, вставьте пропущенную букву.
П..тух умеет петь.
– Какую букву вставили?
– Какое слово вам помогло?
(Петя, петь.)
III. Актуализация опорных знаний.
– Что выражает предложение, записанное вами?
– Превратите его в вопросительное. Что нужно изменить в интонации, в знаке препинания?
! Игра «Живые слова».
Цель: развивать умение составлять предложения, ознакомить с последовательностью изменения интонации в вопросительных предложениях.
К доске выходят три ученика. Они выступают в роли слов. Дети выбирают по одной карточке со словами из предложения. По команде они выстраиваются так, чтобы получилось предложение.
– Как превратить это предложение в вопросительное?
– Как нужно изменить интонацию, чтобы спросить о ежике, который несет яблоко.
(Стрелками показывается повышение и понижение голоса.)
Учитель записывает на доске это предложение и просит прочитать предложение с другой интонацией.
– Вспомните, что может происходить с отдельными словами при составлении из них предложений. (Слова могут изменяться.)
– Скажите, как одно предложение отделяется от другого в устной и письменной речи.
– Какие знаки препинания вы знаете?
– Как определить конец предложения? (Заканчивается мысль.)
IV. Формирование новых знаний.
1. Работа с текстом упражнения 18, с.13.
– Сегодня к нам на урок пробрался ластик-проказник и стер все знаки препинания. От этого безобразия большие буквы превратились в маленькие. Наведите порядок в тексте упражнения 18, с. 13.
– Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как она называется?
– Предположите, сколько в этом тексте предложений.
– Давайте проверим ваши предположения. Почему вы сделали такой выбор?
– Столько же в этом тексте предложений? (Три.)
– Какой знак препинания вы поставите после первого предложения? Почему?
– Какой знак препинания вы поставите после второго? третьего предложения?
– Внимание! Задание по вариантам (рядам).
Запишите:
Вариант I – первое предложение;
Вариант II – второе;
Вариант III – третье.
Взаимопроверка. Исправление ошибок.
2. Выполнение упражнение 19, с. 14.
? Прочитайте загадку.
– Вы догадались, кто это?
– Какое опасное место в этом слове?
– Сколько всего предложений в этой загадке?
– Прочитайте вторую часть загадки. Сколько предложений содержит эта часть? Запишите эти предложения и отгадку. (Работа у доски обязательна. Запись образца подписывания отгадки выполняет учитель.)
3. Самостоятельное выполнение упражнения 20 с предварительным проговариванием задания.
– Кто справился с заданием?
(Если кому-то не удалось справиться, учитель просит класс помочь ему. Таким образом проходит проверка написанного.)
V. Закрепление.
Сейчас мы будем писать предложения под диктовку.
– Как вы узнаете, что я прочитала предложение? Как его будете записывать?
Учитель диктует предложения. Перед написанием каждого предложения хлопками определяется количество слов.
Учитель четко проговаривает слова.
Урок
Скоро урок. Дети идут в класс. Они сели за парты.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Урок 5
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: продолжить формирование представления о том, что предложения могут быть различными по цели высказывания и интонации; привлечь внимание детей к лексическому значению и лексическим оттенкам слов, создающим определенное эмоциональное настроение.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Повторение словарного слова петух.
2. Подготовка руки к письму.
Петушок
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны к подняты вверх.
– Что можете рассказать о слове петух?
3. Выполнение упражнения 21, с. 16.
Учитель обращает внимание на правописание слога ща.
4. Орфоэпическая минутка.
– Составьте слово из букв: е л щ ь а в.
– Какое слово у вас получилось?
Учитель обращает внимание на постановку ударения в слове щавель.
– Объясните значение этого слова. Составьте с ним предложение. Произнесите это предложение с разной интонацией.
– Запишите слово щавéль, поставьте ударение.
II. Формирование новых знаний.
– Сегодня вы будете учиться находить в тексте предложения с различной интонацией.
1. Выполнение упражнения 22, с. 16.
– Прочитайте строчки из сказки А. С. Пушкина. Как называется эта сказка? («Сказка о рыбаке и рыбке».)
– Как вы думаете, что обозначает слово старче? (Старик.) Так раньше почтительно обращались к пожилому человеку.
– А слово государыня? (Руководительница государства.) Это устаревшее вежливое обращение.
– Почему старик так к рыбке обращается?
(Проводится работа и со словом надобно.)
– Читаем первое предложение. Что оно содержит? (Сообщение.) Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
– Читаем второе предложение? (Вопрос.) Какой знак препинания вы увидели? (Вопрос.)
– Читаем третье? (Сообщение.)
– Последнее. (Просьбу.) Обратите внимание, какой знак препинания стоит в конце этого предложения. (Восклицательный.)
– Предположите, в каких еще случаях нужно поставить восклицательный знак в конце предложения.
Проверим свои предположения, прочитав правило на красном фоне (с. 17).
– Выпишите из текста любое предложение.
– Какое предложение вы выписали?
Почему вы сделали такой выбор?
2. Выполнение упражнения 23, с. 17.
– Выразительно прочитайте стихотворение.
– Почему поэт так по-разному называет ветер?
– Что содержат выделенные предложения?
– Спишите предложение-вопрос.
3. Выполнение упражнения 24, с. 18.
– Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? С какой интонацией она произносится? Какой знак стоит в конце предложений?
Учитель вывешивает таблички:
-
Прочтение и четкое проговаривание терминов.
4. Выполнение упражнения 25.
– Составьте предложения о весне с разной интонацией.
– Попробуйте сделать вывод, что должно содержать предложение, которое произносится с восклицательной интонацией.
III. Закрепление.
– Прочитайте предложения с интонацией, соответствующей знаку препинания.
Скоро каникулы.
Скоро каникулы?
Скоро каникулы!
– Что содержит каждое предложение?
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каким знаком препинания обозначаются предложения на письме?
Урок 6
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предложения; дополнить представления учащихся об интонации восклицательной и невосклицательной.
Оборудование: сигнальные карточки со знаками . , ? , ! .
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Выполнение упражнения 26, с. 19.
– Прокомментируйте «шаги» написания этих букв и буквосочетаний.
2. Запись под диктовку слов: вилка, вал, бор.
– Объясните значение слов: вал, бор.
Вал – длинная земляная насыпь, очень высокая волна.
Бор – хвойный лес.
II. Словарная работа.
– В слове перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочитать слово – название посуды.
РАЛАКТЕ (тарелка).
– Поставьте в слове ударение.
– Какая буква слышится нечетко?
– Запомните написание этого слова.
– Вспомните все словарные слова, которые мы изучали. Исправьте ошибки Буратино.