Файл: Тематическое планирование пп Тема Колво часов 1 Интонация. Знаки препинания в конце предложения 7 ч 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Марков, питух, торелька.
– Составьте со словом тарелка предложение.
– Дайте характеристику этому предложению.
– Запишите его. (Составивший предложение записывает его на доске с комментированием.)
III. Актуализация опорных знаний.
Учитель вывешивает схему и просит отнести записанное предложение в одну из групп:
– Докажите свой выбор.
– Что содержат предложения с восклицательной интонацией, и какой знак препинания ставится в конце таких предложений?
– С вопросительной?
– С невосклицательной?
IV. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 27, с. 19.
– Посмотрите на стихотворение Ю. Мориц. Чем отличается задание от тех, что мы выполняли раньше?
(В этом стихотворении нет ни одного знака препинания.)
– Я буду читать стихотворение, а вы поднимите карточку с нужным знаком препинания.
Учитель читает стихотворение построчно. После каждой строки дети поднимают карточку и доказывают свой выбор. Ответ начинают со слов: «Это предложение содержит…, поэтому я выбрал знак…».
– Спишите стихи, расставляя знаки препинания. Подчеркните слово-вопрос в вопросительных предложениях.
Взаимопроверка.
2. Выполнение упражнения 28, с. 20.
– Прочитайте колыбельную песню.
– Что содержит первое предложение?
– С какой интонацией оно произносится?
– Какой знак препинания стоит в конце?
– Прочитайте предложения с точкой в конце. Что они содержат? С какой интонацией произносятся?
– Последнее предложение. С какой интонацией произносится? Что содержит? Найдите слово-вопрос.
– Найдите предложение про огни. (В доме погасли огни). Спишите его.
– Найдите предложение про мышку. Спишите его.
3. Выполнение упражнения 29, с. 21.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы ее понимаете?
– Прочитайте вопросы к заданию. Что содержит эта пословица? (Совет.)
– С какой интонацией произносится?
– Какой знак нужно поставить в конце пословицы? Запишите ее по памяти.
Самопроверка.
V. Итог урока.
– Расскажите о предложениях
по схеме:
– С каким словарным словом познакомились?
Урок 7
Тема: Интонация. Знаки препинания в конце
предложения
Цели: закрепить знания об основных функциях предложения; развивать умение ставить соответствующие интонации знаки препинание в конце предложения.
Ход урока
I. Словарная работа.
– Из словарных слов убежали буквы, верните их на место.
П□тух, м□рко□ь, т□релка.
II. Минутка чистописания.
1. Подготовка руки к письму.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок. (Большим пальцем к себе.)
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет «раз».
2. Выполнение упражнения 30, с. 22.
– Какой предмет мы изображали. Напишите это слово.
III. Актуализация опорных знаний.
– Запишите цифрой, сколько предложений в тексте.
Мама купила книгу дети были рады Лёня стал читать.
– Дайте характеристику этим предложениям.
– Какое предложение можно произнести с восклицательной интонацией? (Мама купила книгу!)
– Какие знаки препинания вы знаете?
– Отгадайте, о каком знаке идет речь:
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
– Когда он ставится?
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Оставила вас –
Закончила рассказ.
– Расскажите об этом знаке.
На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу –
Разогнуться не могу.
– Приведите примеры предложений с вопросом в конце.
– А как определить, что некая группа слов составляет предложение?
(Предложение выражает законченную мысль.)
IV. Формирование новых знаний.
– Сегодня на уроке мы закрепим полученные знания о предложении, а также научимся составлять правила.
1. Выполнение упражнения 32, с. 23.
– Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? Вертикальная черта означает границы группы слов.
– Прочитайте первую группу слов. Что можете сказать? Докажите свое мнение. О ком говорится в этом предложении? Какой знак препинания вы поставите в конце этого предложения? Почему? Спишите его
(комментированное письмо).
– Почему слово пошла написано с большой буквы?
– Почему слова Красная Шапочка написаны с большой буквы?
– Можно ли из сказанного вами составить правило? Попробуйте его сформулировать.
– Прочитайте вторую группу слов. Является ли она предложением? Почему?
– Самостоятельно найдите в тексте еще одно предложение. Спишите его. Проверьте его, читая медленно по слогам.
2. Выполнение упражнения 33, с. 24.
– Можно ли из отдельных слов составить предложение? Попробуйте это сделать.
– Изменили ли вы форму слов?
– Составьте и запишите предложение.
Самопроверка.
– Красная Шапочка тоже составила предложение. Вот что у нее получилось.
Красную Шапочку и бабушку спасли охотники.
Сравните со своей записью. Кто справился с работой? У кого были ошибки? Какие? Что вам нужно было для правильного письма?
3. Выполнение упражнения 34, с. 25.
– Как вы думаете, что может содержать предложение-загадка? (Вопрос.)
– Какой знак препинания будет стоять в таких предложениях?
– Спишите загадку, напишите отгадку. (Учитель показывает правильное оформление работы.)
– Придумайте свою загадку. Что содержит ваше предложение-загадка? С какой интонацией произносится? Запишите свою загадку.
V. Самостоятельная работа.
– Найдите 2 ошибки. Спишите без ошибок.
НАШ ПАРК
Вот наш парк Мы гуляли там. вот клумба. На клумбе много цветов.
VI. Итог урока.
Выполнение упражнения 35, с. 25.
– Доскажите предложения.
– Соедините знаки препинания с интонациями предложений.
Урок 8
Тема: прописная буква в начале предложения
Цели: продолжать уточнять знания учащихся о грамматических признаках предложения; способствовать осознанию учащимися значения этих знаний.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка руки к письму.
СТОЛ
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.
Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Меняют положение рук на счет «раз».
2. Выполнение упражнения 36, с. 26.
II. Актуализация опорных знаний.
– Посмотрите на доску, прочитайте слова. (На, первые, поляне, цветы, появились.)
– Это предложение? Почему вы так решили?
– Можно ли из этих слов составить предложение? О чем? Что содержит ваше предложение: просьбу, совет, сообщение, вопрос?
– С какой интонацией произносится это предложение?
– Какие опасные места есть в записи предложения? (Большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения.)
– Запишите схему предложения.
III. Работа над основной целью урока.
1. Слово учителя.
– Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?
– А кроме того, мы будем учиться дополнять предложения нужными словами, составлять предложения из слов, познакомимся со значением нового слова.
2. Введение понятия «противоположный».
Учитель готовит карточки и просит объединить их по какому-либо принципу.
– Сравните фигуры в паре.
Образец:
– Этот треугольник маленький, а тот – большой.
– Этот квадрат черный, а тот – белый.
– Этот человек веселый, а тот – грустный.
– По какому принципу я объединила эти пары? (Дети обычно говорят наоборот.)
– То есть, они лежат напротив. Такие слова называются противоположными.
(Дети хором по слогам повторяют этот термин.)
– Приведите примеры противоположных слов.
3. Работа над упражнением 37.
– Прочитайте пословицу в упражнении 37. Что здесь нужно сделать?
– Какое слово выделено?
– Вам нужно закончить пословицу словом, противоположным по смыслу слову больше. Ниже даны слова для справок, выберите нужное.
– Как вы понимаете пословицу?
– Что она содержит? С какой интонацией произносится? Какой знак препинания поставите в конце пословицы?
– Запишите эту пословицу с комментированием.
4. Выполнение упражнения 38, с. 27.
– Прочтите задание. Что будете делать?
– Составьте первое предложение. Что оно содержит? Какой знак препинания поставите в конце?
– Составьте второе предложение. С какой интонацией оно произносится?
– Как напишете первое слово в предложении?
Запишите: I вариант – 1-е предложение, II вариант – второе.
– Ты пишешь предложение?
Старайся! Не спеши!
И первое же слово
С заглавной напиши!
IV. Работа по развитию речи.
Выполнение упражнения 40, с. 28.
– Рассмотрите иллюстрацию. Какое время года изображено? Почему вы так решили?
– Составьте предложения о снеге, о ручьях, о деревьях, о птицах.
– Проказник-ветер разбросал все буквы в словах, попробуйте их собрать в слова, а слова в предложения.
Тает снег.
Бегут ручьи.
На дорогах лужи.
– Какой общий смысл заключен в этих предложениях? О чем идет речь?
– Как можно озаглавить текст?
– Запишем название и предложения в тетрадь.
(Научить учащихся оформлять заглавие.)
– Как будем писать каждое предложение?
Самопроверка.
– Грамматик тоже выполнял это задание. Вот что он написал. А у вас так же? (На доске написан текст с названием.)
– Какие опасные места вам встретились в предложении? Подчеркните их. (Обязательно подчеркните большую букву в начале предложения, и точку в конце. Другие орфограммы подчеркиваются на основании расхождения произношения и написания.)
V. Итог урока.
– Что вы расскажете дома об уроке русского языка?
– Какие слова называются противоположными?
– Нам с тобой Пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … . | Скажу я слово Потолок, А ты ответишь … . Скажу я слово Потерял, И скажешь ты: … . Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты: … . |
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай
…!
– Что значит озаглавить текст?
Урок 9