Файл: Тематическое планирование пп Тема Колво часов 1 Интонация. Знаки препинания в конце предложения 7 ч 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: прописная буква в начале предложения

Цели: способствовать целенаправленному использованию учащимися полученных знаний о предложении для решения практических речевых задач; продолжать обогащать содержание и словарный состав речевой деятельности детей; развивать логическое мышление.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

ЛОШАДКА

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя.

Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

2. Выполнение упражнения 41, с. 29.

3. Словарный диктант: петух, морковь, тарелка.

II. Объявление темы и цели урока.

– О какой букве идет речь?

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтением

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важно дело.

Ставится в слове

Не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Е. Измайлов

– Предположите, какова тема урока?

– Над чем будем работать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний.

– Рассмотрите рисунок на с. 29. Что изображено?

– Вспомните, как называется эта сказка. («Аленький цветочек».)

– Назовите главную героиню этой сказки. (Настя.)

– Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?

– Составьте предложение. Докажите, что вы составили предложение.

– Что вы можете рассказать о составленном предложении?

– Что вы можете сказать о написании этого предложения?

– Запишите его в тетрадь.

IV. Работа над основной целью урока.

1. Слово учителя.

– Вспомните, как обычно начинаются сказки. Эти слова называются присказкой. Как вы думаете, почему?

А вот что нам говорит ученая Сова: «Присказка – это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки». (С. И. Ожегов.)

Или

Вот вам присказка, не сказка.

Сказка будет впереди…

2. Работа над упражнением 43, с. 30.

– Вспомните продолжение присказки.

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

– Объясните ее.

– Какие еще присказки вы знаете?

– Является ли эта присказка предложением? Почему?


– Что вы можете сказать об этом предложении?

– Как записывается это предложение?

– Запишите присказку в тетрадь. (Работа выполняется на доске. Обратите внимание на оформление работы в стихотворной форме.)

3. Выполнение упражнения 44, с. 30.

– Послушайте присказки.

– В каких сказках вы с ними встречались?

– Что означают эти присказки?

– Спишите одну присказку. Проверьте написанное.

– Переверните страницу учебника, рассмотрите рисунок. Что изображено?

– А как в сказке называется праздник, гуляние? (Пир.)

4. Выполнение упражнения 46, с. 31.

– Прочитайте окончание сказки А. С. Пушкина.

– Кто догадался, как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

– Найдите в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили. (Учинили.)

– Какие строчки можно считать присказкой?

(Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.)

– Спишите только присказку.

V. Мини-тест.

– Запишите номера предложений, в которых допущены ошибки.

1. Девочка любит мороженое.

2. Бабушка испекла вкусный пирог.

3. Мальчик купил собаку

4. Машагуляет.

5. Дети нарядили ёлку.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что вам удалось? Над чем нужно еще поработать?

Урок 10

Тема: прописная буква в начале предложения

Цели: систематизировать знания детей о предложении; способствовать обогащению словарного запаса; проверить умение детей определять границы предложений.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Подготовка руки к письму.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем «козу».

Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

2. Выполнение упражнения 47, с. 32.

II. Актуализация опорных знаний.

Опрос проходит в форме игры «Живые предложения». Учитель вызывает к доске трех учеников. Дети выбирают себе «шапочку»-схему:



Затем начинают рассказ «о себе». Наприме
р, «Я предложение. Первая буква в первом слове – заглавная. В конце стоит точка. Я передаю сообщение. Произношусь с невосклицательной интонацией».

– Приведите примеры «моих» предложений.

Аналогично рассказывают о себе другие предложения.

– Выберите «свои» предложения.

Какой он нарядный

Был ясный день

Как звали кота

Расставьте знаки препинания. Предложения запишите по памяти.

Самопроверка.

III. Работа над основной целью урока.

– Сегодня вы должны показать, чему научились за предыдущие уроки.

Рассмотрите рисунок в упражнении 48.

– Как бы вы назвали девицу-красавицу?

– Почему художник изобразил ее такой красивой, радостной, нарядной?

– Как вы думаете, почему все поэты, писатели, художники изображают весну молодой девушкой?

– Вспомните стихи о весне.

– Прочитайте загадку в упражнении 49.

– Отгадайте ее. (Весна.)

– Как автор называет весну?

– Почему он так ее называет?

– Что говорится о солнышке?

– Прочитайте первую строчку. Какой знак препинания стоит в конце этой строчки? (Запятая.)

– Какие слова пишутся не так, как слышатся?

– Прочитайте вторую строчку. Какой знак препинания вы видите? Почему автор поставил именно его?

– Заучим загадку.

– Напишите ее по памяти. (Учитель на доске прописывает схему предложения с выделением ошибкоопасных мест.)



Самопроверка.

IV. Самостоятельная проверочная работа.

1. Выполнение упражнения 50, с. 33.

– Спишите текст, разделите его на предложения.

(Текст состоит из трех предложений.)

– Подчеркните опасные места в тексте.

2. Выполнение упражнения 51, с. 33.

– Запишите названия весенних месяцев по порядку.

V. Итог урока.

– Что вы узнали о предложении на уроках русского языка?

– Как пишутся предложения?

Урок 11

Тема: предмет и слово

Цели: подвести к выводу, что названия предметов – это слова; продолжать словарную работу; обогащать лексический запас учащихся.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

1. Выполнение упражнения 1, с. 34.

– Вспомните словарные слова, в которых есть написанные вами буквы. (Петух, тарелка.) Допишите эти слова после слога «те».

II. Формирование новых знаний.


– Попробуйте запомнить вещи из школьного портфеля.

Семь ночей и дней в неделе

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

Ручка, чтобы написать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, приятель ваш.

– Как одним словом можно назвать эти вещи? (Школьные принадлежности, предметы.)

– Какие еще предметы можно отнести к школьным принадлежностям?

Этимология слов.

Карандаш. Слово образовано от тюркского кара, что означает «черный», и таш – «камень». Свой путь карандаш начинает от свинцовых палочек, служивших для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки, стали готовить для них «одежду» – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную.

Теперь стерженек может быть разного цвета, но мы по-прежнему пользуемся словом карандаш.

Ластик (резинка). Почему резинка называется резинкой, это, наверное, всем понятно. Она делается из резины.

Но у нее есть еще одно название ластик. Откуда появилось это слово? Дело в том, что резина делается из каучука. А каучук по-латыни называется гумми эластикум. Отсюда образовалось слово ластик, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся».

Пенал. Перо по-латыни будет пенна. А где хранят перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал.

Портфель. Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт-: портсигар (сигаронос), портмоне (деньгонос), портфель (листонос). Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист).

Да, кстати, во всех французских словах ударение ставится на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это грубая ошибка.

Промокашка (разг.) – промокательная бумага. Промокать – пропускать сквозь себя влагу.

Выполнение упражнения 2, с. 34.

– Рассмотрите рисунки. Что на них изображено?

– Какое слово произносится одинаково, но обозначает разные предметы? (Лук.) Такие слова называются многозначными.

– На какие группы вы разделили эти предметы?

– Назовите слова, обозначающие растения.
(Лук, роза.)

– Животных. (Жук, кот.)

– Людей. (Мальчик, девочка.)

– Прочитайте обращения авторов !!!.

Какие же слова будем называть предметами?

III. Словарная работа.

– Замените картинки словами и озвучьте предложения.




Играет в футбол.



Наряжает куклу.

– Учитель заменяет картинки словами: мальчик, девочка.

– Ребята, это новые словарные слова. Как вы думаете, какие «опасные» места нужно запомнить в этих словах?

– Спишите эти предложения. Какие слова-предметы вы видите в этих предложениях? (Футбол, кукла.)

– А теперь составьте предложения о мальчике и девочке сами, используя слова из упражнения 4, с. 35.

– Что содержит ваше предложение?

– Как оно произносится?

– Какой знак препинания поставите при письме?

– Какие слова в предложениях обозначают, называют предмет?

IV. Закрепление.

1. Выполнение упражнения 5, с. 36.

– Назовите изображенные предметы.

– Как одним словом можно назвать эти предметы?

– На какие две группы их можно разделить?

– Запишите. (Учитель обращает внимание на расстановку знаков препинания при перечислении.)

Фрукты: груша, вишня, яблоко, лимон.

Овощи: морковь, свёкла. (Учитель обращает внимание на произношение слова свёкла.)

– Задайте вопрос к каждому слову. (Что это?)

– Сделайте вывод, на какой вопрос отвечают слова-предметы.

2. Выполнение упражнения 6, с. 36.

– Как одним словом можно назвать эти предметы?

– Спишите слова. Подчеркните словарное слово. (Тарелка.)

V. Проверка понимания темы урока.

– Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово-предмет.

Стол, веселый, собака, колесо, бежать, шкаф, умная, сидеть, газета.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что будем называть предметами?

– Приведите примеры слов-предметов.

Урок 12

Тема: предмет и слово

Цели: подвести к выводу, что слова-предметы отвечают на вопросы кто? или что?; продолжить словарную работу; развивать память, внимание.

Ход урока