Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Главным источникам являются законы субъектов РФ о местном самоуправлении, это системообразующие акты муниципального пра­ва субъектов РФ (например, Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Рос­товской области»).

Большой массив нормативно-правовых актов составляют законы о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в субъекте РФ, о местном референдуме, о муниципальной службе, о на­делении органов местного самоуправления отдельными государст­венными полномочиями и др. Например, в Ростовской области име­ется обширное законодательство о местном самоуправлении: Обла­стной закон Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», Областной закон Рос­товской области от 28 декабря 2005 года № 429-ЗС «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон Ростовской области от 19 декабря 2005 года № 414-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон Ростовской области от 27 фев­раля 2007 года № 633-ЗС «О наделении органов местного самоуправ­ления государственными полномочиями Ростовской области по пре­доставлению жилых помещений гражданам, в составе семьи которых имеется трое или более детей-близнецов», Областной закон Ростов­ской области от 13 октября 2008 года № 103-ЗС «О гарантиях осуще­ствления полномочий депутата представительного органа муници­пального образования, члена выборного органа местного самоуправ­ления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» и др.

Нормативные правовые акты муниципальных образований. Муниципальные образования принимают акты и правоприменитель­ные и нормативные. Система муниципальных правовых актов закреп­лена в ст. 43 Закона 2003 года. В систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

  3. правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должно­стных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом му­ниципального образования.

Ст. 7 Закона 2003 года устанавливает обязательность муници­пальных правовых актов и пределы их действия в пространстве. Юридическая сила муниципальных правовых актов определяется тем, что при решении вопросов местного значения органы и должностные лица местного самоуправления наделены юридически властными полномочиями, а при реализации отдельных государственных полно­мочий - государственно-властными полномочиями. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подле­жат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.


Закон 2003 года устанавливает наименования правовых актов (в том числе и нормативных), принимаемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Представительный орган прини­мает решения; глава муниципального образования - постановления и распоряжения, глава местной администрации - постановления и рас­поряжения, местной администрации по вопросам организации рабо­ты местной администрации, иные должностные лица - распоряжения и приказы.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Кон­ституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону 2003 года, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), зако­нам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Ч. 5 ст. 7 Закона 2003 года регламентирует действия органов ме­стного самоуправления в случае наличия коллизии между различны­ми нормативно-правовыми актами Российской Федерации или субъ­екта РФ. Если правовая коллизия имеет место, то местное правотвор­чество по данному вопросу невозможно до разрешения вопроса су­дом, так как муниципальный акт не будет соответствовать ни одному из двух.

Источниками муниципального права являются нормативные правовые акты муниципальных образований. В соответствии со ст. 43.1 Закона 2003 года все муниципальные нормативные правовые ак­ты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, приня­тые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государ­ственной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъек­тов РФ составляют федеральный регистр муниципальных норматив­ных правовых актов. Ведение федерального регистра муниципаль­ных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установлен­ном Правительством РФ.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Устав муниципального образования (ст. 44 Закона 2003 года) имеет конституирующее значение для местного самоуправления со­ответствующей территории:


  • обладает признаками учредительного документа, определяет систему местного самоуправления, структуру его органов (в настоя­щее время - только в рамках федерального закона);

  • обладает повышенной легитимностью;

  • является актом всеобъемлющего характера, регламентирует все области жизнедеятельности местного сообщества;

  • является основой для дальнейшего нормотворчества;

  • должен быть самодостаточным, т.е. включать все нормы, необ­ходимые в практике решения вопросов местного значения.

Закон 2003 года устанавливает обязательные положения устава, без которых он не может пройти государственную регистрацию.

Уставом муниципального образования должны определяться:

  1. наименование муниципального образования;

  2. перечень вопросов местного значения;

  3. формы, порядок и гарантии участия населения в решении во­просов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

  4. структура и порядок формирования органов местного само­управления;

  5. наименования и полномочия выборных и иных органов мест­ного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

  6. виды, порядок принятия (издания), официального опубликова­ния (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

  7. срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного са­моуправления, выборных должностных лиц местного самоуправле­ния, а также основания и порядок прекращения полномочий указан­ных органов и лиц;

  8. виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекраще­ния полномочий выборных органов местного самоуправления и вы­борных должностных лиц местного самоуправления;

  9. порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответст­вии с Бюджетным кодексом РФ;

  10. порядок внесения изменений и дополнений в устав муници­пального образования.


В отличие от старого закона, в Законе 2003 года отсутствуют по­ложения об обязательном закреплении в уставе условий и порядка ор­ганизации муниципальной службы, общего порядка владения, поль­зования и распоряжения муниципальным имуществом.

Уставом муниципального образования могут регулироваться иные вопросы организации местного самоуправления, но в рамках федерального и регионального законодательства.

Устав муниципального образования принимается представи­тельным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

Поскольку в настоящее время принятие устава муниципального образования путем прямого волеизъявления населения невозможно, постольку в целях выявления мнения населения муниципального об­разования по содержанию устава проект устава муниципального об­разования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию) с одновременным опублико­ванием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Анало­гичный порядок установлен и для случаев внесения изменений и до­полнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного орга­на муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального об­разования подлежат государственной регистрации в органах юстиции (территориальные органы Министерства юстиции РФ) в порядке, ус­тановленном федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образова­ний». Устав муниципального образования направляется главой муни­ципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для государственной регистрации устава муни­ципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:


  1. устав муниципального образования;

  2. решение представительного органа муниципального образова­ния либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на кото­рых был принят устав муниципального образования;

  3. сведения об источниках и о датах официального опубликова­ния (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Регистрирующий орган:

  1. проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъ­екта РФ, законам субъекта РФ;

  2. проверяет соблюдение установленного порядка принятия уста­ва муниципального образования;

  3. присваивает уставу муниципального образования государст­венный регистрационный номер;

  4. выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования;

  5. включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъ­екта РФ.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального об­разования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципально­го образования (муниципального правового акта о внесении измене­ний в устав муниципального образования) обязан направить в регист­рирующий орган сведения об источнике и о дате официального опуб­ликования (обнародования) устава муниципального образования (му­ниципального правового акта о внесении изменений в устав муници­пального образования) для включения указанных сведений в государ­ственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

Правовые обычаи. Правовой обычай как источник муниципаль­ного права не упомянут в ст. 4 Закона 2003 года. Однако в законе он неоднократно упоминается (например, в ст. 1, ч. 3 ст. 34) как «исто­рические и местные традиции». Например, специфической формой казачьего самоуправления являются станичные казачьи общества.

Муниципально-правовая наука.