ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главным источникам являются законы субъектов РФ о местном самоуправлении, это системообразующие акты муниципального права субъектов РФ (например, Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области»).
Большой массив нормативно-правовых актов составляют законы о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в субъекте РФ, о местном референдуме, о муниципальной службе, о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и др. Например, в Ростовской области имеется обширное законодательство о местном самоуправлении: Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области», Областной закон Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 429-ЗС «О выборах глав муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон Ростовской области от 19 декабря 2005 года № 414-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области», Областной закон Ростовской области от 27 февраля 2007 года № 633-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по предоставлению жилых помещений гражданам, в составе семьи которых имеется трое или более детей-близнецов», Областной закон Ростовской области от 13 октября 2008 года № 103-ЗС «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ростовской области» и др.
Нормативные правовые акты муниципальных образований. Муниципальные образования принимают акты и правоприменительные и нормативные. Система муниципальных правовых актов закреплена в ст. 43 Закона 2003 года. В систему муниципальных правовых актов входят:
-
устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); -
нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; -
правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Ст. 7 Закона 2003 года устанавливает обязательность муниципальных правовых актов и пределы их действия в пространстве. Юридическая сила муниципальных правовых актов определяется тем, что при решении вопросов местного значения органы и должностные лица местного самоуправления наделены юридически властными полномочиями, а при реализации отдельных государственных полномочий - государственно-властными полномочиями. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Закон 2003 года устанавливает наименования правовых актов (в том числе и нормативных), принимаемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Представительный орган принимает решения; глава муниципального образования - постановления и распоряжения, глава местной администрации - постановления и распоряжения, местной администрации по вопросам организации работы местной администрации, иные должностные лица - распоряжения и приказы.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону 2003 года, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Ч. 5 ст. 7 Закона 2003 года регламентирует действия органов местного самоуправления в случае наличия коллизии между различными нормативно-правовыми актами Российской Федерации или субъекта РФ. Если правовая коллизия имеет место, то местное правотворчество по данному вопросу невозможно до разрешения вопроса судом, так как муниципальный акт не будет соответствовать ни одному из двух.
Источниками муниципального права являются нормативные правовые акты муниципальных образований. В соответствии со ст. 43.1 Закона 2003 года все муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ составляют федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Устав муниципального образования (ст. 44 Закона 2003 года) имеет конституирующее значение для местного самоуправления соответствующей территории:
-
обладает признаками учредительного документа, определяет систему местного самоуправления, структуру его органов (в настоящее время - только в рамках федерального закона); -
обладает повышенной легитимностью; -
является актом всеобъемлющего характера, регламентирует все области жизнедеятельности местного сообщества; -
является основой для дальнейшего нормотворчества; -
должен быть самодостаточным, т.е. включать все нормы, необходимые в практике решения вопросов местного значения.
Закон 2003 года устанавливает обязательные положения устава, без которых он не может пройти государственную регистрацию.
Уставом муниципального образования должны определяться:
-
наименование муниципального образования; -
перечень вопросов местного значения; -
формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; -
структура и порядок формирования органов местного самоуправления; -
наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; -
виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; -
срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; -
виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; -
порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; -
порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
В отличие от старого закона, в Законе 2003 года отсутствуют положения об обязательном закреплении в уставе условий и порядка организации муниципальной службы, общего порядка владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.
Уставом муниципального образования могут регулироваться иные вопросы организации местного самоуправления, но в рамках федерального и регионального законодательства.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.
Поскольку в настоящее время принятие устава муниципального образования путем прямого волеизъявления населения невозможно, постольку в целях выявления мнения населения муниципального образования по содержанию устава проект устава муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Аналогичный порядок установлен и для случаев внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции (территориальные органы Министерства юстиции РФ) в порядке, установленном федеральным законом от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:
-
устав муниципального образования; -
решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования; -
сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.
Регистрирующий орган:
-
проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ; -
проверяет соблюдение установленного порядка принятия устава муниципального образования; -
присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; -
выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; -
включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.
Правовые обычаи. Правовой обычай как источник муниципального права не упомянут в ст. 4 Закона 2003 года. Однако в законе он неоднократно упоминается (например, в ст. 1, ч. 3 ст. 34) как «исторические и местные традиции». Например, специфической формой казачьего самоуправления являются станичные казачьи общества.
Муниципально-правовая наука.