ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как межкомплексное образование, муниципальное право - это совокупность норм, закрепляющих ценности, цели, исходные категории местного самоуправления, ориентирующих иные отрасли права на учет особенностей муниципальных образований и других субъектов местного самоуправления, обеспечивающих согласованное, непротиворечивое воздействие норм разных отраслей на отношения местного самоуправления.
Как обособленная часть российского права, муниципальное право
-
это совокупность норм, закрепляющих с помощью разнообразных методов правовое регулирование территориальной и организационной основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, положение депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Источники муниципального права. На природу и содержание источников муниципального права оказывает влияние:
-
комплексный характер муниципального права (совпадение источников муниципального права с источниками отраслей частного и публичного права); -
высокий уровень юридической децентрализации (без активного развития нормотворческой деятельности на местном уровне невозможно было бы существование этой отрасли права).
К источниками муниципального права относятся: нормативные правовые акты, международные правовые акты, правовые обычаи.
Система правовых актов, являющихся источниками муниципального права, в общем виде представлена в ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту
-
Закон 2003 года): «Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты».
Международные правовые акты. К источникам муниципального права относятся универсальные акты в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др.) и специальные международно-правовые акты в области местного самоуправления.
Универсальные акты в области прав человека оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное значение заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется.
Наиболее значимым из международных актов является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Ее политико-правовое значение определяется тем, что в ней дается понятие местного самоуправления, демократические основы организации и деятельности органов местного самоуправления, закреплен принцип соразмерности финансовых средств органов местного самоуправления тем полномочиям, которые им предоставляются, право местных сообществ на объединение. Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины Х1Х в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления.
Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 года и ратифицировала 11 апреля 1998 года; для России Хартия вступила в силу с 1 сентября 1998 года.
Определенную роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что в настоящее время город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.
Другим важным актом в области местного самоуправления является Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств - членов СНГ в 1994 году.
Хотя международные акты имеют верховенство над национальными правовыми актами, следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в постановлении от 30 ноября 2000 года. Конституционный Суд РФ указал, что хотя Устав Курской области воспроизводит положения п. 2 и 3 ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления, но эта хартия устанавливает минимальные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ и федеральные законы закрепляют более высокий, чем это предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий самостоятельности местного самоуправления, который субъекты не вправе занижать или игнорировать.1
Нормативно-правовые акты. Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками муниципального права, имеет трехуровневую структуру: федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень. На каждом уровне имеется главный для данного уровня акт. Особое место занимает Конституция РФ. В ней закреплены:
-
институт местного самоуправления как основа конституционного строя РФ, как одна из форм народовластия (статьи 8, 9, 12); -
институт правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (статьи 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 60); -
институт организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной власти (ст. 130 - 133); -
институт разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. IX
Все эти статьи содержат нормы прямого действия. Конституция РФ является основой всей системы норм муниципального права. Поэтому большое значение имеет толкование этих норм, даваемое Конституционным Судом РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении
. В настоящее время этот уровень является основным (ранее, до принятия Закона 2003 года, основным был уровень субъекта РФ). Федеральный законодатель резко сузил сферу регионального законодательства, стремясь урегулировать как можно больше отношений местного уровня.
Системообразующим актом является Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Первоначально предполагалось, что он полностью вступит в силу с 1 января 2006 года. К этому моменту субъекты РФ должны были полностью перестроить организацию местного самоуправления в соответствии с новым законом. Однако не все субъекты РФ успели перестроить систему местного самоуправления в соответствии с новым законодательством. Поэтому окончательное введение в действие Закона 2003 года было отложено до 1 января 2009 года (до окончании я переходного периода). Парадокс заключался в том, что все нормы закона практически вступили в силу. И при этом продолжали действовать Закон РФ от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РФ», ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон 1995 года), ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправлении в РФ», которые к настоящему времени утратили силу.
Закон 2003 года имеет особенности действия в пространстве. В Чеченской республике и Республике Ингушетия выборы в органы местного самоуправления прошли только в 2010 году, поскольку в этих субъектах большие проблемы возникли при определении границ муниципальных образований. Был принят специальный Федеральный закон от 24 ноября 2008 года № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», который установил порядок определения территорий и границ муниципальных образований на территориях этих республик, порядок формирования органов местного самоуправления и исполнения органами местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Закона 2003 года на этих территориях применяются в части, не урегулированной законом № 207-ФЗ. До 1 января 2010 года на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики был установлен переходный период.
Имеется множество специальных федеральных законов, содержащих нормы муниципального права: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»; Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.
Источниками муниципального права являются практически все кодексы России, прежде всего: Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.
Будучи комплексной отраслью права, муниципальное право включает в себя нормы, содержащиеся во многих федеральных законах: Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральном законе от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральном законе от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ; Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральном законе от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и др.
Нормы муниципального права содержатся в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовых актах органов исполнительной власти РФ: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 года № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления»; Указ Президента РФ от 15 октября 1999 года № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 года № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований»; Постановление Правительства РФ от 1 июня 2005 года № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», Приказ Минюста РФ от 24 августа 2005 года № 139 «Об утверждении положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него» и др.
Региональное законодательство о местном самоуправлении. Особое место среди источников муниципального права на этом уровне занимают конституции и уставы субъектов РФ.