Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как межкомплексное образование, муниципальное право - это совокупность норм, закрепляющих ценности, цели, исходные катего­рии местного самоуправления, ориентирующих иные отрасли права на учет особенностей муниципальных образований и других субъек­тов местного самоуправления, обеспечивающих согласованное, не­противоречивое воздействие норм разных отраслей на отношения ме­стного самоуправления.

Как обособленная часть российского права, муниципальное право

  • это совокупность норм, закрепляющих с помощью разнообразных методов правовое регулирование территориальной и организацион­ной основы местного самоуправления, порядок деятельности органов местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления, положение депутатов представительного органа ме­стного самоуправления, выборных должностных лиц местного само­управления.

Источники муниципального права. На природу и содержание источников муниципального права оказывает влияние:

  1. комплексный характер муниципального права (совпадение ис­точников муниципального права с источниками отраслей частного и публичного права);

  2. высокий уровень юридической децентрализации (без активно­го развития нормотворческой деятельности на местном уровне невоз­можно было бы существование этой отрасли права).

К источниками муниципального права относятся: норматив­ные правовые акты, международные правовые акты, правовые обычаи.

Система правовых актов, являющихся источниками муниципаль­ного права, в общем виде представлена в ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту

  • Закон 2003 года): «Правовую основу местного самоуправления со­ставляют общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, на­стоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издавае­мые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Россий­ской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных ор­ганов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уста­вы муниципальных образований, решения, принятые на местных ре­ферендумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые ак­ты».


Международные правовые акты. К источникам муниципально­го права относятся универсальные акты в области прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 года и др.) и специальные международно-правовые акты в области местного самоуправления.

Универсальные акты в области прав человека оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов мест­ного самоуправления в Европе. Их главное значение заключается в косвенном закреплении демократического права на местное само­управление. Термин «местное самоуправление» в данных междуна­родных актах не употребляется.

Наиболее значимым из международных актов является Ев­ропейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года. Ее политико-правовое значение определяется тем, что в ней да­ется понятие местного самоуправления, демократические основы ор­ганизации и деятельности органов местного самоуправления, закреп­лен принцип соразмерности финансовых средств органов местного самоуправления тем полномочиям, которые им предоставляются, право местных сообществ на объединение. Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с се­редины Х1Х в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления.

Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 года и ратифицирова­ла 11 апреля 1998 года; для России Хартия вступила в силу с 1 сен­тября 1998 года.

Определенную роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных орга­нов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии го­родов констатируется, что в настоящее время город все больше ото­ждествляется с понятием муниципалитета как автономной админист­ративной единицы, образуемой сообществом жителей с определен­ными интересами, как населенного центра с организованным строи­тельством, коммунальным обслуживанием и своей собственной ад­министрацией.


Другим важным актом в области местного самоуправления является Декларация о принципах местного самоуправления, при­нятая Межпарламентской ассамблеей государств - членов СНГ в 1994 году.

Хотя международные акты имеют верховенство над националь­ными правовыми актами, следует учитывать позицию Конституцион­ного Суда РФ, выраженную в постановлении от 30 ноября 2000 года. Конституционный Суд РФ указал, что хотя Устав Курской области воспроизводит положения п. 2 и 3 ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления, но эта хартия устанавливает минимальные гарантии самостоятельности местного самоуправления. Конституция РФ и фе­деральные законы закрепляют более высокий, чем это предусмотрено международными обязательствами России, уровень гарантий само­стоятельности местного самоуправления, который субъекты не вправе занижать или игнорировать.1

Нормативно-правовые акты. Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками муниципального права, имеет трехуровневую структуру: федеральный уровень, региональный уровень, местный уровень. На каждом уровне имеется главный для данного уровня акт. Особое место занимает Конституция РФ. В ней закреплены:

  • институт местного самоуправления как основа конституцион­ного строя РФ, как одна из форм народовластия (статьи 8, 9, 12);

  • институт правового положения человека и гражданина в систе­ме местного самоуправления (статьи 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 60);

  • институт организации и функционирования местного само­управления как особой публичной власти (ст. 130 - 133);

  • институт разграничения предметов ведения РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. IX

Все эти статьи содержат нормы прямого действия. Конституция РФ является основой всей системы норм муниципального права. По­этому большое значение имеет толкование этих норм, даваемое Кон­ституционным Судом РФ.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении
. В настоящее время этот уровень является основным (ранее, до принятия Закона 2003 года, основным был уровень субъекта РФ). Федеральный законодатель резко сузил сферу регионального законодательства, стремясь урегулировать как можно больше отношений местного уровня.

Системообразующим актом является Федеральный закон от 6 ок­тября 2003 года «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации». Первоначально предполага­лось, что он полностью вступит в силу с 1 января 2006 года. К этому моменту субъекты РФ должны были полностью перестроить органи­зацию местного самоуправления в соответствии с новым законом. Однако не все субъекты РФ успели перестроить систему местного самоуправления в соответствии с новым законодательством. Поэтому окончательное введение в действие Закона 2003 года было отложено до 1 января 2009 года (до окончании я переходного периода). Пара­докс заключался в том, что все нормы закона практически вступили в силу. И при этом продолжали действовать Закон РФ от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РФ», ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» (далее - Закон 1995 года), ФЗ от 25 сентября 1997 года «О финансовых основах местного самоуправлении в РФ», которые к настоящему времени утратили силу.

Закон 2003 года имеет особенности действия в пространстве. В Чеченской республике и Республике Ингушетия выборы в органы ме­стного самоуправления прошли только в 2010 году, поскольку в этих субъектах большие проблемы возникли при определении границ му­ниципальных образований. Был принят специальный Федеральный закон от 24 ноября 2008 года № 207-ФЗ «О мерах по организации ме­стного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Рес­публике», который установил порядок определения территорий и границ муниципальных образований на территориях этих республик, порядок формирования органов местного самоуправления и исполне­ния органами местного самоуправления вновь образованных муници­пальных образований полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Закона 2003 года на этих территориях приме­няются в части, не урегулированной законом № 207-ФЗ. До 1 января 2010 года на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Рес­публики был установлен переходный период.

Имеется множество специальных федеральных законов, содер­жащих нормы муниципального права: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муни­ципальных образований»; Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Россий­ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са­моуправления»; Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.


Источниками муниципального права являются практически все кодексы России, прежде всего: Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

Будучи комплексной отраслью права, муниципальное право включает в себя нормы, содержащиеся во многих федеральных зако­нах: Федеральном законе от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размеще­нии заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральном законе от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тари­фов организаций коммунального комплекса», Федеральном законе от 14 ноября 2002 года «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях» № 161-ФЗ; Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Феде­ральном законе от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении дос­тупа к информации о деятельности государственных органов и орга­нов местного самоуправления» и др.

Нормы муниципального права содержатся в Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ, нормативно-правовых актах органов исполнительной власти РФ: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных рай­онов»; Указ Президента РФ от 2 ноября 2007 года № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного само­управления»; Указ Президента РФ от 15 октября 1999 года № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федера­ции»; Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 года № 814 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной вла­сти по утверждению границ муниципальных образований»; Поста­новление Правительства РФ от 1 июня 2005 года № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», Приказ Минюста РФ от 24 августа 2005 года № 139 «Об утверждении положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности све­дений, включенных в него» и др.

Региональное законодательство о местном самоуправлении. Особое место среди источников муниципального права на этом уров­не занимают конституции и уставы субъектов РФ.