Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наука муниципального права представляет собой совокупность знаний о различных проявлени­ях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Муниципальное право в качестве отрасли научного знания от­носится к семье правоведческих дисциплин.

Предметом науки муниципального права является местное само­управление как общественный, но прежде всего политико-правовой институт в его статике и динамике, в его внешних отношениях с ины­ми институтами общества и в первую очередь с государством. Наука муниципального права раскрывает сущность местного самоуправле­ния, изучает общие закономерности муниципально-правового регули­рования общественных отношений, обобщает судебную практику. Это область теоретических знаний. Составной частью предмета науки муниципального права является само муниципальное право как от­расль права, совокупность норм, регулирующих отношения местного самоуправления.

Методология муниципального права основывается на общемето­дологических подходах, основным из которых является диалектиче­ский. Такой подход требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных зако­номерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

К числу методов муниципально-правовой науки относятся исто­рический, генетический, аксиологический методы, метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот.

Исторический метод ориентирует на исследование фактов про­шлого. Без этого трудно понять современную организацию местного самоуправления, уяснить его основные тенденции.

Генетический метод нацеливает на выявление первопричин того или иного института местного самоуправления, местного самоуправ­ления в целом. Он помогает исследователям продвигаться вперед в поиске ответа на вопрос о причинах обособления в обществе местно­го самоуправления, предполагающий установление зависимостей ме­жду политико-правовой формой местного самоуправления и порож­дающими ее социально-экономическими, духовно-культурными, ци­вилизационными факторами.

Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотре­ние муниципальной практики с точки зрения тех или иных социаль­ных ценностей. За ней, как и за любыми другими событиями общест­венно-политической практики, находятся чьи-либо потребности, ин­тересы как базовые социальные ценности.


Метод движения от абстрактного к конкретному, и наоборот, по­могает общее разделять на частности, а частности соединять в общие правила, установки, институты, модели.

Науке муниципального права присущи формально-логический, системно-структурный, функциональный, нормативно­

интерпретационный методы, метод сравнительного правоведения и др.

К источникам науки муниципального права следует отнести нор­мативные, судебные, теоретические источники, социологические ис­следования, муниципальную практику.

Вопросы для самоконтроля

  1. Понятие муниципального права и его особенности как комплексной отрасли права.

  2. Источники муниципального права.

  3. Особенности устава муниципального образования как ис­точника муниципального права.

  4. Наука муниципального права.


Тема 2. ТЕОРИИ И СИСТЕМЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ


Основные научные концепции местного самоуправления. В настоящее время в научной литературе дискуссионным является во­прос о том, какая модель местного самоуправления закреплена в Кон­ституции РФ и реализуется на практике. По мнению Н.Л. Пешина, в современной науке муниципального права нет однозначного подхода к вопросу о том, на основе какой теории строится местное самоуправ­ление в Российской Федерации, хотя этот вопрос имеет важнейшее значение для построения оптимальной модели взаимоотношений го­сударственной власти и местного самоуправления, поскольку в осно­ве любой теории местного самоуправления лежит оценка взаимосвязи местного самоуправления с государственной властью.X

Как отмечает А.Н. Дементьев,XI в научных кругах и среди спе­циалистов-практиков весьма распространено мнение об изначальной «дефектности», ошибочности модели местного самоуправления, за­крепленной в некоторых положениях Конституции Российской Феде­рации 1993 года.

Исторически сложилось несколько теорий местного самоуправ­ления, лежащих в основе организации власти на местах и по-разному трактующих существо института местного самоуправления, особен­ности его взаимоотношения с государством.

Среди основных теорий местного самоуправления следует вы­делить теорию свободной общины, общественную и государст­венную теории. Появление теории свободной общины относят к концу XVIII - началу XIX вв. В числе ее создателей - представители французской и бельгийской правовых школ - Турэ, Токвиль, Гербер и др. Л.А. Велихов, излагая существо теории свободной общины, пола­гал, что она возникла в XIX в. как реакция чиновному управлению.XII

В основе этой теории лежат идеи естественного права. Ее сущ­ность отражена в формуле «Община имеет право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование по своей приро­де». Самостоятельность и независимость общины от государства свя-

заны с самой природой общины, которая исторически предшествова­ла государству. Эту характерную черту общины выделял Г. Еллинек.
XIII

Теория свободной общины должна была обосновать само­стоятельность общинной жизни, основываясь на положении о местном самоуправлении как о естественном праве общин. Имен­но поэтому право государства на вмешательство в дела общины должно быть ограничено. Теория свободной общины обращала вни­мание на наличие у местных общин особых интересов, негосударст­венных по природе. Для реализации этих интересов общины вправе формировать собственные органы управления, не имеющие статуса государственных. Органы государственной власти не должны вмеши­ваться в собственную компетенцию общин, а вправе только следить за тем, чтобы общины не выходили за пределы дозволенного.

Некоторые принципы теории свободной общины реализованы в практике местного самоуправления государств англосаксонской сис­темы права.

Особенностью этой теории является признание существования не только трех традиционных ветвей власти - исполнительной, законода­тельной и судебной, но и четвертой - муниципальной власти. Но то­гда возникает вопрос - муниципальная власть - это ветвь государст­венной власти или это самостоятельная власть, независимая от госу­дарства?

В группу общественных теорий местного самоуправления входит хозяйственная (общественная) теория местного само­управления. Основателями общественной теории являлись О. Ресс­лер, Р. Моль. В России она разрабатывалась В.Н. Лешковым,XIV А.И. Васильчиковым.XV Л.А. Велихов считал, что теория базируется не только на том, что признает общину самостоятельным субъектом прав, но и на том, что выделяет в качестве особого предмета содержа­ние коммунальной деятельности. Он указывал: «Цели и задачи дея­тельности общины являются сугубо хозяйственными, а не государст­венными. В рамках этой теории самоуправляющиеся единицы ото­ждествляются одними авторами с частными союзами и корпорация­ми, учеными и благотворительными обществами, даже с промышлен­ными компаниями, другие относят общинную деятельность к пуб­лично-правовым, но не государственным делам».
XVI

Согласно общественной теории самоуправление - это, в пер­вую очередь, заведование местными хозяйственными делами. Дела хозяйственного характера должны выполняться общиной без вмеша­тельства государства. В разделении государственных дел и дел мест­ного значения находится основание для самостоятельности местного самоуправления. Самоуправление нацелено на выявление и решение дел не государственного управления, а собственных дел местных об­щин - это в первую очередь вопросы хозяйственно-бытовые. К этим вопросам государство безразлично и не имеет собственного общего­сударственного интереса.

Н.М. Коркунов так определял содержание этой теории: «Общест­венная» теория видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои собственные интересы и в со­хранении за правительственными органами заведования одними толь­ко государственными делами. «Общественная» теория исходит, сле­довательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, требуя, чтобы общество и государство ведали только своими собственными интересами».XVII

Государственная теория местного самоуправления была раз­работана Рудольфом Гнейстом и Лоренцем Штейном в середине XIX в. В дореволюционной России она активно разрабатывалась А.Д. Гра- довским,XVIII XIX В.П. Безобразовым,11 Н.И. Лазаревским.XX Сущность дан­ной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция не является какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. Местное самоуправление осуществляет задачи госу­дарственного управления, возложенные на местное сообщество. Это децентрализованное государственное управление.

Согласно этой теории местное самоуправление имеет своим ис­точником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основании закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государст­вом.

Государственная теория представляет местное самоуправление как вид государственной деятельности, когда на органы самоуправле­ния возлагаются государственные задачи, среди которых и решение вопросов местной жизни. Таким образом, согласно государственной теории местное самоуправление есть форма вовлечения общин и каж­дого его члена в государственную деятельность. Однако специфика органов местного самоуправления заключается в том, что они форми­руются местными общинами и не являются государственными орга­нами. Л. Штейн видел особость местного самоуправления в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы есть самостоя­тельные субъекты права, вступающие с государством в юридические отношения. Именно это обстоятельство отличает органы местного самоуправления от государственных органов, которые действуют от имени и в интересах государства, не имея каких-либо иных, отличных от государственных собственных интересов.