Файл: Лекция Функции местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. ИСТОРИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Самоуправление в России до 1917 года. Гиперцентрализация была постоянным спутником российского государства, и хотя в Рос­сии местное самоуправление имеет давнюю историю, оно всегда соз­давалось государством и отражало сословную структуру общества. Однако одновременно в России всегда существовала «демократия ма­лых пространств».

Исконной формой территориального самоуправления Древней Руси являлось самоуправление в соседских общинах-вервях. Вервь объединяла несколько семей одного племени. Вервь была носитель­ницей обычно-правового уклада отношений, низовой судебно­административной единицей, входящей в состав более широкого тер­риториального объединения - волости-земли. Волость тяготела к оп­ределенному стольному городу. Главный способ самоуправления в названных территориальных общинах - вечевая демократия. Вече - собрание (сход) жителей.

Примером развитости вечевой демократии может служить Великий Новгород, вплоть до его упадка, и Псков. Самоуправление этих двух феодальных республик представляло собой систему, по­строенную на сочетании непосредственной и представительной демо­кратии, разделении функций и состоящую из сообщества граждан и формируемых ими органов. Территория Новгорода делилась на пять концов. Концы делились на улицы. В рамках военной организации Новгород составлял вооруженный полк - тысячу под командованием тысяцкого. Тысяча делилась на сотни: по две на каждый конец. Жите­ли соответствующих территорий избирали улицких, кончанских ста­рост, сотских. В качестве общегородских органов управления высту­пали вече, совет господ, князь, посадник, тысяцкий. Наиболее важные вопросы городской жизни, такие, как постановление законов, призва­ние, изгнание князя, заключение с ним договора-ряда, избрание по­садника, тысяцкого, вопросы войны и мира, мобилизация народного ополчения, обустройство территорий, решались на вече. Однако вы­носимые на вече решения надо было готовить, а после принятия обеспечивать их осуществление. Эту задачу выполнял городской со­вет господ как подготовительный и распорядительный орган. В его состав входили княжеский наместник, посадник, тысяцкий, старосты, сотские, старые посадники, тысяцкие. Текущее управление осуществ­лялось посадником, тысяцким, князем, старостами.


Как форма народовластия вече сохранялось в Новгороде, Пскове, Вятской земле до конца XV века, постепенно превратившись из ор­гана прямой демократии в орган представительной власти.

Наиболее распространенными формами местного самоуправ­ления в России средних веков являлись самоуправляющаяся город­ская слобода и крестьянское общинное самоуправление.

Дальнейшее развитие самоуправления на Руси было остановлено процессом централизации государственной власти. По мере склады­вания Московского государства шло усиление центральной вла­сти, в том числе за счет ослабления местного самоуправления. Но централизация управления, не подкрепленная самодеятельностью на­селения, обнаруживала свою неэффективность. Реформы середины XVI в. царя Ивана IV имели целью устранить систему кормлений (содержание за счет населения управителей на местах). Намест­ников, волостелей, назначаемых центральной властью, заменило в посадах, станах, волостях, уездах губное, а позднее и земское само­управление.

Губное управление, как отмечал В. О. Ключевский, образовывало в уездах сложную сеть руководящих и подчиненных полицейских ор­ганов. Губное самоуправление стало оплотом дворянства. Во главе их стояли губные старосты, избиравшиеся на всесословном уездном съезде, но только из служилых людей, по одному или по два на уезд. Они вели дела вместе с губными целовальниками, которых выбирали из своей среды одни тяглые люди, посадские и сельские. Старостам подчинены были сотские, пятидесятские и десятские, выбиравшиеся по сотням, полусотням и десяткам, полицейским участкам, на кото­рые делились по числу дворов губные округа. Перечисленные долж­ностные лица и составили наряду с иными чиновниками так называе­мые губные избы. В ведении губного управления находилась уголов­ная и тюремная политика уездов.

Основным принципом формирования губных учреждений был принцип выборности представителей от местных сообществ. Хотя на практике губного старосту могли назначить приказом. Сменить его было невозможно, и отсутствовал действенный механизм контроля.


Земская реформа Ивана Грозного способствовала развитию крестьянского общинного самоуправления. Институт наместничест­ва был заменен выборными земскими учреждениями. Земская рефор­ма предусматривала возможность осуществления местного само­управления непосредственно путем проведения сходов, на которых крестьянские общины выбирали должностных лиц.

В ведении земских изб, образуемых в городах, волостях, находи­лись сбор налогов, другие денежные вопросы, хозяйственные и су­дебные дела. В последнем случае их компетенция пересекалась с компетенцией губных изб. Земская изба состояла из земского старос­ты, земского дьяка и целовальников, избиравшихся из зажиточных посадских людей и государственных (черносошных) крестьян на один - два года или на неопределенный срок. Избирали указанных лиц тяг­лое население, посадские люди, крестьяне. В число избирателей не входили служилые люди, не находившиеся под властью земских изб. Земские избы содержались на деньги местного населения. В их веде­нии находились суд, полиция, управление населением и сбор податей.

Большинство функций губных, земских изб носило общегосу­дарственный характер. Сущность такого самоуправления заклю­чалась не столько в праве обществ ведать свои местные земские дела, сколько в обязанности исполнять общегосударственные по­ручения, выбирать из своей среды ответственных исполнителей «к государеву делу». Земская реформа позволила перестроить ме­стное самоуправление на сословно-представительных началах и значительно усилила централизацию власти.

В XVII веке губное, земское самоуправление было либо заменено воеводско-приказным управлением (сосредоточение власти на местах в руках назначаемых центральной властью воевод), либо преврати­лось в его придаток. Все воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и подчинялись тому приказу, в ведении которого находился город с уездом. Подобная централизация компенсировалась включением в сферу публичного управления форм дворянского самоуправления. Так, в уездах при воеводах формирова­лись путем выборов дворянские советы. С ними воеводы обязаны бы­ли согласовывать свои действия.

Преобразования местного управления были предприняты Пет­ром I. Им, в частности, была изменена территориальная организация государства (указы 1708 и 1714 гг.), что предопределило перестройку управления на местах. Страна была разделена на губернии (вначале на восемь, позднее на 10, еще позднее на 11). Число губерний росло и в дальнейшем. Екатерина II, например, в 1775 году разделила страну на 50 губерний, каждую числом 300 - 400 тыс. жителей.


Губернии делились на провинции, провинции - на дистрикты. Во главе губерний стояли назначаемые царем губернаторы. Губернаторы осуществляли гражданское управление, командование войсками, рас­квартированными на территории губернии, полицейские, судебные функции. При губернаторах формировались ландраты (8 - 12 чело­век). Ландраты избирались местными дворянами из своей среды. Гу­бернаторы должны были решать вопросы собственной компетенции коллегиально, опираясь на ландраты. Провинции управлялись воево­дами (комендантами), подчинявшимися губернаторам. Во главе дист­риктов стояли земские комиссары, подчинявшиеся земским камери- рам - ведавшим финансами провинции чиновникам, а в конечном итоге - воеводам.

В 1720 году Петр I учреждает в городах выборные магистраты, подчиненные главному магистрату, созданному в Санкт-Петербурге, а по финансовым делам - Камер-коллегии. Таким образом, в магист­ратскую систему был введен элемент соподчинения органов само­управления разного уровня. Магистраты заведовали хозяйством горо­дов, полицейскими делами, уголовным и гражданским судом, финан­совыми, хозяйственными вопросами, народным образованием. Они действовали как коллегиальные учреждения, состоявшие из прези­дента, бурмистров и ратманов (советников). Указанные должностные лица избирались жителями на сходах, а затем их утверждал главный магистрат. Однако члены магистратов иногда назначались царскими и сенатскими указами. Магистратам подчинялись гильдии и цехи. Ма­гистраты несли на себе печать сословного начала.

Позднее, при Петре II, главный магистрат был упразднен.

Екатерина II утвердила 21 апреля 1785 года Грамоту на права и выгоды городам Российской империи («Жалованная грамота горо­дам»). В Грамоте в качестве особой юридической личности выделено «общество градское» как объединение городских обывателей незави­симо от их сословной принадлежности. Городским властям предпи­сывалось вести учет горожан, для чего составлять городскую обыва­тельскую книгу. Городское население делилось на шесть разрядов. Город имел свой герб и печать. Градское общество наделялось правом обладать движимым и недвижимым имуществом, собственной каз­ной, наполнявшейся за счет самообложения горожан, доходов с не­движимого имущества, отчислений процентов от питейных заведе­ний, иных доходов.

В управлении городом определенные права получило собрание городских обывателей. Собрание составлялось из депутатов от каж­дого из шести разрядов населения. Оно должно было собираться каж­дые три года в зимнее время по приказанию и дозволению генерал- губернатора или губернатора для проведения выборов городских ор­ганов (городского головы, старост, бургомистров и ратманов город­ских магистратов и др.), для выслушивания предложений генерал- губернатора или губернатора, принятия представлений губернатору о своих общественных нуждах и пользах, поверке обывательской кни­ги. Собрание избирало из своего состава общую городскую думу как представительный орган города в составе городского главы и гласных от каждого из шести разрядов. Общая городская дума созывалась по мере необходимости и избирала из состава своих гласных шестиглас­ную думу как орган текущего представительного правления (собира­лась не реже одного раза в неделю). В городах также действовали ма­гистраты или ратуши, выполнявшие судебные функции. Органы го­родского самоуправления действовали под контролем государствен­ных органов.


Таким образом, городское самоуправление при Екатерине II, с одной стороны, было основано на сословном делении, с другой стороны, на стремлении объединить эти сословия общим делом.

При Екатерине II получает развитие дворянское самоуправление. Дворянство активно использовалось центральной властью как опора в управлении на местах. В 1785 году была издана «Жалованная грамота дворянству», дающая дворянству право создавать дворянские обще­ства и собрания. По разрешению губернатора дворяне могли один раз в три года созывать губернское дворянское собрание (также и уезд­ное). Они избирали двух кандидатов, из которых губернатор назначал губернского предводителя дворянства. Помимо руководства деятель­ностью дворянского собрания со временем они стали вести дела об опеке, раскладке рекрутской повинности и др.

При Екатерине II система местного самоуправления развива­лась на сословных началах и, несмотря на наличие некоторых вы­борных органов и должностей, включалась в достаточно сильный аппарат государственного управления.

Павел I упразднил Жалованную грамоту. При нем усилилась цен­трализация власти.

В 1838 году в условиях усиливающихся волнений крестьян Ни­колай I предпринял реформирование органов самоуправления госу­дарственных крестьян. В волостях, включающих сельские общества государственных крестьян и свободных хлебопашцев, учреждались волостной сход, волостное правление, волостная расправа. Волостной сход состоял из выборных представителей от сельских общин волос­ти, которые избирались по одному на 20 дворов. В правление входили волостной голова и два заседателя: по полицейским и хозяйственным делам. Волостной голова избирался волостным сходом на три года. Сельские общества учреждались в больших казенных селениях. Их органами являлись: сельский сход, куда входило по одному человеку от 10 дворов, сельское начальство - старшины, сотские, десятские, смотрители магазинов, сборщики податей и сельская расправа. Сель­ские старосты и волостные головы утверждались Палатой государст­венных имуществ с разрешения начальника губернии: волостной го­лова - по представлению окружного начальника, а сельский староста - по представлению волостного правления. Ряд вопросов жизни сель­ской общины обсуждались на "мире" - общем собрании крестьян - хозяев изб.