Файл: Вариант 1 Раскройте понятия анатомия, физиология и гигиена, их классификацию. Перечислите и охарактеризуйте цели и задачи дисциплин..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Г) Покажите на плакате проекцию лимфатических узлов на поверхность тела человека.

Лимфатические узлы на теле и внутри него располагаются по одному или группами, причем находятся в самых важных анатомических частях. Лимфоузлы имеют розоватый цвет, они мягкие, но в тоже время упругие на ощупь. Форма их, как правило, почковидная, однако у пожилых и стариков часто лентовидная или сегментовидная за счет слияния узлов, лежащих рядом.




Задание 58

1. Раскройте понятие «нейрогуморальный механизм регуляции».

2. Охарактеризуйте влияние вегетативной нервной системы на работу сердца и кровеносных сосудов.

3. Назовите гормоны и химические вещества, влияющие на работу сердца.

4. Приведите примеры рефлексов, изменяющих работу сердца.

Задание: раскройте механизм регуляции работы сердца и тонуса сосудов.

А) Раскройте понятие «нейрогуморальный механизм регуляции».

Нейрогумора́льная регуля́ция (от греч.neuron, нерв + лат.humor, жидкость) — одна из форм физиологической регуляции в организме человека и животных, при которой нервные импульсы и переносимые кровью и лимфой вещества (метаболиты, гормоны, а также другие нейромедиаторы) принимают совместное участие в едином регуляторном процессе.

Б) Охарактеризуйте влияние вегетативной нервной системы на работу сердца и кровеносных сосудов.

Деятельность сердца регулируется двумя парами нервов - блуждающими и симпатическими. Блуждающие нервы берут начало в продолговатом мозге, а симпатические нервы отходят от шейного симпатического узла. Блуждающие нервы тормозят сердечную деятельность под влиянием передающихся по ним импульсов, урежается ритм и уменьшается сила сердечных сокращений. Под влиянием импульсов, поступающих к сердцу по симпатическим нервам, учащается ритм сердечной деятельности и усиливается каждое сердечное сокращение. Ритм и сила сердечных сокращений меняются в зависимости от эмоционального состояния человека, характера выполняемой им работы. 


Пример: Известно, что боль вызывает учащение сердечных сокращений. Если ребенку при лечении делали уколы, то у него только вид белого халата условнорефлекторно будет вызывать частое сердцебиение. Об этом же свидетельствует изменение сердечной деятельности у спортсменов перед стартом, у учащихся и студентов перед экзаменами.
  Состояние человека влияет и на кровеносные сосуды, меняет их просвет. Изменение просвета кровеносных сосудов происходит под влиянием импульсов, передающихся на стенки сосудов по симпатическим сосудосуживающим нервам. При страхе, физическом напряжении из-за изменения просвета кровеносных сосудов человек бледнеет или краснеет.
В) Назовите гормоны и химические вещества, влияющие на работу сердца.

  Большинство компонентов крови, в том числе гормоны, электролиты, другие биологически активные вещества влияют на работу сердца наиболее древним – гуморальным, способом. Положительное действие оказывают гормоны – адреналин (гормон мозгового вещества надпочечников) на стимуляцию болевых рецепторов, глюкагон (гормон поджелудочной железы), кортикостероиды (гормоны коркового вещества надпочечников), тироксин, трийодтиронин (гормоны щитовидной железы), а также кинины и простогландины (усиливается частота и сила сердцебиения). 

Из соединений, гуморальным путем влияющих на сердце, нужно упомянуть еще ионы кальция и калия. Увеличение в среде, омывающий сердце, концентрации солей кальция действует сходно с возбуждением симпатического нерва, тогда как действие солей калия сходно с действием возбуждения блуждающего нерва. При поражении коры надпочечников, при очень значительном гемолизе, например после введения несовместимой крови, после ожогов и в поздних фазах нарушения деятельности почек (анурия) концентрация в плазме крови калия может настолько увеличиться, что это вызывает нарушение сердечной деятельности.
Г) Приведите примеры рефлексов, изменяющих работу сердца.

Глазосердечный рефлекс Ашнера-Данини - урежение сердцебиений при надавливании на глазные яблоки.

Рефлекторное учащение и усиление сердечной деятельности на­блюдаются при болевых раздражениях и эмоциональных состояниях: ярости, гневе, радости, а также при мышечной работе.

Известно, что боль вызывает учащение сердечных сокращений. Если ребенку при лечении делали уколы, то у него только вид белого халата условнорефлекторно будет вызывать частое сердцебиение. Об этом же свидетельствует изменение сердечной деятельности у спортсменов перед стартом, у учащихся и студентов перед экзаменами.

У человека наблюдается рефлекторная остановка сердца при ударе по передней брюшной стенке. 
Задание 59.

1. Раскройте значение дыхания для организма.

2. Перечислите этапы дыхания и дайте краткую характеристику.

3. Объясните механизм вдоха и выдоха.

4. На плакате покажите проекцию органов дыхания на поверхность тела человека.

Задание: раскройте значение дыхания для человека и его этапы.

А) Раскройте значение дыхания для организма.

В организме человека и животных запасы кислорода ограничены, поэтому организм нуждается в непрерывном поступлении кислорода из окружающей среды. Также постоянно, и непрерывно из организма должен удаляться углекислый газ, который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах является токсичным соединением.

Дыхание - сложный непрерывный процесс, в результате которого постоянно обновляется газовый состав крови и происходит биологическое окисление в тканях.

Нормальное функционирование организма человека возможно только при условии пополнения энергией, которая непрерывно расходуется. Организм получает энергию за счет окисления органических веществ - белков, жиров, углеводов. При этом освобождается скрытая химическая энергия, которая является источником жизнедеятельности, развития и роста организма. Таким образом, значение дыхания состоит в поддержании в организме оптимального уровня окислительно-восстановительных процессов.

Дыхательная система содержит голосовой аппарат (гортань). Кора головного мозга обеспечивает выполнение дыхательных движений, необходимых для речи, пения.

Б) Перечислите этапы дыхания и дайте краткую характеристику.

В процессе дыхания различают несколько этапов:

  1. Лёгочная вентиляция (обмен газов между органами дыхания и внешней средой вследствие ритмичных дыхательных движений грудной клетки).

  2. газообмен в легких (между альвеолярным воздухом и кровью легочных капилляров)

  3. перенос газов кровью (перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким)

  4. обмен газов в тканях (между тканями и притекающей к ним артериальной кровью)

  5. клеточное дыхание (потребление клетками кислорода и выделение углекислоты).


Этап дыхания, заключающийся в обмене газов между внешней средой и органами дыхания, получил название внешнего дыхания. Помимо внешнего дыхания, различают и внутреннее дыхание - обмен газов между тканями и кровью.

1-я и 2-я стадии называются легочным дыханием (внешним), 4-я и 5-я стадии – тканевое дыхание (внутреннее).
В) Объясните механизм вдоха и выдоха.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его для окисления органических веществ с высвобождением энергии и выделением углекислого газа в окружающую среду. 

Дыхательный цикл складывается из трех фаз:

1) фазы вдоха

2) фазы выдоха

3) дыхательной паузы (непостоянный компонент).

Тип дыхания зависит от мышц, поэтому выделяют:

1) грудной. 2) брюшной3) смешанный

Вдох (инспирация)

При поступлении импульсов из центра дыхания наружные межреберные мышцы сокращаются, грудная клетка расширяется, диафрагма опускается. Грудная полость увеличивается в объеме, давление в ней понижается, легкие расширяются и воздух засасывается в них — происходит акт вдоха.

Выдох (экспирация).

В конце вдоха мышцы инспираторы (межрёберные мышцы и диафрагма) расслабляются, грудная клетка в силу своей тяжести и эластичности возвращается к исходному положению, диафрагма поддается вперед и ее купол становится выпуклым в грудную полость под действием  брюшных органов. Грудная полость уменьшается в объеме, из легких выжимается воздух, происходит выдох. 
Г) На плакате покажите проекцию органов дыхания на поверхность тела человека.

Обмен газами между кровью и воздухом осуществляется дыхательной системой, включающей воздухоносные пути и легкие.


Задание 60.

1. Дайте определение «дыхание».

2. На плакате покажите органы дыхания, назовите их.

3. Перечислите особенности строения органов дыхания.

Задание: раскройте особенности строения органов дыхания.


А) Дайте определение «дыхание»

Дыха́ние – это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода.

Б) На плакате покажите органы дыхания, назовите их.

Это специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.



В) Перечислите особенности строения органов дыхания.



Задание 61.

1. Раскройте понятие « жизненная емкость легких», «минутный объем дыхания».

2. Перечислите дыхательные объемы образующие жизненную емкость легких и дайте им характеристику.

3. Определите факторы, влияющие на ЖЕЛ.

4. Перечислите факторы определяющие величину минутного объема легких.

Задание: раскройте понятия ЖЕЛ и МОД.

А) Раскройте понятие « жизненная емкость легких», «минутный объем дыхания».

ЖЕЛ – максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ яв-ся одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания.