Файл: Учебное пособие Основы менеджмента практикум.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Осуществляется графическое изображение кривой акцентов.

Пример графического изображения кривой акцентов представлен на рисунке 4.5.

В процессе принятия управленческих решений следует сделать акцент на факторах, которым соответствуют точки, расположенные выше линии среднего значения балльных оценок факторов; уделять меньшее внимание факторам, которым соответствуют точки, находящиеся ниже данной линии; не терять время на те, что попали на ось с нулевым значением балльных оценок.

Студенты должны перечислить факторы, на которые необходимо обратить особое внимание в процессе принятия управленческих решений (сделать акцент).


m
m/2

0 1 2 3 4 . . . n
где m – наивысшая оценка в шкале балльных оценок факторов (оценка, характеризующая приоритетность фактора);

m/2 – средняя оценка в шкале балльных оценок факторов;

n – количество факторов в масштабе проблеме.

Рис. 4.5. Кривая акцентов
Содержание отчёта по лабораторной работе:

а) цель работы;

б) содержание проблемной ситуации;

в) анализ проблемы по методике;

г) выводы по проделанной работе /2/.

Лабораторная работа № 5

Тема. Информационное обеспечение менеджмента. Коммуникационные процессы.

Цель лабораторной работы: формирование представления об информационной системе менеджмента; видах коммуникационных средств, используемых для представления информации о предприятии и системе менеджмента; приобретение навыков анализа официальной информации, представленной на сайтах компаний (предприятий) в системе Интернет; приобретение навыков и практического опыта составления аналитической справки по предприятию.
Общие положения

В современных условиях важной сферой является информационное обеспечение менеджмента. Содержанием этой области является формирование системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений и создание комплексной системы информации о предприятии, позволяющей сформировать представление об истории и деятельности предприятия, его положении, о характере производственной деятельности, миссии и стратегических приоритетах, существующей организационной культуре и системе ценностей. Одним из современных средств коммуникации является система Интернет, позволяющая получить ряд важнейших данных о предприятии.

Типологию представления предприятия в Internet можно представить в эволюционном плане, исходя из простейшего присутствия, используя Web, чтобы заявить о своем существовании на рынке, создав визитную карточку, в зависимости от стратегии бизнеса эволюционируя и меняя интерпретацию предприятия и бизнеса в Сети (типология представлена на рисунке). Очевидно, что при использовании простейшей модели «Web маркетинг» присутствие предприятия в Internet ограничивается границами собственной информационной системы, внутренняя информационная система не интегрирует с Сетью, и вся работа с клиентом /потенциальными клиентами осуществляется off-line. Организация e-business предполагает, что все внешние и внутренние отношения предприятия осуществляются on-line. И, следовательно, все необходимые детали, а именно, начиная с представления всего списка продукции и его модификации, со всеми возможными дополнениями и корректировками и заканчивая бланком заказа, контролем наличия на складе, анализом запроса, согласованием сроков поставки, т.е. все процедуры логистики управления заказом, организации производства продукции представляют собой интегрированную систему, все элементы которой реагируют без ожидания и сбоев (иначе клиент уйдет без покупки). Внутренняя система организации управления соответствует уже знакомой модели производства и управления just-in-time, между тем бизнес в Internet открывает внешние входы в систему, делая систему прозрачной, так что клиент видит прохождение заказа, может контролировать склад и сроки поставки. В России разработан проект электронной торговой площадки – система слежения за вагонами, клиент системы имеет прямой доступ к системе и, задав номер вагона, отслеживает его прохождение до станции назначения и все процедуры и операции по отправке, разгрузке, маневрам.




Рис. 4.6. Типология присутствия предприятия в Интернет

Содержание и порядок выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа включает выполнение двух заданий:

1) формирование информационной справки предприятия на основе информации, размещенной на его сайте в сети Интернет;

2) сравнение сайта предприятия и его наполнения с сайтом предприятия-конкурента.
Задание 1

  1. Каждый студент должен с помощью Интернет найти сайт предприятия и изучить информацию, представленную на сайте. В этих целях сформируйте запрос в поисковой системе.

  2. Составьте информационную справку о предприятии по следующей схеме:

  • Общие сведения (наименование, регион регистрации, адрес, реквизиты контактов)

  • Вид производственной деятельности

  • Отраслевая принадлежность

  • Характер собственности

  • Правовое положение

  • История образования

  1. Определите по типологии, используя рисунок 4.6, характер присутствия предприятия в сети Интернет.

  2. Классифицируйте информацию представленную на сайте:

    1. Выделите информацию, характеризующую систему менеджмента, перечислите ее.

    2. Выделите информацию, характеризующую производственную деятельность предприятия.

    3. Выделите информацию, характеризующую место предприятия в отраслевой структуре.

    4. Выделите информацию маркетингового характера.

    5. Выделите информацию, характеризующую миссию и стратегию предприятия, а также стратегию управления персоналом.

    6. Выделите информацию, предназначенную для партнеров и клиентов /2/.


Задание 2
С помощью сети Интернет найдите сайт предприятия, которое выступает конкурентом по отношению к предприятию, рассмотренному Вами в задании 1.

Необходимо сравнить представление информации двух предприятий на сайтах в сети Интернет, используя такие критерии, как оформление сайта, полнота информации, ассортимент продукции, рекламные акции (мероприятия), возможность заказа через Интернет, структура сайта, удобство поиска информации и др. В зависимости от сферы деятельности выбранных для анализа предприятий студенты могут дополнить перечень предложенных критериев. Результаты сравнительного анализа предлагается оформить в табл. 4.10

Таблица 4.10

Критерий

сравнения

Предприятие 1

Предприятие 2

Характеристика


Балл
1 2 3 4 5

Характеристика

Балл
1 2 3 4 5














































































На основании проведенного сравнительного анализа необходимо сделать выводы о привлекательности сайта одного из предприятий и возможности его рассмотрения как элемента оценки конкурентоспособности предприятия. Сайт какого предприятия для Вас как потенциального клиента является наиболее удобным в использовании и поиске информации? Какому предприятию Вы отдадите предпочтение и почему?
Оформление отчета по лабораторной работе

Составьте отчет по лабораторной работе, включающий выполнение заданий 1 и 2, обоснуйте результаты работы, сформулируйте выводы и сдайте отчет преподавателю.
Лабораторная работа № 6

Тема. Совершенствование организационной структуры предприятия

Цель работы: определение основных направлений совершенствования организационной структуры предприятия на основе изучения и сравнительного анализа существующего и предлагаемого консультантами вариантов структур.

Общие положения.

Организационная структура – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отношения между элементами организационной структуры поддерживаются посредством связей, которые делятся на вертикальные и горизонтальные.

С понятием организационной структуры тесно связаны такие понятия, как полномочия, ответственность, делегирование, власть. Характеристиками организационной структуры являются сложность, формализация, централизация.

Подробнее с теоретическими положениями по теме «Организационная структура управления предприятием» можно ознакомиться в учебном пособии «Основы менеджмента», авторы И.Л. Борисенко, И.В. Каблашова, И.В. Логунова. Воронеж: ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», 2009 (глава 8, стр. 125).

Ситуация для анализа

Предлагаемое для анализа предприятие является открытым акционерным обществом и относится к электротехнической промышленности. Оно производит светотехническое оборудование для автомобильной промышленности. Численность персонала предприятия на конец предыдущего года составляла 4029 чел. Схема организационной структуры предприятия, действовавшей на конец того же года, и схема организационной структуры, предложенной консультантами, находятся у преподавателя.

Содержание и порядок выполнения работы.

1. Рассмотрите схемы существующей и предлагаемой организационных структур предприятия и заполните таблицу 4.11.


Таблица 4.11

Распределение подразделений предприятия между руководителями высшего уровня управления (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)

Номер

Наименование должностей руководителей (директор и его заместители)

Наименование и количество непосредственно подчиненных им подразделений

Наименование должностей руководителей (директор и его заместители) и работников

Наименование и количество непосредственно подчиненных им подразделений и работников




Существующий вариант структуры

Предлагаемый вариант структуры

1


























































Всего














При заполнении таблицы 4.11 следует обратить внимание на то, что необходимо указать наименования должностей руководителей (директора и его заместителей) и наименования и количество подчиненных им подразделений и работников. Для расшифровки аббревиатуры отделов предприятия рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет.

2. Необходимо составить функциональное распределение подразделений предприятия в существующем и предлагаемом консультантами вариантах структур (табл. 4.12), при этом рекомендуется учитывать следующее:

строка 1 «Управление предприятием» включает в себя руководителей всех уровней управления, показанных на схеме отдельно;

строка 2 «Маркетинг и продажи (сбыт)» включает в себя функции, связанные с закупками и поставками;

Таблица 4.12

Функциональное распределение подразделений предприятия (сравнение существующего и предлагаемого вариантов структур)