Файл: Учебное пособие Основы менеджмента практикум.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
достаточно. Современным компаниям приходится заботиться о том, чтобы отличаться от других. Нужно, чтобы клиент, думая о получении услуг, сразу вспоминал фирму.

Разница между старой и новой моделями заключается в установке на попечительство и заботе о потребителях, в ориентации на определенные отношения, а не на агрегированные демографические показатели. От традиционных форм сбыта корпорации зачастую отказываются в пользу управления отношениями с клиентами. Информация на многих рынках легкодоступна, потому что эти рынки глобальны. Компании ведущих в экономическом отношении стран подняли стандарты обслуживания, а политические режимы прошли через процесс либерализации. Все меньше мест, где могут найти убежище компании, склонные эксплуатировать клиентов или вести себя с ними как с одноразовыми потребителями товаров, работ и услуг, которых компания больше никогда не встретит.

  1. Динамизм участия. Цели компаний и трудности на пути их достижения постоянно меняются. Любая жесткая организационная структура, вполне пригодная для сегодняшних нужд, не выдерживает испытаний завтрашнего дня. Новая модель управления предполагает создание организации, способной изменяться в соответствии с требованиями времени. Должна возникнуть так называемая подвижная организация, в которой отношения постоянно меняются, но уровень вовлеченности, участия остается неизменно высоким. В литературных источниках данную характеристику модели управления называют динамизмом участия. Прежде всего, она говорит о значимости ценностей. Люди могут достичь поразительных результатов, если верят, что их цель очень важна, и если ее достижение гармонирует с их представлениями о себе и о том, чего они хотят от жизни. Динамизм участия требует, чтобы политика компании была подчинена определенным ценностям. Такой ориентации обычно способствует чувство долга. Ценности направляют наши действия именно потому, что это наши ценности.

  2. Для модели лидерства из середины очень важна идея о том, что к будущему следует готовиться; в будущем произойдет не встречавшееся в прошлом.

Имеется утверждение, что любая попытка экстраполировать прошлое в будущее обречена на провал. Менеджерам необходимо воспитывать в себе пытливость, проницательность и способность учиться. Модная сегодня процедура перестройки производственных и организационных процессов рас
сматривается как метод разрешения проблем, который был пригоден прежде и работает еще и сегодня, но это не метод для будущего. В нашем новом мире будущее нужно придумать и изобрести, а не готовить адекватную защиту.

  1. Роль обучения. Как и в случае с динамизмом участия, главное на личном и организационном уровне - иметь вкус к идеям и информации. Обучение оказывается ценностью само по себе, и новая модель выделяет несколько его аспектов: усвоение новой информации, овладение навыками, методами и технологиями, накопление технического опыта и здравого смысла. Только с помощью обучения новая модель управления может стать влиятельной и породить корпорации, способные к самообновлению. Обучение выше, чем просто профессиональная подготовка; это - ценности и установки. В книге «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге выделяет следующие четыре дисциплины: интеллектуальные модели, совместное видение, групповое обучение, личное совершенствование - и вводит пятую дисциплину, системное мышление, которое связывает воедино все актуальные. Конкурентное превосходство достается более способным к обучению организациям, которые будут практиковать эти дисциплины в своей повседневной деятельности. Лидерство из середины требует неустанного внимания к обучению и совершенствованию своих способностей учиться.

  2. Интеграция частной и производственной жизни. Рассмотренные выше элементы новой модели управления требуют, чтобы люди проявляли себя на работе и делали это со всей душой. В новой модели считается важным, чтобы менеджеры и рабочие были цельными, сложившимися личностями. В старой модели служащие с готовностью поступались частью своей индивидуальности в обмен на обещание компании заботиться о них. В современном мире такого рода лояльность является исключением. Постоянные преобразования и совершенствование осуществимы, если корпорации способны иметь дело с очень разными модами. Результатом личностных различий является богатство и многообразие знаний. Знания обеспечивают не только конкурентное преимущество, но и осмысленность труда. Сегодня служащим приходится не просто выполнять обычные, рутинные задания, но и проявлять критичность суждений. В старой модели управления мысль и дело были изначально разделены, но лидерство из середины требует их неразрывности. В новой модели управления люди самоценны. У них есть собственные цели и ценности. Совместная работа в корпорации - это путь достижения желаемого. Своеобразие и оригинальность личности заслуживают уважения. Компании, которые в ходе перестройки по недальновидности просто увольняют своих менеджеров с работы, разрушают все возможности великого будущего.


Вопросы для уяснения и закрепления изложенного материала

  1. В чем суть новой модели управления - лидерство из середины?

  2. В чем заключается преобразование менеджеров среднего звена в концепции «лидерство из середины»?

  3. Связь лидерства из середины с сетевыми отношениями.

  4. Три аспекта лидерства из середины.

  5. Чувство собственника по отношению ко всей компании как элемент интеллектуальной модели управления.

  6. Элемент безграничности в новой модели управления.

  7. Элемент новой модели управления «ориентация на клиентов».

  8. Характеристика интеллектуальной модели управления «динамизм участия».

  9. Придуманное будущее в модели лидерства из середины.

10. Роль обучения в интеллектуальной модели управления.

Задание

Тест. Лидерство из середины: новая модель управления.

1. Лидерство из середины роль менеджеров верхнего эшелона:

а) изменяет;

б) не изменяет.

2) В случае лидерства из середины различия между менеджерами верхнего звена и другими - даже не менеджерами, а вообще служащими:

а) не исчезает;

б) почти исчезает;

в) исчезает полностью.

3. Смыслом лидерства из середины является способность направлять ресурсы на создание ценностей:

а) гибко;

б) под влиянием чувства долга и вовлеченности в общее дело;

в) гибко, под влиянием чувства долга и вовлеченности в общее дело.

4. Руководители высшего звена в случае модели лидерства из середины должны:

а) следовать командно-административной системе;

б) отказаться от командно-административной системы;

в) должны освоить стиль «разрешай и направляй»;

г) должны отказаться от командно-административной системы и освоить стиль «разрешай и направляй».

5. В новой модели управления менеджеры высшего уровня:

а) обязаны создать среду, благоприятную для предпринимательского процесса;

б) не обязаны этим заниматься;

в) отвечают за создание культуры обучающейся фирмы;

г) не отвечают за ее создание;


д) функцию контроля определяют смыслом: выражать видение и ключевые ценности фирмы;

е) функцию контроля определяют с позиции командно-административной системы;

ж) важнейшим делом остается подбор кадров и установление формы и величины вознаграждения, направленные:

а) на обеспечение перемен;

б) на поддержание неизменности.

6. Для руководства компаний и лидеров из середины важнейшим делом становится поддержание отношений с поставщиками, заказчиками, кредиторами, акционерами и представителями власти. Смыслом этих отношений становится:

а) господство;

б) эксплуатация;

в) господство и эксплуатация;

г) партнерство;

д) взаимная выгода;

е) партнерство и взаимная выгода /2/.

6. ВОПРОСЫ И ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ
1. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки

  1. Дайте представление о менеджменте, сформулируйте современные тенденции его развития.

  2. Дайте представление о содержании и разделении управленческого труда в организации.

  3. Менеджер в организации, дайте представление о его роли в управлении организацией

  4. Современный менеджер, черты успешного менеджера. Характеристика деловых качеств менеджера.

  5. Дайте представление о сущности системного подхода к управлению организацией.

  6. Сущность и содержание функционального подхода к менеджменту.

  7. Дайте представление о содержании современных подходов к управлению организацией.

  8. История развития менеджмента, дайте представление о научных школах менеджмента.

  9. В чем суть экспериментов, проводимых специалистами научных школ управления и их актуальность для современной практики менеджмента.

  10. Дайте представление о развитии отечественной теории и практики управления.

  11. Дайте представление об основных изменениях в концепциях менеджмента ХХ1 века.

  12. Дайте представление о системе управления организацией.

  13. Дайте представление о целях управления организацией. Иерархия целей управления.

  14. Содержание основных функций управления организацией.





  1. Раскройте содержание функции планирования.

  2. Раскройте содержание функции организации и координирования.

  3. Раскройте содержание функции мотивации.

  4. Раскройте содержание функции контроля.

  5. Сущность и содержание процесса управления организацией.

  6. Организационная структура управления предприятием, основные понятия и элементы.

  7. Бюрократические структуры управления организацией.

  8. Органические структуры управления организацией.

  9. Основные схемы построения организационных структур управления и их классификация.

  10. Гибкие (адаптивные структуры управления организацией.

  11. Тенденции развития организационных структур управления организацией.

  12. Полномочия в организации. Дайте представление о делегировании полномочий.

  13. Что означает децентрализация в управлении, назовите преимущества децентрализации.

  14. Процесс принятия решений в управлении и управленческие решения.

  15. Роль информации и информационного обеспечения в управлении организацией.

  16. Формы мотивации персонала и роль руководителя в этом процессе.


2. Контрольные тесты


  1. С какими из перечисленных наук менеджмент не связан: ____а) психология; б) теоретическая механика; в) экономика; г) физика; д) социология; е) организационное поведение.




  1. В состав управленческих ролей по определению Г. Минцберга включены следующие:

а) межличностные роли; главный руководитель; предприниматель;

б) межличностные роли; предприниматель; главный руководитель; лидер; связующее звено;

в) межличностные роли; информационные роли; роли, связанные с принятием решения.

  1. Средства труда менеджера - это:

1) инструменты;

2) вычислительная техника;

3) люди, персонал;

4) средства коммуникации или связи;

5) информация;

6) концепции и методы управления, знания и опыт;

7) сырье и материалы.

  1. Определите к какой школе управления относятся нижеприведенные высказывания специалистов. Назовите авторов высказываний:

    1. "Работа с прохладцей". Три причины малой производительности труда. ....непроизводительные грубо-практические методы производства, которые до настоящего времени почти повсеместно господствуют во всех отраслях промышленности ..."

    2. "Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать..."

    3. "Все операции, какие только встречаются в предприятиях, можно разбить на шесть групп: технические операции, коммерческие операции, финансовые операции, страховые операции, учетные операции, административные операции....Административная функция ясно отличается от пяти других существенных функций."

    4. "Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел."

    5. "Научная система управления предполагает, прежде всего, тщательное исследование каждой из различных модификаций одного и того же инструмента, выработанных при господстве традиционных навыков; а затем после тщательного учета с секундомером в руках максимальной скорости, достижимой в работе с каждой такой отдельной разновидностью данного инструмента, специфические преимущества каждой из этих разновидностей должны быть объединены в едином стандартном типе инструмента, который позволит рабочему работать быстрее и с большими удобствами, чем когда-либо прежде".

    6. "Идеальный руководитель управляет своим аппаратом... в духе формальной безличности, sine ira et studio, без гнева и пристрастия, а следовательно, не проявляя никаких чувств и никакого энтузиазма"