ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ситуация 6
Вы руководитель организации. Понедельник – начало рабочей недели, начало рабочего дня. Вы заходите в кабинет, просите секретаря принести чашку кофе и занимаете свое рабочее место, осматриваете свой кабинет и с тяжестью во взгляде смотрите на свой рабочий стол: груда бумаг различного назначения находится в абсолютном беспорядке. На 10.00 у Вас назначено совещание с руководителями отделов, но в таком хаосе Вы не можете найти нужные для проведения совещания документы. Как Вы справитесь с данной ситуацией?
Ситуация 7
Рассматривая почту, руководитель обнаруживает документ, с которым необходимо ознакомиться детальнее. Но времени сейчас нет, и он оставляет документ у себя в надежде внимательно прочесть его в субботу дома. Верно ли он поступает?
Ситуация 8
Ваша сотрудница – секретарь часто делает ошибки при оформлении деловых бумаг. Вы приняли на работу ее недавно, но увольнять ее Вам бы не хотелось – в основном свою работу она выполняет хорошо. Может быть, ей не хватает опыта? Ваши действия?
Ситуация 9
Используя модель коммуникационного процесса, опишите в соответствующих терминах на примере взаимодействия преподавателя и студента в аудитории в ходе проведения практического или лекционного занятия по любой дисциплине.
Для оценки проведения занятия сформулируйте ответы на следующие вопросы:
-
какова политика преподавателя в области коммуникации? -
каков управленческий стиль преподавателя и как он влияет на межличностные и групповые коммуникации? -
где и когда происходил сбой в коммуникационном процессе? -
какие коммуникационные барьеры имели место в процессе проведения занятия? -
каким образом коммуникационный стиль преподавателя связан с мотивацией студентов? Отвечает ли стиль мотивационному поведению студентов? -
Какие невербальные коммуникации использует преподаватель? Являются ли они эффективными? /4/
Ситуация 10 «Простое выполнение работы»
Ирина Сергеевна Колесникова работает под руководством одного и того же начальника уже 11 лет. Однажды ее давняя подруга за чаем спросила, насколько хорошо ей работать со своим начальником? Прозвучал приблизительно такой ответ: «Вообще –то ничего. Он мне не досаждает. Я делаю совою работу». Тогда подруга поинтересовалась: « Но ты же работаешь на одном месте уже 11 лет. Как ты работаешь? Тебя когда – нибудь повысят? Пожалуйста, не обижайся, но мне совершенно непонятно, какое отношение имеет то, что ты делаешь, для работы фирмы».
Ирина Сергеевна задумалась: «Я действительно не знаю, хорошо ли я работаю… Мой начальник никогда со мной об этом не говорит. Правда, я всегда считала, что отсутствие новостей – уже хорошая новость. Что касается содержания и важности работы, то при приеме на работу мне что- то очень невнятно объяснили и больше об этом речи не было. Мы с руководителем особенно не общаемся».
Вопросы:
-
Какой вид коммуникаций описан в ситуации? -
Какие условия и цели эффективности коммуникаций между руководителем и подчиненным отсутствуют? -
Как можно определить уровень вертикальных коммуникаций? -
Существуют ли возможности для восходящих коммуникаций в данной ситуации? -
Каким образом можно более эффективно построить обратную связь в данной ситуации?
Тест «Опрос по методу Мюнстеберга» /4/
ФЛЭКСОЛНЦЕРМУДАРАЙТЩКУНОВОСТЬВТФФАКТЦЕ
БЛЦЭКЗАМЕНУКЪЕПРОКУРОРКАРТЕОРИЯДЛПБИЗНЕСТФ
КЩАМАРКЕТИНГПМТДАТАХРКДОЧИСЛОТЩЦОСЛЕДСТВИЕРВ
ОУКЛАБОРАТОРИЯЦДБАРФУПЕНЬЦЩФРЕМКЛЯКСАКРМУ
ФЦНОСЛОВОНРЩЪАРДЕНЬГИЬКЦЩЪБСТУЛФПЛЬТОЩКР
РТДОВНИМАНИЕХИЩЬСТОЛПТХМУТАРЕЛКАЯСМУКУСТРПКЩ
БФЩОБЩЕНИЕЯАОТРВЕТЕРБФКЦКУРИЦАСЯПТУЦЩБФ
КВЦОНОСЯФТМКЦЛУБПОЛЕТКЦШЩПЕТУХТАКЛЬПЕСНЯЖКФ
ШЯФЦКАЧЕЛИКЖДФМОБАНКДДШЖЪТКОНЬДПЖКТОЧКАПФЦК
Результаты выполнения практического занятия отразить в рабочей тетради и сдать на проверку преподавателю.
Практическое занятие № 8
Социально-психологические основы менеджмента:
оценка стиля руководства
Цель: приобретение навыков оценки собственного потенциала, способностей к управлению и склонностей к определенному стилю руководства, а также навыков оценки группового потенциала и ценностно-ориентационного единства группы.
Порядок выполнения практического занятия
Задание 1. Исследование потенциального стиля управления на основе решетки Р. Блейка.
Основой поведенческой школы управления является мотивация к труду. В рамках данного подхода была разработаны управленческая решетка, которая отражает пять основных стилей работы руководителей. Она была разработана Робертом Блейком и Джоан Мутон, хотя во многих учебниках указывается только один автор – Роберт Блейк.
Идея Блейка заключается в том, что любой результат достигается в «силовом поле» между производством и человеком. Поэтому в прямоугольной системе координат по оси Х изображается внимание (забота) к производству, а по оси У – внимание (забота) к человеку (рис. 3.2). С помощью такой решетки Блейк старался определить стиль руководства, выделяя 5 основных:
1.1. страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. Руководитель ни к чему не стремится - ни к производственным, ни к гуманным условиям работы. Обедненное управление – приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов, достаточно сохранения членства в организации.
1.9. дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на теплых, хороших человеческих отношениях, но мало заботится о выполнении производственных заданий. Девиз: «И на предприятии надо оставаться человеком». Не упускается возможность пообщаться. Производительность на втором месте. Управление в духе загородного клуба. Внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружественной обстановки.
внимание к человеку
(1;9) (9;9)
(5;5)
(1;1) (9;1)
внимание к производству
Рис. 3.2. Управленческая решетка
9.1. авторитет – подчинение. Руководитель очень заботится о выполнении работы, но мало обращает внимания на моральный настрой подчиненных. Жесткий курс администратора, повсеместный контроль. Подчиненные отказываются от решения проблем, наблюдается большая текучесть кадров.
5.5. золотая середина (организация – организационное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Руководители во всем стараются достичь компромисса, наблюдается стремление надежно работать и получать средний стабильный результат. Девиз: «Не хватать звезд с неба».
9.9. команда (групповое управление). Благодаря усиленному вниманию руководителя к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к достижению целей организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой и высокую эффективность. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми. Общее стремление к достижению организационной цели способствует созданию отношений, основанных на доверии и уважении. Кредо: построить работу в организации так, чтобы подчиненные видели в ней возможность самореализации и подтверждения собственной значимости.
Практическое применение решетки Блейка состоит в ответах на следующие 18 утверждений с возможными вариантами: всегда, часто, иногда, редко, никогда (ВЧИРН).
-
Я действую как представитель этого коллектива. -
Я предоставляю членам коллектива полную свободу. -
Я поощряю применение единообразных способов работы. -
Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.
-
Я побуждаю членов коллектива к большому напряжению в работе. -
Я предоставляю подчиненным возможность поступать так, как они считают наиболее целесообразным. -
Я поддерживаю высокий темп работы. -
Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение производственных заданий. -
Я разрешаю возникающие в коллективе проблемы. -
Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий. -
Решаю сам, что и как должно быть сделано. -
Уделяю особое внимание показателям производственной деятельности. -
Распределяю подчиненным поручения исходя из производственной необходимости. -
Способствую разным изменениям на производстве. -
Тщательно планирую работу своего коллектива. -
Не объясняю подчиненным свои действия и решения. -
Стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения для их пользы. -
Предоставляю подчиненным устанавливать свой режим работы.
Методика определения результатов
-
слева от обведенных кружками номеров, проставить 1 там, где есть ответы редко или никогда. -
слева от не обведенных номеров проставить 1 там, где есть ответы всегда или часто. -
если ситуации 2,4,5,6,8,10,16,18 отмечены 1, то обвести эти единицы кружками, суммировать и проставить в позицию потребности (человек). -
суммировать остальные единицы и проставить в позицию задание (производство). -
построить график и сделать выводы /3/.
Задание 2. Упражнение «Оценка студенческой группы: команда или группа?»
Для выполнения упражнения студенты должны ответить на представленные в таблице вопросы, позволяющие оценить студенческую группу как команду.
Вопросы позволяют выявить сплоченность группы. Итоги для анализа подводятся с использованием балльной оценки. По результатам индивидуальной оценки составить оценку общего мнения группы.
Проанализировать полученный результат, обсудив в группе.
По завершении обсуждения студенты должны написать небольшое
эссе по теме «Способен ли я быть членом команды менеджеров?»
Анализ результатов: если оценка составляет 52 и более, группа является настоящей командой. Если 39 до 51, существует позитивное единство. Если 28 до 38 - слабое единство, возможно учеба в группе не приносит удовлетворение. Менее 26 баллов – группа не является командой /2/.
Оценка группы как команды
Вопросы | Полно-стью не согласен | Полно-стью согласен | ||||
1. В группе регулярно проводятся встречи, которые посещают все студенты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
2. Студенты разделяют одни и те же цели (относительно заданий и итоговых оценок) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
3.Основное внимание на встречах уделяется заданиям, дискуссии продолжительные и активные | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
4. Конфликты и разногласия обсуждаются до тех пор, пока группа не находит решение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
5. Члены группы внимательно слушают друг друга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6.Мы действительно доверяем друг другу, говорим откровенно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
7.Роли лидеров выполняем поочередно и совместно, каждый мог взять на себя инициативу, если это нужно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
8.Каждый находит способ внести свой вклад в подготовку проекта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
9. Я получаю удовлетворение, работая в группе | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |