Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут внедряться в жизнь авторитарным способом (авторитарная педагогика), что приводит к девальвации самих ценностей и идеалов. Однако возможны ситуации, в которых более эффективным и действенным будет авторитарный способ морального регулирования. Например, в экстремальных ситуациях, когда жесткий авторитаризм оказывается гуманнее свободного выбора граждан (эвакуация населения из зоны стихийного бедствия, экологически грязной зоны и т.д.). Поэтому в каждом случае следует подходить к этической оценке поведения людей конкретно.

Гуманистическая этика как «практическая философия» предполагает выделение в ее структуре следующих блоков:

– история морали и этических учений

– теория морали

– нормативная этика

– прикладная этика

История морали и этических учений описываетпроцесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с древности до наших дней.

Теория морали пред­ставляет собой учение о сущности морали, ее основных принци­пах и категориях, структуре, функциях и закономерностях.

Нормативная этика дает обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях, выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности и предписывают с позиций дол­женствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать «стра­тегию и тактику правильной жизни».

Прикладная этика на основе нормативной этики выполняет практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедея­тельности. В рамках прикладной этики сформировалась и профессиональная этика (педагогическая, юридическая, медицинская и др.).

Характеристика этики как науки о морали предполагает толкование и самой морали.
1.2 Сущность и функции морали
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфика мо­рального способа регуляции заключается в следующем.


  1. Мораль проявляет себя как единство духовного и практи­ческого: с одной стороны, она служит основой духовной культу­ры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе мо­ральными представлениями.

  2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а пронизывает собой все без исключения сферы жизни и поэтому носит универсальный характер.

  1. Мораль отличается подчеркнуто оценочным, а зачастую и субъективным характером: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

  2. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регу­лятором отношений человека с природой и обществом, с други­ми людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества.

Сущность и специфика морали проявляют себя в системе мо­ральных принципов, ценностей, норм и идеалов, составляющих ее содержание.


Моральные принципы – главный элемент в системе морали – это основные фундаментальные представления о должном пове­дении человека, через которые раскрывается сущность морали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эго­изм, толерантность.

Моральные нормы – конкретные правила поведения, опреде­ляющие, как человек должен вести себя по отношению к обще­ству, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные ценности – общественные установки и импера­тивы, выраженные в форме нормативных представлений о доб­ре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и на­значении человека с точки зрения их моральной значимости.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее ра­зумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосо­вершенствования.

В реальной жизнедеятельности человека мораль проявляет себя в единстве морального созна­ния, моральных отношений и морального поведения.

Моральное сознание – это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, которое является основанием моральных отношений и поведения. Оно включает в себя два уровня: 1) эмоциональный; 2) рациональный.

Эмоциональный уровень – психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.

Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу, основанная на знании принципов, норм и категорий, входящих в систему морали; понимании сущности моральных норм и принципов и необходимо­сти их применения; принятиинравственных норм и принципов, включение их в собст­венную систему взглядов и убеждений. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознает необходимость следования должному в морали.

Моральные отношения – это связь личности с различными сторонами объективной действительности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее зна­чимыми являются такие виды отноше­ний, как отношение человека к обществу в целом, к другим лю­дям, к самому себе.


Отношение человека кобществу регулируется рядом прин­ципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуа­лизма. Причем, возможны различные сочетания этих принципов. Так, смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый груп­повой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претен­зии, бездумно оправдывает все ее действия.

Отношение к Другому может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер. Субъектный тип отношений характерен для гумани­стической этики и проявляется в том, что другой человек выступает целью общения, его принимают, уважают его право быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В осно­ве этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности. Объектный тип отношений превращает другого в объект моего воздействия, когда он становится средством: моего самоутвер­ждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для авторитарной этики. В его основе лежат эгоизм и не­терпимость.

Отношение к самому себе связано с самооценкой человека (адекватной-неадекватной), которая может быть отражением либо любви к себе, либо эгоизма. Различия в самооценке определяются, прежде всего, различиями авторитарного и гуманистического подходов, осо­бенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе

Моральное поведение – это система взаимосвязанных физических и психических действий человека, осуществляемых при достижении определенных целей. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Нравственное поведение реализуется прежде всего в мотивации, которая играет роль побу­дителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Однако мо­тивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь ме­жду ними неоднозначна. Так, помогать пожилому больному человеку можно из чувства сострадания к его состоянию (нравственный мотив), а можно – из желания выглядеть благородно в глазах окружающих людей (безнравственный мотив). Нравственный поступок – это способность человека к сознательной поста­новке целей, выбору соответствующих средств и самостоя­тельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Оценка в системе нравственной регуляции выражает осужде­ние или одобрение поведения человека на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, пред­писывающие человеку должное поведение. Сама же оценка ха­рактеризует соответствие сущего (того, что совершено) долж­ному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом качестве она может одновременно служить его мотивацией.


Предназначение морали выражено в ее основных функциях (по Т.В. Мишаткиной):

  1. Гуманизирующая – характеризует приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми.

  2. Регулятивная проявляется в регулировании поведения и отношений людей в обществе во всех сферах человеческого бы­тия.

  3. Воспитательная определяется участием морали в фор­мировании человеческой личности с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодис­циплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гу­манистической этики.

  4. Познавательная выражается в обеспечении человека необходимой информацией о нравственных нормах и ценностях.

  5. Ценностно-ориентирующая – определяется тем, что мо­ральные знания всегда наполнены некоторым оценочным смыс­лом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

  6. Коммуникативная заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором и результатом человеческого общения.

Социальная работа – это тот вид профессиональной деятельности, в котором специалист постоянно сталкивается с добром и злом, действует свободно, основываясь на чувстве долга, ответственности и руководствуясь собственной совестью, проявляет сострадание и отстаивает справедливость. А каков смысл и содержание данных категорий? Ответ на этот вопрос дает нормативная этика.
1.3 Сущность основных категорий этики
Нормативные представления, выраженные в этических категориях, вырабатываются в процессе исторического развития нравственности. К настоящему времени в этике сложился определенный взгляд на этические понятия.

1. Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро есть все, что направ­лено на созидание, сохранение и укрепление блага. Зло есть унич­тожение, разрушение блага.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ста­вит Человека, первый критерий добра – все то, что способствует самореализации сущности человека, его саморас­крытию, самовыявлению. Второй критерий добра – гуманизм и все, что связано с гуманизацией человеческих отношений.

Добро и Зло имеют всеобщий, универсальный характер: под их «юрисдик­цию» подпадают и человеческие отношения, и отношение чело­века к природе и миру вещей. Это исторические понятия, зависящие от реальных, конкретных обще­ственных отношений. Они действуют в области че­ловеческого сознания и отношений, поскольку добро и зло – поня­тия не только ценностные, но и оценочные. Разные люди в силу разницы в понимании, интересах, отношениях могут иметь неодинаковые представления о добре и зле. В процессе развития то, что было злом, может превращаться в добро и наоборот.