Файл: Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литература


  1. Капто, А.С. Профессиональная этика / А.С. Капто. – М.-Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2006. – 187 с.

  2. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева.– М.: Владос, 2002. – 239 с.

  3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.

  4. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб. пособие: для высш. учеб. завед. / Н.Б. Шмелева. – М.: Дашков и К, 2006. – 196 с.

  5. Фирсов М.В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни / М.В. Фирсов // Профессионально-этические нормы социальной работы. – М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 32 с.

  6. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы / Е. Ярская-Смирнова. – М.: КЛЮЧ-С, 1999. – С. 28 – 36, 4– 49.


Семинарское занятие 4. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Права человека и человеческое достоинство как основополагающий принцип социальной работы: сущность и трудности реализации.

  2. Социальная справедливость как основополагающий принцип социальной работы: сущность и трудности реализации.

  3. Анализ этических принципов профессионального по­ведения социальных работников, представленных в различных этических Кодексах.


Задания.

1. Установите общее и отличительное в подходах к содержанию этических принципов профессионального по­ведения социальных работников в Кодексах этики разных стран. Результаты анализа представьте в таблице.


№п/п

Кодекс этики соц.раб. (страна)

Этические принципы

Общее

Отличительное
















2. В одной книге герой утверждает: «Ведь даже преступника, заслуживающего самого сурового из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое "Я". Наказание – да! Но не грубость!..». Что такое «достоинство человека»? Можно ли говорить о достоинстве человека
, совершившего преступление? Согласны ли вы с автором?

Литература


  1. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «ССПиСР». – М., 2003. – 8 с.

  2. Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с.

  3. Медведева, Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Меведева. – М.: Владос, 2002. – 239 с.

  4. Никончук, А.С. К вопросу этики социальной работы / А.С. Никончук // Социально-педагогическая работа. – 1997. – № 3. – С. 17 – 26.

  5. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.

  6. Этика в социальной работе, свод принципов // Социальная работа. – 2007. – № 1. – С. 13 – 14.


Семинарское занятие 5. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 ЧАСА)
Вопросы для обсуждения.

  1. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Типология основных жизненных ценностей человека.

  2. Место и роль ценностей в социальной работе.

  3. Система и иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе.

  4. Общечеловеческие ценности, их особенный характер в социальной работе и специфика реализации.

  5. Специфически-профессиональные ценности социальной работы.

  6. Ценностный смысл и функции идеала в социальной работе.


Задания.

1. Прочитайте пример. На стройке работников, возивших в тележках тяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни». Другой объяснил: «Я зарабатываю на пропитание семьи». А третий воскликнул: «Я строю собор Парижской Богоматери».

Почему индивидуальные ценностные ориентации специалистов должны соответствовать системе ценностей социальной работы? Что может произойти в случае их расхождения?

2. Прочитайте приведенное ниже высказывание клиента и соответствующую словесную реакцию социального работника. Какая ценность (или какие ценности) является главной для данной ситуации и что угрожает ее соблюдению.

Бездомный мужчина, осужденный условно (социальному работнику): «Ты – самодовольный болван. Ты говоришь, что хочешь помочь мне, но я не куплюсь на эту удочку. Ты не знаешь ничего о бездомных людях. Я вырос там, где за счастье просто выжить. Что ты знаешь о жизни в семье, где до тебя никому не было дела?..»


Модель реакции: «Было бы нечестно, если бы я сказала, что понимаю абсолютно все в том, что значит быть бездомным и жить на вокзале. Но ты не прав, что я самодовольный и хочу обмануть тебя. Я заинтересован в тебе и хотел бы понять больше о тебе и твоей жизни. Как ты пришел к выводу, что я обманываю тебя?». Каким образом прореагировали бы Вы на подобные слова клиента?

3. Прочитайте приведенную ниже просьбу девочки и соответствующую ей модель реакции социального работника. Какая ценность (или какие ценности) является главной для данной ситуации и что угрожает ее соблюдению.

«Девочка-подросток, в коррекционном учреждении для делинквентов (замеченная в момент передачи наркотика): «Пожалуйста, не сообщайте об этом, Валентина Ивановна. Последнее время я хорошо себя вела и я поняла свой урок. Вам не надо беспокоиться обо мне. Я не стану больше иметь дел с наркотиками».

Модель реакции: «Мне жаль, что ты по-прежнему втянута в дела с наркотиками, Аня, ведь это ведет к неприятностям. Мне не нравится видеть, как ты попадаешь в неприятности, но у меня нет выбора – я должна рассказать об этом. Если я не скажу, я сама нарушу правила. И это не поможет тебе в дальнейшем. Если честно, я буду волноваться за тебя до тех пор, пока ты действительно не начнешь соблюдать правила». А что предложили бы Вы в подобной ситуации?
Литература

  1. Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «ССПиСР». – М., 2003. – 8 с.

  2. Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с.

  3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.


Семинарское занятие 6. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Сущность категорий «деонтология», «долг», «ответственность», «обязанность».

  2. Роль деонтологии в системе этики социальной работы.

  3. Принципы деонтологии социальной работы.

  4. Деонтология различных типов профессиональных отношений.

  5. Деонтологические конфликты в социальной работе.


Задания.

1. Подготовить сообщение на тему «Механизмы формирования деонтологических представлений, чувства долга и ответственности социального работника» (по Г.П. Медведевой).


2. Какой из следующих вариантов исполнения профессионального долга представляет «высшую» и «низшую» его форму:

– из боязни осуждения за его невыполнение;

– с целью заслужить общественное признание;

– в результате понимания его необходимости;

– по внутренней потребности?

3. В социальной работе могут возникать конфликты, в которых происходит нарушение социальным работником норм этики социальной работы. Какие правила поведения, на Ваш взгляд, должны лежать в основании культуры разрешения конфликтов?

4. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию, связанную с распределением ограниченных ресурсов, и ответьте на вопросы.

Лиза С. (13 лет), употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Родители обратились за помощью к социальному работнику. На первый взгляд они казались приветливыми и терпеливыми. Однако, по мнению социального работника, проблемы были именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалист почувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15 минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это и было причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент.

Может ли социальный работник уделить больше времени одному клиенту за счет ограничения приема другого клиента? Как необходимо поступить в данном случае? Какие обязанности у этого социального работника перед девочкой, ее родителями и обществом?
Литература

  1. Махова, Н.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 90 с.

  2. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.

  3. Мишаткина, Т.В. Этика: Практикум. Пособие для студентов вузов / Т.В. Мишаткина. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 320 с.



Семинарское занятие 7. ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛА (4 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Обусловленность эффективности социальной работы личностными качествами специалиста.

  2. Профессионально-значимые нравственные качества специалиста по социальной работе и социального работника. Ответственность как интегральное личностное качество.

  3. Качества, недопустимые для социального работника.

  4. Проблема профессиональной деформации личности в социальной работе: факторы риска и основные феномены.

  5. Способы профилактики и преодоления профессиональной деформации личности.

  6. Психологические и этические критерии профессиональной пригодности социального работника.


Задание. Выделить и описать эффективные способы профилактики и преодоления профессиональной деформации специалистов по социальной работе на основе анализа статей:

а) Герасимова Л. Эмоциональное выгорание специалистов социально-реабилитационного центра // Социальная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 109 – 112.

б) Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться // Социальная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 97 – 102.

в) Назарова С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов // Социальная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 115 – 120.
Литература

    1. Лукьянова, М. Психолого-педагогическая компетентность социального педагога и его профессионально-значимые личностные качества / М. Лукьянова // Социальная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 91 – 97.

    2. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: уч.пособие / Е.Б. Горлова, М.Н. Коныгина. – М.: Академический проект; Культура, 2009. – 167 с.

    3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Медведева. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 272 с.

    4. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 236 с.

    5. Шмелева, Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: учеб.пособие / Н.Б. Шмелева. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 196 с.


Семинарское занятие 8. КОДИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (2 часа)
Вопросы для обсуждения.

  1. Значение профессионально-этического кодекса для реализации этических принципов и норм в социальной работе.

  2. Требования к профессионально-этическому кодексу и его структура.

  3. Основные условия разработки профессионально-этического кодекса.

  4. Анализ содержания этических кодексов социальной работы различных стран.