Файл: Занятие 3 Составление портрета потребителя Цель работы Научиться составлять портрет потребителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо информации по всем пользователям доступна статистика по каждому из них: сколько писем было отправлено на этот адрес, сколько из них открыто, насколько активен был пользователь в отношении каждого письма. Эти данные не только помогут составить портрет потребителя, но и изучать жизненный цикл.

Используя «Wavelength», нетрудно ознакомиться с интересами своих клиентов – получить информацию о том, какие еще рассылки они получают. Входим в «Wavelength» и кликаем «Connect Your List».


Потребуется ввести логин и пароль от аккаунта «MailChimp».

Определяем список рассылки, которую необходимо проанализировать.
Изучаем перечень рассылок, пользующихся популярностью среди наших клиентов, и лучше представляем их интересы. Это способствует созданию более точного психологического портрета потребителя и позволяет найти точки пересечения для партнерских кросс-промо.
В развитых странах этот инструмент давно опробован и введен в ежедневную практику: один специалист курирует не менее десяти договоренностей в одно и то же время, а каждая рассылка служит источником солидного дохода.

4.«Facebook Audience Insights».

Это инструмент «Facebook», позволяющий выявить характеристики аудитории и провести сравнительный анализ со средними показателями пользователей социальной сети, может оказать неоценимую помощь в составлении портрета потребителя. Он доступен для всех, кто имеет бизнес-аккаунт в «Facebook».

В бизнес-аккаунте «Facebook» жмем «Business Manager» и выбираем «Аудитория».

«Создать аудиторию» → «Индивидуализированная аудитория».


В новом окне выбираем «Список клиентов».



Далее «Импортировать из MailChimp».


Затем необходимо войти в «MailChimp», используя бизнес-аккаунт «Facebook».


Останавливаемся на интересующем нас списке получателей рассылки, формируем аудиторию.

В том случае, когда список довольно большой, можно просто выделить в «MailChimp» часть покупателей. Это даст возможность узнать, кто находится в базе (кому вы адресовали свою рекламу) и кто их них реально является потребителем (на кого следовало бы ориентировать маркетинговые действия). При отсутствии почтовых адресов используйте номера мобильной связи.


Одной из распространенных ошибок маркетологов при составлении портрета потребителя является оптимизация по промежуточному действию. К примеру, самыми активными подписчиками будут девушки от 18 до 24 лет. Если при рекламе ориентироваться на процент подписки, то именно этот сегмент представляется наиболее лакомым куском аудитории. Однако анализ продаж показывает, что наиболее активными потребителями являются женщины от 25 лет, следовательно, реклама нуждается в коррекции с учетом этих данных. В разделе «Аудитории» становится доступен для просмотра список адресов электронной почты из «MailChimp».

С целью изучения характеристик этих покупателей и сравнения со средними показателями всех пользователей «Facebook» необходимо зайти в «Facebook Audience Insights» и выбрать пункт «Индивидуализированная аудитория».

В левом меню кликаем «Создать аудиторию» → «Свои настройки аудитории» и выбираем список, загруженный из «MailChimp».

Получим вот такие таблицы:


Насыщенный оттенок – характеристики тех, кто подписан на рассылку, а более светлый серый цвет – средние показатели всей аудитории «Facebook».



Здесь же доступны для просмотра важные для составления портрета потребителя сведения о сфере деятельности и стиле жизни клиентов, а в отношении жителей США доступна информация о среднем доходе и используемых марках автомобилей.

Особый интерес представляет возможность ознакомиться с данными о том, какие средства массовой информации регулярно читают подписчики, новинками каких брендов интересуются. Это позволяет продавцу дополнить портрет потребителя ценными деталями.

5.«SimilarWeb».

Этот сервис предназначен для анализа нескольких сайтов, здесь есть возможность ознакомиться с интересами ваших потребителей и сравнить сайты с похожим уровнем посещений.

Заходим в «SimilarWeb». На главной странице необходимо указать адрес сайта.

Получаем доступ к интересующей нас информации.
Интересы потребителей можно увидеть в разделе «Audience». Аналогичные по посещаемости ресурсы – «Similar Sites».


6.«In-market segments» по «Google AdWords».

Немало полезной информации для составления портрета современного потребителя можно выудить из рекламного аккаунта «AdWords». Здесь доступна проверка характеристик пользователей из списков ремаркетинга.
Откройте аккаунт «AdWords» и зайдите в раздел «Общая библиотека». Выберите «Аудитории».



Теперь надо определить вызывающий интерес список ремаркетинга. Открывается блок «Статистика аудитории». В полученном отчете доступно несколько разделов.

Например, отчет «Демография» выглядит следующим образом:


Если кликнуть на какой-либо один сегмент аудитории, можно получить более подробную информацию о группе и ее сравнение с аудиторией AdWords в общем. Допустим, в разделе «Устройства» выбираем сегмент подписчиков, использующих компьютер:



В результате использования всех доступных инструментов получения информации создаем законченный социально-демографический портрет потребителя:

  • пол;

  • возраст;

  • наличие детей;

  • стиль жизни;

  • работа;

  • интересы;

  • автомобиль;

  • место жительства;

  • язык общения;

  • операционная система и браузер, которые установлены на его компьютере;

  • устройство, которым он пользуется.

Если ваши торговые интересы ориентированы на западного потребителя, при составлении портрета обратите внимание на ценность посещения, исходя из версии операционной системы, и получите информацию у систем распространения рекламы, кто может предоставить таргетинг по версии ОС.

В результате составления портрета потенциального потребителя у вас появляется возможность ориентироваться на более узкую аудиторию, применять в общении с клиентами понятный им язык и довести эффективность маркетинговых кампаний до максимума.
Портрет потребителя для рынка В2В
Рынок В2В отличается от B2C тем, что в процесс формирования портрета потребителя включается круг лиц, которые принимают решение о покупке. Обычно последнее слово в пользу приобретения товара остается за руководителем компании. Но коммерческое предложение, прежде чем оно окажется на столе владельца бизнеса, проходит долгий путь от секретаря до менеджеров отделов закупки. Успех гарантирован тем продавцам, которые знают, как заинтересовать в покупке каждое звено из этой цепочки.

Особенность В2В состоит в том, что портрет целевого потребителя создается не обобщенно, а конкретно. Данные о каждом контрагенте компании включаются в отдельный файл, в котором можно найти все – от кличек домашних питомцев до направления поездки в предыдущий отпуск.

Все это работает на создание дружественных отношений, которым отводится не последняя роль при определении поставщика товара.
Например, транснациональная компания «Тетра пак» (Tetra Pak), которая специализируется на выпуске упаковки для розлива пищевых продуктов, имеет дело с компаниями-производителями, при этом их реклама обращается к тому, кто непосредственно приобретает пачку сока, молока или морса. Все ролики рекламной кампании направлены на убеждение потребителя в исключительном качестве упаковки, которая гарантирует сохранность продукта.

Не владея информацией о социально-психологическом портрете потребителя, наивно возлагать надежды на коммерческий успех своего бизнеса. Только имея четкое представление, для кого работает компания, кому предназначен производимый или реализуемый ею товар, можно строить планы долгосрочного процветания.
2. Сегментация целевой аудитории с помощью методики Шеррингтона 5W

Методика Шеррингтона 5W – это простой способ определить потенциальных покупателей.

На первый взгляд сегментация потребителей может показаться сложной задачей: с чего начать и как выделить сегмент? На самом деле, все гораздо проще. Ответы зависят от целей бизнеса и предлагаемых на рынок услуг.

Марк Шеррингтон предложил наглядную методику пяти «W» (What?, Who?, Why?, When?, Where?). Это наиболее распространенный способ проведения сегментации целевой аудитории.

Для определения ЦА необходимо провести сегментирование рынка, используя 5 ключевых вопросов (5W Шеррингтона):

Что? - тип товара.

Кто? – тип потребителя.

Почему? – мотивация покупки.

Когда? – когда покупатели желают производить покупки.

Где? – место совершения покупки.

Пример:



Содержание практического занятия:
Задание 1.

Дайте ответ на вопрос: Почему для вас важно определить целевую аудиторию?

Задание 2.

Составьте таблицу источников данных, используемых для составления портрет потребителя:
Источники данных (коммуникационные приемы), используемых для составления портрет потребителя

Наименование источника

Характеристика









Выберите из описанных источников те, которые могли бы использовать вы.

Задание 3.

С помощью методики 5W Шеррингтона проведите сегментацию целевой аудитории вашего бизнеса.

Задание 4.

Создайте анкету в Google Forms для опроса ваших потенциальных клиентов с целью определения вашей целевой аудитории.

Разместите анкету в социальных сетях (ВК, Instagram и т.д.). Результаты опроса представьте в виде графиков и диаграмм.

Правила составления анкеты для опроса:

1.Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.

2.Краткость - не только сестра таланта, но и успех опроса. Свои вопросы формулируйте кратко и емко - не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

3.Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.

4.Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием - сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.

5.Один вопрос - одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.

6.Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным - его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

7.Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

8.Схема проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты.