Файл: Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
после Великих географических открытий, первоначальное накопление капитала создало материальную базу для вызревания в Европе капитализма. Капитализм в этом смысле – детище европейского города и эпохи Возрождения, прямой наследник античности (а не феодализма, как то подчас по инерции кое‑кто себе представляет).

3. Культурная уникальность социумов


Деспотическая форма государственного устройства Востока не могла не повлиять на культуру стран и мироощущение человека. Отрицание индивидуальности и свободы человека, ориентация на стабильность и неизменность составляли духовную суть восточной деспотии. Поэтому вместо того, чтобы направить внимание человека извне, на достижение успехов в физическом мире, культура деспотий уходит внутрь человека.

Конфуцианцы (VI до н. э.) в Китае предложили строгий регламент всех сторон человеческой жизни на основе традиции, стремясь гармонизировать жизнь с помощью ритуализированного этикета. Однако это не смогло удовлетворить духовные запросы Человека, показать ему путь к необходимой внутренней свободе. Поэтому не случайно, что одновременно с конфуцианством появилась совершенно иная ветвь китайской культуры - даосизм (VI в. до н. э.). Создатель нового учения - Лао-зцы - считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через постижение и следование естественному порядку вещей и слияние с бесконечным Дао. Дао представляет собой невыражаемую в словах основу всех вещей нашего мира. Постичь его можно только путем долгой работы над собой и мистического озарения. Внелогический даосизм представлял собой полную противоположность рациональному конфуцианству. Он широко распространился по странам Юго-Восточной Азии и заложил смысловые основы нового отношения к жизни и нового искусства. Даосское учение давало человеку чувство свободы от деспотизма, однако прорыв в свободу здесь заканчивается растворением в вечном пути мировой жизни.[4 c.15]

Однако эти явления проявились в странах Восточной Азии и сравнительно поздно – лишь в середине первого тысячелетия до н.э. Географическая обособленность китайской культуры не позволила проникнуть этим идеям в Ближневосточный и Средиземноморский регионы. Там в рамках восточных деспотий развивалась традиционная сакрализация монарха. Государство управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а его единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель выступает как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки - это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества. Сакрализация – одна из ключевых особенностей древневосточной деспотии. Так, гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Во времена Саргона Древнего и Аккадского царства в рельефах - основной форме монументального изобразительного искусства – ярко прослеживается идея «сильной личности». Правители на рельефах изображаются гораздо более высокими, чем прочие люди.


В Египте, Междуречье и других локальных проявлениях восточной цивилизации, ничья деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Многие представления народов Востока о важнейших сторонах бытия сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но тысячелетий. Потому и искусство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.

Таким образом, во всех ключевых восточных религиях есть идея естественного порядка вещей, который можно постичь через самопознание или мистические озарения. Этот порядок фундаментален и вечен – человеку остается только следовать ему. Идеалом обществ Востока являлось прошлое и ориентация на традицию – ключевая характеристика восточной культуры.[5 c.26]

В античности же развитие коллективных форм управления, особенно при демократии, создавало благоприятные условия для возникновения совершенно специфических форм культуры. Ярким их примером служит ораторское искусство. Античная культура была культурой устного слова. Выдающиеся ораторы Греции и Рима (Исократ, Демосфен, Демад, Катон, Гортенций, Цицерон, Цезарь) были в то же время и крупными политическими деятелями. Выбор на общественные должности был связан с борьбой претендентов и голосованием. Кандидаты (в Риме так назывались соискатели должностей, будучи носителями беленой тоги – кандиды) были обязаны искать благорасположения народа и уметь его завоевать. Для этой цели было недостаточно перед выборами приветливо пожимать руки рядовым избирателям, называя их по имени с помощью раба-номенклатора. Развитие политической жизни привело к тому, что уже в классической Греции появляются знатоки-софисты, которые за плату преподавали будущим политическим деятелям риторику – искусство слова, эристику – искусство спора и политику – науку об управлении обществом или "науку полисной добродетели", как они называли ее сами.

В результате развития философской и общественной мысли античное мировоззрение было переориентировано с познания окружающего мира (космоса) на внутренние проблемы полиса, то есть связанные с человеком, гуманитарные проблемы. Одному из крупнейших софистов Протагору принадлежит изречение: "Человек – мера всех вещей", могущее претендовать на роль лозунга античной общественной жизни. В античной Греции человеческое общество впервые стало объектом профессионального изучения: сумев взглянуть на себя со стороны, человек оказался способен выделить себя из мира природы и противопоставить себя ей.




Заключение


Противопоставление восточного и западного мира до сих пор остается серьезной проблемой геополитики и мировой культуры. Понимание глобальных процессов, происходящих в мире невозможно без учета особенностей двух определяющих мировых цивилизаций – Восточной и Западной. Рассмотрение специфики государственного устройства восточных деспотий, особенностей их общественного строя и мировосприятия позволяет выделить их характерные черты. Главная ценностная ориентация цивилизации – это стабильность и неизменность. Для социального структуры свойственны жесткая иерархия и деление общества на неравные группы. В то же время социальной борьбы между разными слоями общества практически не ведется. Для социального поведения основной характеристикой является конформизм. Государственный строй деспотии характеризуется понятием «власть-собственность», при которой единственный фактический собственник всех и всего на территории страны – это её правитель. В целом для экономической системы Востока характерны низкие темпы развития, личная свобода большинства людей, но ограничение их экономической свободы государством.

На этом фоне выпукло проступают основные особенности античной цивилизации, заложившей основы Западной или Европейской цивилизации.

Ориентация цивилизации на развитие и прогресс кардинально отличает её от восточной. Для античности свойственен широкий разброс политических форм (тирания, олигархия, демократия, республика, империя) и эволюция политических систем. Экономические системы динамично развиваются, формируется и совершенствуется механизм рынка. В целом, эти её структурные характеристики прослеживаются на всем протяжении исторического процесса. Хотя в Средние Века и происходит откат к варварству, но Возрождение реанимирует Западную цивилизацию в ключевых моментах и данная специфика может быть прослежена на протяжении всего Нового Времени. Характерные же черты Восточной цивилизации, её традиционность и иерархичность позволяют объяснить многие процессы, происходящие в современном мире.



Источники и литература





  1. Васильев Л.С. История Востока [Текст] / Л.С. Васильев. – М.: Высшая Школа, 1998. Т.1. – 303 с.

  2. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке [Текст] / отв. ред. Н.А. Дандамаев / АН СССР. – М.: Наука,1989, 162 с.

  3. Ерасов, Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия [Текст] / сост. Б. Ерасов. – М.: Аспект-пресс, 1998. – 598 с.

  4. Коптев А.В. Античное гражданское общество / Проблемы эволюции общественного строя и международных отношений в истории западноевропейской цивилизации [Текст] / Отв. Ред. Ю.К. Некрасов. – Вологда: Русь, 1997. С.11-30.

  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1963–1994, в 8 Т.

  6. Терин Д.Ф. Восток и Запад в институциональном подходе к цивилизации // Социологический журнал. – 2019. – № 4. – С. 29–37.

  7. Февр Л. Цивилизация: Эволюция слова и группы идей // Бои за историю [Текст] / Л.Февр. – М.: Наука, 2018. С. 239–281.