Файл: Обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с Бюджетным кодексом существуют следующие виды государственных доходов:
-
налоговые; -
неналоговые; -
безвозмездные.
Налоговые доходы представляют собой платежи от субъектов гражданских правоотношений по налогам и сборам, а также пени и штрафы за несвоевременное их предоставление, в областной, федеральный или местный бюджеты. Примером таких доходов служит налог на доходы физических лиц в размере 13%, удерживаемый с зарплаты работодателем ежемесячно.
Неналоговые доходы – это средства, полученные государством не от налогообложения. На рисунке 1 рассмотрим его основные источники.
Таким образом, неналоговые доходы можно разделить на 6 категорий:
1) средства, полученные от использования государственного имущества: передача его в аренду, использование в качестве залога или доверительное управление;
2) средства, полученные от реализации государственного имущества: его продажа, утилизация на вторичное сырье;
Рисунок 1 – Источники неналоговых государственных доходов Российской Федерации
3) доходы от выполнения работ и услуг государственных учреждения: предоставление выписок, счетов, оказание медицинских услуг на платной основе;
4) принудительное изъятие денежных средств у граждан и юридических лиц при совершении административного правонарушения, уголовного преступления, причинение ущерба государственным органам власти;
5) добровольные платежи в бюджет, совершенные по инициативе граждан с целью реализации конкретного проекта: пожертвования на строительство социально-значимых объектов, поддержание их функционирования, проведение массовых культурных мероприятий.
6) иные платежи в бюджет.
Согласного правового статуса, казенная организация вправе получать некоторые из вышеприведенных доходов: средства, полученные от использования и ликвидации государственного имущества (только с разрешения его собственника); доходы от выполнения работ и услуг (если возможность их получения предусмотрена уставом учреждения и не противоречит основной цели его деятельности); денежные средства, внесенные добровольно, для реализации конкретных целей.
Заметим, что все полученные доходы казенной организации перечисляются на территориальный счет казначейства для уплаты налогов, затем в федеральный бюджет, они не могут быть применены для обеспечения учреждения.
Отметим, что вышеприведенные положения не применяются к бюджетным и автономным организациям, они вправе самостоятельно распоряжаться полученными доходами. Однако и по своим обязательствам они отвечают единолично и в полном объеме.
Автономные и бюджетные организации вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Любая другая деятельность нарушает российское законодательство.
Таким образом, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, а также казенными учреждениями субъектов РФ, относятся к неналоговым доходам бюджета в полном объеме. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета [27].
Однако доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.
Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. [34]
Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется по каждому сданному в аренду объекту отдельно. Полученные средства от прописанной в уставе деятельности казенной организации не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. С 01.01.2012 г. финансовые средства, возникшие при осуществлении деятельности являются федеральными доходами. То есть право на их использование у казенных организаций отсутствует.[4]
Контроль за их зачислением на лицевой счет осуществляется органами Федерального казначейства при отражении по лицевому счету бюджетополучателя, в частности, он может быть возложен на ГРБС. В случае перехода государственного учреждения на положение бюджетного учреждения эти средства поступают в его распоряжение и расходуются в соответствии с финансовым планом на уставные цели учреждения. При этом законодательством не установлен порядок их зачисления и расходования. При зачислении указанных средств на лицевой счет в органе казначейства, возникает неоднократно поднимавшийся вопрос о степени самостоятельности бюджетной организации в единоличном распоряжении «заработанными средствами». Аналогичный порядок действовал ранее для бюджетных учреждений и в переходный этап для казенных. При этом для «самостоятельного» расходования средств требовалась санкция органа казначейства.
Важной задачей для казенных организаций является возможность и порядок оплаты работникам выполняемых ими платных услуг (сверх государственного задания). Для образовательных учреждений, для которых эта ситуация наиболее характерна, нормативной правовой основой является ч. 9 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441. Также в учреждении должно быть принято положение о порядке предоставления платных образовательных услуг (принимается на ученом совете образовательной организации и утверждается руководителем учреждения). В указанном локальном акте организации, как правило, содержатся эти существенные положения.
Оплата труда дополнительных платных образовательных услуг осуществляется на основе:
— средств специального счета ГБУ;
— иных внебюджетных зачислений.
Калькуляция стоимости дополнительных платных образовательных услуг осуществляется на основании расходов:
— на оплату труда работников образовательного учреждения, задействованных в системе дополнительных платных услуг;
— оплаты за пользование коммунальными услугами;
— развития материально-технической базы учреждения;
— прочих расходов.
Составление сметы расходов на каждый вид дополнительных образовательных услуг, тарификации педагогических работников и их заработной платы по выполнению обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг ложится на плечи руководителя учреждения и прописывается в приказе для начисления.
Заработная плата вольнонаемного педагогического состава выдается каждый месяц, с учетом необходимых налоговых отчислений независимо от количества праздничных, выходных и каникулярных дней, за фактически отработанное время (выполненную работу).
Оплата труда производится работникам учреждения, дополнительно оказывающим платные образовательные услуги, заключившим дополнение к трудовому договору (соглашение) с учреждением и назначенным приказом руководителя учреждения на должности, согласно утвержденного дополнительного штатного расписания.
Контролирующая функция над расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, также ложится на плечи руководителя учреждения.
Руководитель учреждения после полного и успешного завершения курса занятий в группах дополнительных платных образовательных услуг, вправе дополнительно поощрить работников при должном исполнении их обязанностей [30].
Таким образом, доходы – это материальное вознаграждение от выполненной работы, услуги или произведенного товара. Получателям дохода могут выступать все слои гражданско-правовых отношений: физические лица, коммерческие организации и государственные учреждения.
Согласного правового статуса, казенная организация вправе получать некоторые доходы: средства, полученные от использования и ликвидации государственного имущества (только с разрешения его собственника); доходы от выполнения работ и услуг (если возможность их получения предусмотрена уставом учреждения и не противоречит основной цели его деятельности); денежные средства, внесенные добровольно, для реализации конкретных целей.
Заметим, что все полученные доходы казенной организации перечисляются на территориальный счет казначейства для уплаты налогов, затем в федеральный бюджет, они не могут быть применены для обеспечения учреждения.
Контроль за их зачислением на лицевой счет осуществляется органами Федерального казначейства при отражении по лицевому счету бюджетополучателя, в частности, он может быть возложен на ГРБС.
Так, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Важной задачей для казенных организаций является возможность и порядок оплаты работникам выполняемых ими платных услуг (сверх государственного задания). Для образовательных учреждений, для которых эта ситуация наиболее характерна, нормативной правовой основой является ч. 9 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706. Также в учреждении должно быть принято положение о порядке предоставления платных образовательных услуг (принимается на ученом совете образовательной организации и утверждается руководителем учреждения). В указанном локальном акте организации, как правило, содержатся эти существенные положения.
Составление сметы расходов на каждый вид дополнительных образовательных услуг, тарификации педагогических работников и их заработной платы по выполнению обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг ложится на плечи руководителя учреждения и прописывается в приказе для начисления.
Заключение
В 1 главе научной работе был рассмотрен правовой статус государственных казенных учреждений, определена цель осуществления деятельности.
Теоретические основы правового статуса государственной казенной организации в Российской Федерации берут свое начало с анализа ее деятельности. Для термина «деятельность казенного учреждения» существует несколько определений. В широком смысле государственное управление рассматривается как деятельность правительства, реализация им своих полномочий. Для интерпретации в узком смысле характерно исследование государственного управления лишь в органах исполнительной власти.