Файл: Обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.12 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 12.08.2021).// СПС КонсультантПлюс. 2021.

1.13 Федеральный закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г.// Собрание законодательства РФ от 1996 г., №3, ст. 147.

2.2 Арустамян А.С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений: Обзорная статья. М.: Энигма, 2021. 53-56 с.

2.3 Беляков А.М. Санкционирование расходов федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации при казначейском исполнении бюджета// Экономика. 2021. №1. 89-90 с.

2.4 Болдырев В.А. О коммерческих и некоммерческих учреждениях// Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №11. 95-99 с.

2.5 Васильева Т.В. Правовое регулирование военных вузов как субъектов образовательной деятельности: дис. канд. юрид. наук. М. 2012. 47-48 с.

2.6 Душкин А.В. Особенности имущественного статуса казенных учреждений// Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. 2015. №10. 430-432 с.

2.9 Загребнев А.А. Правовая характеристика казенного учреждения как юридического лица// Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. 2020. №7. 104-107 с.

2.10 Землина О. М. Учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как участники бюджетных правоотношений : дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 112-118 с.

2.11 Ковальчук И.С. Организационные основы финансирования оказания услуг муниципальными казенными учреждениями// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №98. 177-180 с.

2.12 Кузнецова Т.А. Инструменты контроля за исполнением бюджета учреждения// Научный диалог. Экономика и менеджмент. 2018. №13. 19-22 с.

2.13 Маслова Е.А., Александрова О.Ю., Лебединец О.Н. Казенное учреждение как один из типов государственного или муниципального учреждения// Главврач. 2017. №4. 15-21 с.

2.14 Машкова Д.А. Роль и статус казенного учреждения как государственного (муниципального) предприятия// Молодежь в науке и творчестве. 2019. №4. 147-149 с.

2.15 Пепеляева Л.В. Бюджетные и казенные учреждения: особенности правового статуса и проблема его выбора// Вестник Российской нации. 2020. №14. 137-145 с.

2.16 Салчак А.А. Салчак Ч.Ш. Финансово-правовой статус казенных учреждений в Российской Федерации// Экономика и социум. 2022. №92. 203-206 с.

2.17 Слободенюк Д.В. Нормативно-правовой статус государственного казенного учреждения// Современная наука: проблемы и перспективы. 2019. №3. 132-136 с.

2.18 Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 132-137 с.

2.19 Терехова В.А. О статусе и налогообложении государственных казенных учреждений// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. №19. 15-17 с.



В соответствии с Бюджетным кодексом существуют следующие виды государственных доходов:

  1. налоговые;

  2. неналоговые;

  3. безвозмездные.

Налоговые доходы представляют собой платежи от субъектов гражданских правоотношений по налогам и сборам, а также пени и штрафы за несвоевременное их предоставление, в областной, федеральный или местный бюджеты. Примером таких доходов служит налог на доходы физических лиц в размере 13%, удерживаемый с зарплаты работодателем ежемесячно.

Неналоговые доходы – это средства, полученные государством не от налогообложения. На рисунке 1 рассмотрим его основные источники.

Таким образом, неналоговые доходы можно разделить на 6 категорий:

1) средства, полученные от использования государственного имущества: передача его в аренду, использование в качестве залога или доверительное управление;

2) средства, полученные от реализации государственного имущества: его продажа, утилизация на вторичное сырье;




Рисунок 1 – Источники неналоговых государственных доходов Российской Федерации
3) доходы от выполнения работ и услуг государственных учреждения: предоставление выписок, счетов, оказание медицинских услуг на платной основе;

4) принудительное изъятие денежных средств у граждан и юридических лиц при совершении административного правонарушения, уголовного преступления, причинение ущерба государственным органам власти;

5) добровольные платежи в бюджет, совершенные по инициативе граждан с целью реализации конкретного проекта: пожертвования на строительство социально-значимых объектов, поддержание их функционирования, проведение массовых культурных мероприятий.

6) иные платежи в бюджет.

Согласного правового статуса, казенная организация вправе получать некоторые из вышеприведенных доходов: средства, полученные от использования и ликвидации государственного имущества (только с разрешения его собственника); доходы от выполнения работ и услуг (если возможность их получения предусмотрена уставом учреждения и не противоречит основной цели его деятельности); денежные средства, внесенные добровольно, для реализации конкретных целей.

Заметим, что все полученные доходы казенной организации перечисляются на территориальный счет казначейства для уплаты налогов, затем в федеральный бюджет, они не могут быть применены для обеспечения учреждения.


Отметим, что вышеприведенные положения не применяются к бюджетным и автономным организациям, они вправе самостоятельно распоряжаться полученными доходами. Однако и по своим обязательствам они отвечают единолично и в полном объеме.

Автономные и бюджетные организации вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Любая другая деятельность нарушает российское законодательство.

Таким образом, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доходы от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, а также казенными учреждениями субъектов РФ, относятся к неналоговым доходам бюджета в полном объеме. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета [27].

Однако доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.


Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. [34]

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется по каждому сданному в аренду объекту отдельно. Полученные средства от прописанной в уставе деятельности казенной организации не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. С 01.01.2012 г. финансовые средства, возникшие при осуществлении деятельности являются федеральными доходами. То есть право на их использование у казенных организаций отсутствует.[4]

Контроль за их зачислением на лицевой счет осуществляется органами Федерального казначейства при отражении по лицевому счету бюджетополучателя, в частности, он может быть возложен на ГРБС. В случае перехода государственного учреждения на положение бюджетного учреждения эти средства поступают в его распоряжение и расходуются в соответствии с финансовым планом на уставные цели учреждения. При этом законодательством не установлен порядок их зачисления и расходования. При зачислении указанных средств на лицевой счет в органе казначейства, возникает неоднократно поднимавшийся вопрос о степени самостоятельности бюджетной организации в единоличном распоряжении «заработанными средствами». Аналогичный порядок действовал ранее для бюджетных учреждений и в переходный этап для казенных. При этом для «самостоятельного» расходования средств требовалась санкция органа казначейства.

Важной задачей для казенных организаций является возможность и порядок оплаты работникам выполняемых ими платных услуг (сверх государственного задания). Для образовательных учреждений, для которых эта ситуация наиболее характерна, нормативной правовой основой является ч. 9 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1441. Также в учреждении должно быть принято положение о порядке предоставления платных образовательных услуг (принимается на ученом совете образовательной организации и утверждается руководителем учреждения). В указанном локальном акте организации, как правило, содержатся эти существенные положения.


Оплата труда дополнительных платных образовательных услуг осуществляется на основе:

— средств специального счета ГБУ;

— иных внебюджетных зачислений.

Калькуляция стоимости дополнительных платных образовательных услуг осуществляется на основании расходов:

— на оплату труда работников образовательного учреждения, задействованных в системе дополнительных платных услуг;

— оплаты за пользование коммунальными услугами;

— развития материально-технической базы учреждения;

— прочих расходов.

Составление сметы расходов на каждый вид дополнительных образовательных услуг, тарификации педагогических работников и их заработной платы по выполнению обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг ложится на плечи руководителя учреждения и прописывается в приказе для начисления.

Заработная плата вольнонаемного педагогического состава выдается каждый месяц, с учетом необходимых налоговых отчислений независимо от количества праздничных, выходных и каникулярных дней, за фактически отработанное время (выполненную работу).

Оплата труда производится работникам учреждения, дополнительно оказывающим платные образовательные услуги, заключившим дополнение к трудовому договору (соглашение) с учреждением и назначенным приказом руководителя учреждения на должности, согласно утвержденного дополнительного штатного расписания.

Контролирующая функция над расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, также ложится на плечи руководителя учреждения.

Руководитель учреждения после полного и успешного завершения курса занятий в группах дополнительных платных образовательных услуг, вправе дополнительно поощрить работников при должном исполнении их обязанностей [30].

Таким образом, доходы – это материальное вознаграждение от выполненной работы, услуги или произведенного товара. Получателям дохода могут выступать все слои гражданско-правовых отношений: физические лица, коммерческие организации и государственные учреждения.

Согласного правового статуса, казенная организация вправе получать некоторые доходы: средства, полученные от использования и ликвидации государственного имущества (только с разрешения его собственника); доходы от выполнения работ и услуг (если возможность их получения предусмотрена уставом учреждения и не противоречит основной цели его деятельности); денежные средства, внесенные добровольно, для реализации конкретных целей.


Заметим, что все полученные доходы казенной организации перечисляются на территориальный счет казначейства для уплаты налогов, затем в федеральный бюджет, они не могут быть применены для обеспечения учреждения.

Контроль за их зачислением на лицевой счет осуществляется органами Федерального казначейства при отражении по лицевому счету бюджетополучателя, в частности, он может быть возложен на ГРБС.

Так, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Важной задачей для казенных организаций является возможность и порядок оплаты работникам выполняемых ими платных услуг (сверх государственного задания). Для образовательных учреждений, для которых эта ситуация наиболее характерна, нормативной правовой основой является ч. 9 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706. Также в учреждении должно быть принято положение о порядке предоставления платных образовательных услуг (принимается на ученом совете образовательной организации и утверждается руководителем учреждения). В указанном локальном акте организации, как правило, содержатся эти существенные положения.

Составление сметы расходов на каждый вид дополнительных образовательных услуг, тарификации педагогических работников и их заработной платы по выполнению обязанностей по предоставлению дополнительных платных образовательных услуг ложится на плечи руководителя учреждения и прописывается в приказе для начисления.

Заключение
В 1 главе научной работе был рассмотрен правовой статус государственных казенных учреждений, определена цель осуществления деятельности.

Теоретические основы правового статуса государственной казенной организации в Российской Федерации берут свое начало с анализа ее деятельности. Для термина «деятельность казенного учреждения» существует несколько определений. В широком смысле государственное управление рассматривается как деятельность правительства, реализация им своих полномочий. Для интерпретации в узком смысле характерно исследование государственного управления лишь в органах исполнительной власти.