Файл: Обусловлена масштабом функционирования государственных казенных учреждений в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.12 Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 12.08.2021).// СПС КонсультантПлюс. 2021.

1.13 Федеральный закон № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г.// Собрание законодательства РФ от 1996 г., №3, ст. 147.

2.2 Арустамян А.С. Правовые особенности сметно-бюджетного финансирования казенных учреждений: Обзорная статья. М.: Энигма, 2021. 53-56 с.

2.3 Беляков А.М. Санкционирование расходов федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации при казначейском исполнении бюджета// Экономика. 2021. №1. 89-90 с.

2.4 Болдырев В.А. О коммерческих и некоммерческих учреждениях// Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. №11. 95-99 с.

2.5 Васильева Т.В. Правовое регулирование военных вузов как субъектов образовательной деятельности: дис. канд. юрид. наук. М. 2012. 47-48 с.

2.6 Душкин А.В. Особенности имущественного статуса казенных учреждений// Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы. 2015. №10. 430-432 с.

2.9 Загребнев А.А. Правовая характеристика казенного учреждения как юридического лица// Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. 2020. №7. 104-107 с.

2.10 Землина О. М. Учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации как участники бюджетных правоотношений : дис. канд. юрид. наук. М., 2016. 112-118 с.

2.11 Ковальчук И.С. Организационные основы финансирования оказания услуг муниципальными казенными учреждениями// Международный научно-исследовательский журнал. 2020. №98. 177-180 с.

2.12 Кузнецова Т.А. Инструменты контроля за исполнением бюджета учреждения// Научный диалог. Экономика и менеджмент. 2018. №13. 19-22 с.

2.13 Маслова Е.А., Александрова О.Ю., Лебединец О.Н. Казенное учреждение как один из типов государственного или муниципального учреждения// Главврач. 2017. №4. 15-21 с.

2.14 Машкова Д.А. Роль и статус казенного учреждения как государственного (муниципального) предприятия// Молодежь в науке и творчестве. 2019. №4. 147-149 с.

2.15 Пепеляева Л.В. Бюджетные и казенные учреждения: особенности правового статуса и проблема его выбора// Вестник Российской нации. 2020. №14. 137-145 с.

2.16 Салчак А.А. Салчак Ч.Ш. Финансово-правовой статус казенных учреждений в Российской Федерации// Экономика и социум. 2022. №92. 203-206 с.

2.17 Слободенюк Д.В. Нормативно-правовой статус государственного казенного учреждения// Современная наука: проблемы и перспективы. 2019. №3. 132-136 с.

2.18 Субботкина Е.В. Гражданская правосубъектность военного образовательного учреждения высшего профессионального образования: дис. канд. юрид. наук. М., 2012. 132-137 с.

2.19 Терехова В.А. О статусе и налогообложении государственных казенных учреждений// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. №19. 15-17 с.



Почему казенные учреждения не могут получать доход от своей деятельности? Дело в том, что согласно ст. 50, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенные учреждения не являются коммерческими, а значит целью их функционирования не может быть извлечение прибыли. На основании Бюджетного кодекса Российской Федерации цель их деятельности прописана в уставе. А значит, прибыль от осуществления деятельности казенных учреждений может быть лишь в случае, когда она получена при выполнении главной цели функционирования и полностью ей соответствует.

Важно отметить, что в случае получения прибыли, казенная организация не может ей распоряжаться по своему усмотрению. Доход учреждения подлежит перечислению в бюджет соответствующего уровня [39].

Нормативно-правовой статус государственной казенной организации в Российской Федерации разнится со статусом бюджетной и автономной еще и в сфере имущественных отношений.

Так, казенное учреждение из-за специфики своей деятельности не может стать собственником имущества, оно может им владеть только на праве оперативного управления, т.е. пользоваться и распоряжаться исключительно с разрешения собственника. Как правило, собственником является Росимущество.

Если контролирующий орган не устроят методы пользования имуществом, его целесообразность применения, они вправе отозвать его из государственного казенного учреждения и перезакрепить за другим.

Поэтому прежде чем использовать имущество, казенная организация согласовывает свои действия с контролирующим органом. Для этого составляется проект утверждения, который направляется в Росимущество и рассматривается в течение 15 рабочих дней.

Если от Росимущества в течение 30 рабочих дней не поступает утверждение или мотивированный отказ, проект считается согласованным автоматически [1].

Рассмотрим, чем самостоятельно могут распоряжаться казенные организации. Во-первых, это предоставленные лимиты денежных средств, во-вторых – договорные обязательства.

Таким образом, в рамках предоставленного финансирования организации могут заключать договоры на поставку товаров, работ, услуг; вести трудовые отношения.

Однако и здесь не все так просто. Вести договорные отношения казенная организация, в зависимости от вида деятельности, обязана на основании конкурсных процедур 44-ФЗ от 05.04.2013 г. или 223-ФЗ от 18.07.2011 г. А численность штаба, как аттестованного, так и вольнонаемного регулируется нормами положенности и фиксированными окладами, указанными в Приказе 480 от 13.07.2019 г. и Федеральном законе 247-ФЗ от 19.07.2011 г.


В случае некорректного исполнения контрактов и договоров, как со стороны заказчика (работодателя), так и со стороны поставщика (работника), государственное казенное учреждение вправе представлять свои интересы в суде.

Еще одним ограничением в деятельности казенной организации служит невозможность предоставления и использования кредитов и займов, ценных бумаг, брокерских счетов, субсидий и субвенций [11].

Федеральный закон 7-ФЗ от 12.01.1996 г. дополнительно ставит прямой запрет казенной организации выступать учредителем или участником других юридических лиц.

Отличительной особенностью нормативно-правового статуса государственной казенной организации в Российской Федерации является правовая ответственность по возникшим обязательствам [21].

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам предоставленными ему лимитами бюджетных обязательств. Если их недостаточно, то остаточную ответственность несет собственник имущества, закрепленного за организацией [29].

Таким образом, нормативно-правовой статус государственной казенной организации в Российской Федерации характеризуется:

1) узконаправленной деятельностью;

2) приближенностью к социальной сфере;

3) высокой долей бюджетных средств в общем объеме финансирования;

4) ограничением в извлечении прибыли, невозможность самостоятельно ей распоряжаться;

5) владением имуществом на праве оперативного управления;

6) низким уровнем правовой ответственности по возникшим обязательствам.

Итак, в первой главе мы рассмотрели правовой статус государственных казенных учреждений, проанализируем правовое регулирование их финансового обеспечения в следующей главе.


Глава 2 Правовые нормы финансового обеспечения деятельности казенных организаций
2.1 Роль государственного задания в деятельности казенных организаций
Государственное задание является основой деятельности бюджетных и автономных учреждений. Для государственного учреждения мандат определяется, когда решение принимается ГРБС.

Государственное задание представляет собой нормативный документ, который содержит порядок выполнения работ и услуг государственным учреждением, определяет свод правил и инструкций к ним.

Государственное задание составляется главным распорядителем бюджетных средств. Распорядитель – это орган, получающий финансирование из бюджета и распределяющий его между иными подведомственными организациями.

Он ведет смету доходов и расходов нижестоящих органов, составляет бюджетную роспись, отчеты, распределяет лимиты обязательств и имеет соответствующую часть бюджета [12].

Рассмотрим, что представляет собой государственный заказ.

Государственный заказ – это задание на выполнение работ, оказание услуг государственным учреждениям за счет средств бюджета или внебюджетных фондов.

Государственное задание включает в себя:

1) наименование необходимых работ или услуг: их содержание, технические характеристики, сроки предоставления;

2) порядок расторжение и изменения контракта или договора;

3) правила и орган контроля за его исполнением;

4) перечень отчетной документации.

Государственный заказ по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам также должен включать в себя:

- определение категорий физических и юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- порядок его исполнения;

- максимально допустимые тарифы на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами.

На основании государственного задания строится бюджетная смета, предполагаемый объем финансирования казенных организаций.

Порядок создания государственного задания установлен Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или региональным (в случае местного финансирования), на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.


Из-за того, что государственным учреждениям сложно точно прогнозировать рост цен на ближайшие три года, законодательством предусмотрена возможность уточнения будущих периодов при подготовке проекта бюджета. [24]

Создание государственного задания происходит с использованием специальных экономических кодов ОКВЭД.

Общероссийский классификатор экономической деятельности (ОКВЭД) — документ, входящий в состав Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и содержащий статистическую информацию, позволяющую государственным органам понять, чем занимается субъект предпринимательской деятельности.

Он утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

Поскольку используемые в нем признаки классификации видов экономической деятельности характеризуют сферу деятельности, производственные процессы, но не учитывают такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма, ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не проводится различие между внутренней и внешней торговли, рыночной и нерыночной, коммерческой и экономической деятельностью некоммерческих организаций.

Если необходимая услуга или работа отсутствует в классификаторе, федеральные органы могут создавать государственное задание по региональному перечню услуг, не входящих в ОКПД2, с одним условием: включение в указанный нормативный классификатор не должно влечь расходных обязательств. Такие списки в обязательном порядке должны быть размещены на едином портале бюджетной системы Российской Федерации [6].

Порядок формирования финансового обеспечения регламентируется приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст и включает:

1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного заказа, отчета о его исполнении;

2) порядок расчета его объема, контроль за выполнением;

3) Если количество и качество закупленных товаров, работ или услуг не были реализованы в полном объеме при исполнении государственного контракта, он считается неисполненным.

Таким образом, государственное задание играет немаловажную роль в деятельности казенных организаций. На его основе создается прогноз бюджетной сметы, величина финансирования
, количество заключенных контрактов, отчетная документация.

Для создания государственного задания используют специальные экономические коды ОКВЭД.

Порядок создания государственного задания установлен Правительством, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или региональным, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Из-за того, что государственным учреждениям сложно точно прогнозировать рост цен на ближайшие три года, законодательством предусмотрена возможность уточнения будущих периодов при подготовке проекта бюджета.

Итак, мы рассмотрели роль государственного задания в деятельности казенных организаций, проанализируем их нормативно-правовые особенности финансирования.
2.2 Нормативно-правовые особенности финансирования казенных организаций
Прежде, чем исследовать нормативно-правовые особенности финансирования казенных организаций, рассмотрим понятия финансирования.

По мнению Ковальчук И.С.: «Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в результате реального денежного оборота при образовании, распределении и использовании денежных средств. Средства государственных учреждений формируются за счет бюджетных источников, под которыми понимается планомерная, целевая, безвозмездная и безвозвратная эмиссия денег из бюджета» [31].

Если рассматривать финансы в бытовом смысле, то они являются не чем иным как деньгами, имеющимися в распоряжении у домашнего хозяйства. Финансы же государственных организация являются инструментом расчета в процессе ведения гражданских правоотношений, для оплаты заключенных контрактов и договоров на оказание услуг или выполнение работ, поставку товаров; служащих для поддержки функционирования учреждения.

Отметим, что совершать закупки казенная организация вправе лишь с использованием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральные государственные казенные учреждения вправе получать дополнительное финансирование в виде грантов от негосударственных фондов, физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, при отсутствии условий их возврата или получения взаимовыгоды различных форм. Полученные средства должны использоваться в соответствии с основными целями деятельности организации.