ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия № 2 «Неофрейдизм» (выполняется после изучения темы № 11)
2. Аналитическая психология К. Юнга. Структура личности
3. Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа.
Ответ:
1.По Юнгу, структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного (состоит из архетипов: архетип Персона, архетип тень, архетип самость, анимус - анима).
Уровни:
1.Сознание - Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.
2.Индивидуальное - Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем.
3.Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.
2.В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.
1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола.
Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.
Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.
2. Архетип Персона (Маска)
— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.
К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.
3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.
Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.
Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.
Тестовые задания к практическому занятию № 2
1. Создателем психоаналитического направления в психологии явился
А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) Э.Эриксон Д) Э.Фромм
2. К представителем различных ветвей психоаналитического направления относятся все перечисленные ниже ученые, кроме
А) К.Юнга Б) В.Райха В) О.Ранка 2 Г) Н.Миллера Д) А.Адлера
3. Концепция либидо была предложена
А) К.Юнгом Б) В.Райхом В) О.Ранком Г) А.Адлером Д) З.Фрейдом
4. Энергия влечения, которая является источником мыслей и поведения, в классическом психоанализе получила название
А) эрос Б) танатос В) либидо Г) оргон Д) инстинкт
5. З.Фрейд считал, что события, которые стали причиной наших проблем в настоящем, необходимо
А) вспомнить Б) осознать В) проработать Г) пережить Д) все ответы верны
6. Психоанализ - это
А) глубинная психология (направление психологии) Б) анализ личности, ее биографии (метод изучения личности) В) учение о бессознательном Г) лечение разговором (метод психотерапии) Д) все ответы верны
7. Из всех подходов в рамках глубинной психологии хронологически более ранним является такое направление, как
А) фрейдизм Б) эго - психология В) неофрейдизм Г) трансактный анализ Д) теория привязанности
8. Перу З.Фрейда принадлежат перечисленные ниже работы, кроме одной. Назовите ее: 3
А) «Психология сновидений» Б) «Психологические типы» В) «Психопатология обыденной жизни» Г) «Достоевский и отцеубийство» Д) «По ту сторону принципа удовольствия»
9. Модель психики, согласно которой движущей силой поведения являются конфликтующие тенденции, называется
А) механистическая модель психики Б) статическая модель психики В) динамическая модель психики Г) бессознательная модель психики Д) мотивационная модель психики
10. Методологическим принципом психоанализа является такое положение: А) понимание психического как личностного, мотивационного Б) рассмотрение развития как адаптации к среде В) движущие силы психического развития - врожденные и бессознательные Г) основы личности закладываются уже в раннем детстве Д) все ответы верны
11. На основные положения психоаналитической теории повлияло то, что З.фрейд имел образование и практику в области
А) юриспруденции Б) искусства В) педагогики Г) медицины Д) математики
12. З.Фрейд жил и работал в городе, который до сих пор считается родиной и центром психоанализа и который дал название классическому психоаналитическому подходу – это
А) Лейпциг Б) Вена В) Мюнхен Г) Вюрцбург Д) Берлин
13. Знаменитую работу «Исследование истерии» З.Фрейд написал вместе со своим старшим коллегой и другом - известным психиатром
А) Э.Брюке Б) Ф.Брентано В) Й.Брейером 4 Г) Ж.Шарко Д) К.Г.Юнгом
14. В работе «Исследование истерии» описано пять клинических примеров, один из которых стал классикой психоанализа и вошел во все учебники в качестве хрестоматийного примера истерического невроза - он называется
А) «случай Марии Н.» Б) «случай Анны О.» В) «случай маленького Ганса» Г) «случай Альберта» Д) «человек - волк»
15. Основной метод терапевтической работы с пациентом в классическом психоанализе –
А) гипноз Б) метод незаконченных предложений В) метод свободных ассоциаций Г) метод ранних воспоминаний Д) метод работы с метапрограммами
16. По теории Фрейда либидо - это энергия
,А) соответствующая потребности в самореализации личности Б) возникающая в результате подавления полового влечения В) лежащая в основе жизненных влечений Г) свойственная только человеку Д) появляющаяся в нездоровой психик
17. Последователем и сторонником З.Фрейда, который затем отошел от его теории и создал собственный подход в рамках психоаналитического направления, является
А) К.Юнг Б) А.Адлер В) О.Ранк Г) В.Райх Д) все ответы верны
18. Областью проявления бессознательного, по Фрейду, является
А) сновидения Б) ошибочные действия В) невротические симптомы Г) забывание, затеривание Д) все ответы верны
19. З.Фрейд описал случаи, названные им как «человек - крыса» и «человек - волк» как примеры проявления
А) истерического невроза Б) невроза навязчивости В) неврастении Г) шизофрении Д) эпилепсии
20. Исследователь, который ввел в психологию понятие коллективного бессознательного, - это
А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) К.Хорни Д) Э.Фромм
21. Подход, созданный К.Г.Юнгом, называется
А) глубинной психологией Б) аналитической психологией В) индивидуальной психологией Г) Эго - психологией Д) неофрейдизмом
22. Создавая свою теорию, К.Г.Юнг ввел в психологию понятия, перечисленные ниже, кроме одного. Укажите его.
А) архетип Б) коллективное бессознательное В) эдипов комплекс Г) анимус Д) тень
23. К основным архетипам личности, по К.Юнгу, относятся перечисленные ниже, кроме
А) персоны Б) тени В) анимы Г) ид Д) самости
24. К истинным утверждениям относится то, что К.Г.Юнг
А) являлся первым президентом Международной психоаналитической ассоциации Б) опубликовал работу «Символы трансформации» 6 В) исследовал восточные религии, алхимию, парапсихологию и мифологию Г) считал, что развитие личности продолжается в течение всей жизни Д) все ответы верны
25. Коллективное бессознательное, по К.Юнгу
А) передается по наследству Б) осознано в некоторой степени и представлено в форме законов В) передается целенаправленно в процессе обучения и воспитания Г) существует в социальном пространстве, а не в индивидуальной психике Д) все ответы верны
26. Для изучения сферы бессознательного К.Г.Юнг использовал
А) анализ сновидений Б) ассоциативный эксперимент В) метод активного воображения Г) метод амплификации Д) все ответы верны
27. Создателем «Индивидуальной психологии» является
А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) Э.Фромм Д) К.Роджерс
28. Теория А.Адлера относится к такому направлению психологии, как
А) глубинная психология Б) когнитивная психология В) экзистенциальная психология Г) бихевиоризм Д) психология сознания
29. Одним из центральных понятий в теории А.Адлера является понятие
А) эдипова комплекса Б) комплекса неполноценности В) комплексного подхода Г) невроза Д) архетипа
30. К основным понятиям в теории А.Адлера относятся перечисленные ниже, кроме такого, как
А) фиктивный финализм Б) чувство неполноценности 7 В) жизненный стиль Г) социальный интерес Д) базальная тревога
31. А.Адлер создавал свою психологическую теорию
А) в начале 18 века Б) в конце 18 века В) в середине 19 века Г) в первой половине 20 века Д) во второй половине 20 века
32. Психоаналитик, в теории которого описано влияние порядка рождения на личность и особенности личности старшего, среднего и младшего ребенка в семье, - это
А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) К.Хорни Д) Г.Салливан
33. Психоаналитик, развивавший идею о родовой травме, - это
А) З.Фрейд Б) А.Адлер В) В.Райх Г) О.Ранк Д) Э.Фромм
34. Автором концепции «мышечного панциря» является
А) З.Фрейд Б) К.Юнг В) А.Адлер Г) К.Хорни Д) все ответы неверны
35. Одна из известных работ О.Ранка называется
А) «Травма рождения» Б) «Травма зачатия» В) «Травма детства» Г) «Травма любви» Д) «Травма черепа»
36. О. Ранк внес большой вклад в изучение развития
А) мышления 8 Б) внимания В) воли Г) темперамента Д) памяти
37. Теория, которая дала начало развитию телесно - ориентированного подхода в психотерапии, принадлежит
А) З.Фрейду Б) В.Райху В) О.Ранку Г) А.Маслоу Д) Д.Уотсону
38. Психоаналитик, который был членом коммунистической партии и пытался соединить идеи З. Фрейда и К.Маркса, - это
А) А.Адлер Б) К.Юнг В) О.Ранк Г) В.Райх Д) все ответы неверны
39. Автором концепции «оргонной энергии» является
А) З.Фрейд Б) А.Адлер В) К.Юнг Г) В.Райх Д) О.Ранк
40. Представителями неофрейдизма являются нижеперечисленные авторы, кроме одного - укажите его:
А) З.Фрейд Б) К.Хорни В) Э.Фромм Г) Г.Салливан Д) все ответы неверны
41. Направление, истоком которого являются идеи Фрейда, но которое придает большое значение роли общества, культурным и