Файл: Семинарского занятия 2 Неофрейдизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
межличностным факторам в формировании личности, называется

А) бихевиоризм Б) необихевиоризм В) фрейдизм Г) неофрейдизм 9 Д) психоанализ

42. Концепцию «гуманистического психоанализа» предложил

А) З.Фрейд Б) Э.Фромм В) В.Франкл Г) К.Роджерс Д) А.Маслоу

43. Э.Фромм является представителем такого направления, как

А) гештальтпсихология Б) фрейдизм В) неофрейдизм Г) необихевиоризм Д) экзистенциальная психология

44. Работа Э.Фромма называется

А) «Бегство от неволи» Б) «Бегство от свободы» В) «Бегство от любви» Г) «Бегство от себя» Д) «Волевая терапия»

45. Работы Г.С.Салливана относятся к

А) 18 веку Б) началу 19 века В) второй половине 19 века Г) первой половине 20 века Д) второй половине 20 века

46. Автором концепции, известной как «межличностная теория психиатрии» является

А) А.Маслоу Б) К.Хорни В) Э.Фромм Г) Г.Салливан Д) Л.С.Выготский

47. Психоаналитик, который подчеркивал, что человек сам является творцом своей личности, создающим свою жизнь благодаря реализации собственного «творческого Я», - это

А) А.Маслоу Б) А.Адлер 10 В) З.Фрейд Г) Г.Салливан Д) Л.Фестингер

48. К.Хорни назвала чувство, связанное с ощущением одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира

А) комплексом неполноценности Б) комплексом недостаточности В) чувством вины Г) базальной тревогой Д) невротической потребностью

49. К.Хорни придерживалась взглядов о том, что на развитие человека доминирующее влияние оказывает

А) система врожденных инстинктов Б) социальное окружение В) тип темперамента Г) генотип Д) все ответы верны

50. К.Хорни выделила перечисленные ниже базовые ориентации личности, связанные с защитными стратегиями поведения, кроме такой, как

А) движение «от людей» Б) движение «к людям» В) движение «против людей» Г) движение «за людей» Д) все ответы верны

51. Один из лидеров детского психоанализа, автор работы «Детский психоанализ», -

А) З.Фрейд Б) А.Адлер В) Г.Салливан Г) М.Клейн Д) Л.С.Выготский

52. Автор, выделивший восемь психосоциальных кризисов в развитии личности - это

А) З.Фрейд Б) Г.Салливан В) Э.Эриксон Г) К.Юнг Д) Д.Б.Эльконин 11

53 Э.Эриксон является представителем направления

А) эго - психология Б) транзактный анализ В) теория объектных отношений Г) культурно - историческая теория Д) структурный психоанализ


54. Э.Эриксон полагал, что развитие личности

А) происходит на первом году жизни Б) происходит в первые три года жизни В) происходит в первые пять лет жизни Г) заканчивается в подростковом возрасте Д) продолжается в течение всей жизни

55. Согласно теории Э.Эриксона, в подростковом возрасте человек проходит через кризис

А) сексуальности Б) идентичности В) невротичности Г) межличностных отношений Д) семейных отношений

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3 «Развитие когнитивной психологии и когнитивно-бихевиоральной психотерапии» (выполняется после изучения темы № 13)

8. А.Бек. Когнитивные искажения.

9. Стратегии и техники когнитивно-бихевиоральной психотерапии.

Ответ:

8.«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». Другими словами, мысли формируют мир вокруг нас. Однако та реальность, которую мы себе представляем, весьма субъективна и зачастую не имеет ничего общего с действительностью. Бек неоднократно повторял: «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».

Неконструктивные мысли Бек называл когнитивными искажениями

Наиболее распространенные виды когнитивных искажений

 произвольные умозаключения - извлечение выводов в отсутствие подтверждающих факторов или даже при наличии факторов, противоречащих заключениям;

 сверхобобщение - выведение общих принципов поведения на основе одного или нескольких инцидентов и широкое применение их как к соответствующим, так и к несоответствующим ситуациям, например, квалификация единичной и частной неудачи как «полного провала» при психогенной импотенции;

 избирательные произвольные обобщения, или селективное абстрагирование, - понимание происходящего на основе вырывания деталей из контекста при игнорировании другой, более значимой информации; селективная избирательность к негативным аспектам опыта при игнорировании позитивных. Например, пациенты с тревожно-фобическими расстройствами в потоке сообщений средств массовой информации «слышат» главным образом сообщения о катастрофах, глобальных природных катаклизмах или убийствах;

 преувеличение (катастрофизация) или преуменьшение - искаженная оценка события, понимание его как более или менее важного, чем оно есть на самом деле. Так, депрессивным пациентам свойственно преуменьшать собственные удачи и достижения, занижать самооценку, преувеличивая «ущербы» и «потери». Иногда эту особенность называют «асимметричной атрибуцией удачи (неуспеха), что подразумевает склонность ответственность за все неудачи приписывать себе, а удачи «списывать» за счет случайного везения или счастливого случая;



 персонализация - видение событий как результатов собственных усилий при отсутствии последних на самом деле; склонность соотносить с собой события, в действительности не связанные с субъектом (близко эгоцентрическому мышлению); усматривание в словах, высказываниях или поступках других людей критики, оскорбления в свой адрес; с определенными оговорками сюда можно отнести феномен «магического 22 мышления» - гиперболизированную уверенность в своей сопричастности любым или особо «грандиозным» событиям или свершениям, вера в собственное ясновидение и прочее;

 дихотомическое мышление - причисление события к одному из двух полюсов, например, абсолютно хороших или абсолютно плохих событий.

9. Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходили из того, что человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление - от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, не конструктивное, а то и просто ошибочное, неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда - ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы.

В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.

Методики:

1. Методика переоценки: проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.

У пациента есть возможность сделать свои реакции более соответствующими реальности после обзора множества факторов, влияющих на ситуацию, или применяя логический анализ фактов. Женщина с синдромом тревожности печально объясняла, что чувствовала тошноту, головокружение, возбуждение и слабость, когда «была растревоженной». После проверки альтернативных объяснений она посетила врача и узнала, что заражена кишечным вирусом

2. Децентрация, или деперсонологизация мышления применяется при работе с пациентами, чувствующими себя в центре внимания окружающих и страдающими от этого, например при социофобии. Такие пациенты всегда уверены в собственной уязвимости к мнению окружающих о них и всегда настроены на ожидание негативных оценок; они быстро начинают чувствовать себя смешными, отвергнутыми или подозреваемыми.

3. Сознательное самонаблюдение. Депрессивные, тревожные и прочие пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец


Коррекция степени тревожности помогает пациенту увидеть, что даже во время приступа его страх имеет начало, пик и конец. Это знание позволяет сохранить выдержку, разрушает деструктивное представление о том, что должно случиться самое худшее, и укрепляет пациента в мысли, что он может пережить страх, что страх непродолжителен и что просто следует переждать волну страха

4. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

5. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.

Тестовые задания к практическому занятию № 3

1. Основателем генетической психологии является швейцарский психолог

А) А.Маслоу Б) Д.Бьюдженталь В) О.Зельц Г) К.Левин Д) Ж.Пиаже

2. Несколько лет Ж.Пиаже посвятил разработке такого нового метода, как

А) интроспекция Б) метод свободных ассоциаций В) метод бессмысленных слогов Г) метод клинической беседы Д) метод наблюдения

3. Центральным в работах Ж.Пиаже было изучение

А) групповой динамики Б) развития мышления В) особенностей интеллекта обезьян Г) закономерностей зрительного восприятия Д) причин возникновения неврозов

4. Ж.Пиаже исходил из представления о том, что основой психического развития является

А) развитие интеллекта Б) развитие эмоций и чувств В) развитие межличностных отношений Г) развитие мелкой моторики Д) психосексуальное развитие

5. Дж.Миллер и У.Найссер стояли у истоков такого научного направления, как А) психоанализ Б) гештальт-психология В) гуманистическая психология Г) когнитивная психология Д) необихевиоризм

6. В когнитивной психологии в качестве модели для понимания процессов обработки информации человеком была распространена метафора 6

А) зеркала Б) ящика В) компьютера Г) телефона Д) магнитофона

7. Г.Келли разработал теорию, которая называется

А) теорией личностных неврозов Б) теорией личностных черт В) теорией личностных конструктов Г) теорией ролей Д) теорией поля


8. Метод репертуарных решеток был предложен

А) Ж.Пиаже Б) Л.С.Выготским В) А.Маслоу Г) З.Фрейдом Д) Г.Келли

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №4 «Экзистенциальная и гуманистическая психология и психотерапия» (выполняется после изучения темы № 14)

6. Логотерапия В. Франкла.

Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века. Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.

Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение «смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной природой человека

Логотерапия — специфическая терапия при экзистенциальной фрустрации, экзистенциальном вакууме или либо при жалобах на отсутствие смысла жизни (ноогенных неврозах).

Цели логотерапии — помочь пациенту:

 устранить фрустрацию путем заполнения вакуума и обрести цель и смысл своего существования;

 достичь наиболее полной активизации своей жизни;

 переживать существование как постоянное усилие по актуализации ценностей,

 сознательно принять ответственность за себя и ощутить ценность признания ответственности за конкретную задачу. Клиенту должно быть предоставлено право выбора: за что, перед кем или перед чем нести ответственность.

При лечении психогенных невротических реакций логотерапия направлена не на симптомы или их психогенез, а на отношение пациента к симптомам

Техники логотерапии:

1)Техника парадоксальной интенции (Франкл, 1939 г.) требует или поощряет пациента делать то, что вызывает у него страх. Страдающий обсессивно-компульсивным расстройством пациент перестает сопротивляться навязчивым мыслям и действиям, а страдающий фобией прекращает бороться со страхами, разрывая тем самым порочный круг антиципаторной тревоги. Это полностью меняет отношение пациента к ситуации. Кроме того, «все это делается в максимально шутливой форме. Изменение отношения к симптому позволяет пациенту дистанцироваться от него, отстраниться от своего невроза... Если удается успешно подвести пациента к тому, чтобы он перестал бороться или избегать своих симптомов, 9 а наоборот, стал бы их преувеличивать, можно наблюдать, как симптомы постепенно ослабевают, и пациент более не находится под их властью...