Файл: 1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Экономическое содержание бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления. Роль бюджетов в реализации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетные средства предназначены для:

     1) функционирования органов государственного управления;

     2) осуществления международной деятельности государства;

     3) национальной обороны;

  4) функционирования федеральной судебной системы;

    5) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

    6) развития промышленности, энергетики и строительства;

    7) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    8) развития образования, культуры;  

    9)осуществления социальной политики и т. д.

Основные бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти: 1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ; 2) составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, их утверждение и исполнение; 3) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ; 4) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; 5) установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений; 6) и др.;

Бюджетные полномочия органов местного самоуправления:

1) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

2) осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

3) детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

4) составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района;

2. Общие черты бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления и иных фондов денежных средств.


Общие черты:

  • Обособленный характер и самостоятельность функционирования;

  • Целевое назначение

  • Сбалансированность

  • Правовая регламентация порядка образования и использования.

  1. Специфические черты бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления.

Бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финансовых фондов, бюджетный фонд обладает специфическими чертами – масштабностью, маневренностью в процессе его формирования и использования[3] и многоцелевым использованием средств (схема 1.5).

  1. Многоцелевое использование средств бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления.

Под расходами бюджета понимают денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы направлены на:

  • - государственное и муниципальное управление

  • - национальную оборону

  • - правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

  • - осуществление международной деятельности

  • - поддержку отраслей сферы материального производства

  • - фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу

  • - содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения

  • - охрану окружающей природной среды и природных ресурсов

  • - обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти.

Органы государственной власти и местного самоуправления определяют направление использование бюджетных средств.

Существует три основания классификации расходов, в соответствии с которыми выделяются:
а) функциональная классификация расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства


  • б) экономическая классификация расходов, которая является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию;

  • в) ведомственная классификация расходов федерального бюджета, которая является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджет.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

  • - ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

  • - средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

  • - трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

  • - ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

  • - ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увелечению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

  • - бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

  • - субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

  • - инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

  • - бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

  • - кредиты иностранным государствам;

  • - средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

5. Масштабность средств бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления, факторы на нее влияющие.

Бюджетный фонд отличает от других финансовых фондов масштабность концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. В бюджетных фондах в России в настоящее время концентрируется около 30 % всех финансовых ресурсов. Масштабы концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления зависят от:


- уровня развития экономики и государственного регулирования экономики, обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютный размер валового внутреннего продукта. Чем выше уровень экономического развития, тем меньшая доля финансовых ресурсов концентрируется в бюджете. Но, с другой стороны, на масштабы концентрации влияет одновременно и политика в области государственного регулирования экономики;

- методы хозяйствования. Если преобладают рыночные методы, то меньшая доля финансовых ресурсов концентрируется в бюджете, при административно-командных методах – наоборот. В СССР, например, около 80% финансовых ресурсов перераспределялось через государственный бюджет;

-специфические условия, характерные для определенного исторического этапа развития страны. В СССР после “военного коммунизма” в 1923-26 гг. уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете достигал 90%. Тогда в концепции сущности советских финансов финансовые ресурсы отождествлялись только с бюджетными ресурсами);

- цели и задачи бюджетной политики, определяющие приоритетные направления распределения бюджетных средств в пользу отдельных отраслей экономики, территорий, определенных категорий граждан. При проведении пенсионной реформы, реформы образования и здравоохранения, реформы по замене натуральных льгот денежными компенсациями, при реформировании вооруженных сил и т. п., необходимы значительные финансовые ресурсы. После проведения реформ объемы финансирования из бюджетов реформированным отраслям должны снижаться, а следовательно и уровень концентрации финансовых ресурсов в бюджете должен снизиться, но на момент проведения реформ уровень концентрации повышается;

-исторические традиции, присущие соответствующему государству. В России был силён уклад государственного начала в управлении, поэтому имеется более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в бюджетных фондах по сравнению с другими странами.

  1. Маневренность средств бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления, способы ее обеспечения.

Маневренность бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления зависит от Масштабности или размера бюджета в абсолютном и в относительном выражении, и выражается в необходимости распределения бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы, по отраслевому и целевому назначению в рамках установленного законодательства. Маневренность проявляется через единство организации бюджетной системы и наблюдается как на стадии проектирования бюджета, так и на
стадии его исполнения

Обеспечение маневренности бюджетного фонда:

  • · Принцип общего (совокупного) покрытия расходов

  • · Принцип единства кассы

  • · Бюджетные резервы

  • · Бюджетные кредиты

  • · Возможность внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения

  1. Особенности бюджета государственного внебюджетного фонда.

- Строгая целевая направленность и планирование органами
государственной власти;
- Внебюджетные фонды в качестве источника формирования
используют обязательные отчисления физических и
юридических лиц;
- Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей,
установленных государством;
- Средства фонда не подлежат изъятию для использования в
целях, отличных от назначения данного фонда;
- Учет расходов фонда производится по распоряжению
Правительства РФ или правления фонда

8. Понятие бюджетного устройства государства, его элементы

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. К элементам бюджетного устройства РФ относятся:

1) Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ;

3) Принципы бюджетной системы РФ - исходные средства воспроизведения сущности бюджета как экономико-правовой категории, которые влияют на применение правовых средств для регулирования бюджетных отношений.

9. Бюджетное устройство федеративного и унитарного государств

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке. Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом.