Файл: Оглавление 3 1 Отношения с Монголией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1 Отношения с Монголией



Монголия всегда стремилась поддерживать добрососедские и дружеские отношения со своими соседями. Китай был и остается одним из таких приоритетов. Общее состояние международных отношений в регионе зависит от отношений Монголии с Китаем.

Определение целей развития Монголии, характер и скорость краткосрочного и долгосрочного развития во многом зависят от уровня и состояния монголо-китайских отношений.

За последние десять лет Монголия добилась значительного прогресса на пути демократических реформ, но были определенные просчеты в области экономической стратегии и структурной политики, в том числе межгосударственных отношений, и необходимо найти пути исправления просчетов1.

Отношения между Монголией и Китаем в разные исторические периоды достаточно сложны. В настоящее время монголо-китайские отношения совершают качественный скачок.

С 1960 г. монголо-китайские отношения стали замедляться, а с августа 1964 г. торгово-экономические отношения двух стран практически прервались. Только с 1980 года совместными усилиями двух стран удалось добиться положительного прогресса. 30 марта 1989 г. Монголия и Китайская Народная Республика подписали межправительственное соглашение о создании межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.29 апреля 1994 г. Монголия и Китайская Народная Республика подписали дружественное и Соглашение о сотрудничестве В декабре 1998 года президент Монголии Багабанди совершил свой первый государственный визит в Пекин.

Благодаря Договору о дружбе и сотрудничестве 1994 г. и Совместным заявлениям 1998 и 2003 гг. отношения между двумя странами продолжают расширяться и развиваться, налажен механизм взаимных визитов на высоком уровне. Правительства, неправительственные организации и неправительственные обмены становятся все более тесными, что значительно укрепляет взаимное доверие и сотрудничество между странами. Энхбаяр, действующий президент Монголии, считает, что монголо-китайское сотрудничество будет и впредь укрепляться, сферы сотрудничества будут постепенно расширяться, а содержание – обогащаться1.

Торгово-экономические отношения с Китаем являются одним из приоритетов Монголии. Китай является одним из крупнейших инвесторов в монгольскую экономику. Объем торгов в долларовом выражении составил 324 миллиона долларов США. Эта сумма значительна для Монголии.


В настоящее время, когда Монголия и Китай налаживают нормальные политические отношения, все больше внимания уделяется экономическому и торговому сотрудничеству. Торговля между двумя странами за последние несколько лет выросла в пять раз, и Китай, вероятно, станет основным торговым партнером Монголии, роль которого по-прежнему принадлежит России.

Такому быстрому скачку способствовало создание системы рыночных отношений наибольшего благоприятствования. Китай и Монголия открыли двери для взаимных поставок всех товаров, сводя к минимуму, а часто и устраняя пошлины и налоги. Сегодня монгольский продовольственный рынок в основном наводнен китайской продукцией. Для граждан обеих стран установлен безвизовый режим при пересечении границы. За последние несколько лет большая часть сырья для животноводства Монголии — шкуры скота, шерсть и пух — проделала путь на юг, а затем распространилась во всех направлениях в виде кожи, кашемировой одежды и других продуктов. В Монголии появляется все больше строительных, торговых и производственных предприятий с участием китайского капитала. Китай стал одним из крупнейших инвесторов Монголии, задолжав своему южному соседу около 400 000 долларов. Хотя сроки их платежей подошли, Пекин не торопится. Также в 1998 году было подтверждено соглашение о предоставлении Улан-Батору льготного кредита в размере 100 млн юаней (на 12 лет под 3% годовых), а также безвозвратного кредита в размере 30 млн юаней1.

Нефтяная промышленность становится новой областью, что знаменует собой расширение сотрудничества между двумя сторонами. Нефть, добываемая в восточной Монголии, в настоящее время отправляется на переработку в Китай. Частные компании двух стран изначально подписали соглашение о выделении средств на строительство совместного нефтеперерабатывающего завода мощностью 1 млн тонн в год в Монголии. Продукция, произведенная обеими сторонами, будет разделена поровну2.

Улан-Батор получил заверения китайского руководства в том, что они полностью поддержат строительство газопровода от башни Ковик до страны Северо-Восточной Азии через территорию Монголии и линий электропередач вдоль нее. Предложение Монголии о сотрудничестве в реализации трансазиатских воздушных, железнодорожных и автомобильных транспортных проектов получило весьма положительный отклик в Пекине.



В 1990 году общий объем внешней торговли между двумя странами составил 33,6 млн долларов США. В 2006 году этот показатель достиг 1,4503 млрд долларов США, что в 43,2 раза больше, чем в 1990 году3.

В Монголии Китай сейчас лидирует по объему инвестиций и количеству совместных предприятий. С 1990 по 2006 год Китай инвестировал в Китай 841,6 млн долларов США.

Почти половина прямых иностранных инвестиций Монголии приходится на китайские инвестиции.

Причина, по которой Монголия и Китай надеются на тесное и разнообразное сотрудничество, заключается в том, что два народа имеют долгую историю сосуществования. Во времена Чингисхана Китай был полностью частью Монгольской империи, а в более поздние времена Монголия была автономной частью Китая.

На сегодняшний день двум странам удалось решить все вопросы, связанные с территориальным разграничением. Система обеспечения охраны границы, решения пограничных проблем, связанных с несанкционированным пересечением границы, решаются через пограничные представительные органы.

В октябре 2007 года, когда премьер-министр Монголии Энхболд встретился с помощником министра торговли Китая Чэнь Цзянем, находившимся с визитом в Улан-Баторе, он выразил надежду на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с Китаем.

Как сказал Энхболд на встрече, «в последние годы обмены на высоком уровне между Монголией и Китаем продолжают расширяться, лидеры двух стран достигли широкого консенсуса в отношении развития двусторонних отношений, а экономическое и торговое сотрудничество неуклонно продвигается вперед. Предприятия активно участвуют в освоении природных ресурсов Монголии»1.

Чэнь Цзянь заявил, что Китай готов укреплять сотрудничество с Монголией в горнодобывающей, транспортной, инфраструктурной и других областях, и пообещал ускорить реализацию проектов сотрудничества, по которым лидеры двух стран достигли консенсуса2.

Китай стал крупнейшим инвестором и торговым партнером Монголии. Тем не менее, две страны по-прежнему обладают большим потенциалом в области торгово-экономического сотрудничества, в связи с чем повышение уровня двустороннего торгово-экономического сотрудничества и дальнейшее раскрытие потенциала торгово-экономического сотрудничества и инвестиций должны стать главным приоритетом. Это
привлекло внимание как правительств, так и их соответствующих структур. Дальнейшее укрепление монголо-китайских экономических и торговых отношений не только будет способствовать экономическому развитию двух стран, но и сыграет важную роль в процессе экономической интеграции во всем регионе.

Видно, что торгово-экономические отношения между Китаем и Монголией на данном этапе находятся в стадии развития. При этом процесс идет гораздо медленнее, чем хотелось бы китайской стороне, наиболее заинтересованной в сотрудничестве.


1.2 Отношения с Центральной Азией



К середине 1990-х китайское правительство установило четыре основных принципа политики в отношении Центральной Азии: приверженность добрососедству и дружбе на основе мирного сосуществования, содействие общему процветанию посредством взаимного сотрудничества, невмешательство во внутренние дела центральноазиатских страны, а также уважение и уважение к Китаю. право по своему выбору укреплять региональную стабильность на основе уважения суверенитета других государств региона1. На практике это означает, что политика основана на конструктивных и позитивных отношениях с центральноазиатскими соседями.

В этом контексте развитие торгово-экономических отношений в регионе является фундаментальным и естественным двигателем политики. В то же время Китай не намерен навязывать этим странам свою модель развития и выступает против вмешательства любой другой страны в их внутренние дела. Китай намеренно не ставит амбициозных целей в Центральной Азии, чтобы избежать конкуренции между крупными державами. Об этом свидетельствуют данные: в 2006 г. общая доля стран Центральной Азии во внешней торговле Китая составляла около 0,6%. В то же время Китай занимает исключительно важное место во внешнеторговых связях стран региона. По итогам 2006 года доля Китая в объеме внешней торговли стран Центральной Азии составляет около 12%1.

Однако Китаю потребовалось много времени, чтобы сформулировать стратегию для Центральной Азии. Появление у его границ пяти новых независимых государств стало неожиданностью для Китая, хотя он быстро осознал важность их будущего развития для всего мира. Хотя отношения с этими странами поначалу развивались медленно и строились вокруг традиционных направлений сотрудничества, Китай быстро стал решать более широкий круг вопросов, в том числе с тремя своими ближайшими соседями Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. распространение подрывных и сепаратистских тенденций из постсоветского пространства в Китай и противодействие расшатыванию политической ситуации в Китае в связи с идеологическими изменениями на постсоветском пространстве.

Региональное экономическое сотрудничество представляет большой экономический интерес для Китая. Северо-Западный Китай, особенно Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), больше всех выиграл от сотрудничества со странами Центральной Азии. Северо-Западный Китай удален от экономически развитых прибрежных районов Китая, а страны Центральной Азии являются их близкими соседями. Экономические отношения между Северо-Западным Китаем и Восточным Китаем характеризуются трудностью и удаленностью, а Центральная Азия является его близким и естественным партнером. важным фактором, влияющим на экономические интересы Китая в Центральной Азии. Синьцзян-Уйгурский автономный район является близким соседом Центральной Азии, включая Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Такое географическое положение обеспечивает возможности для экономического сотрудничества и развития между Китаем и этими странами. Уникальная возможность.