Файл: Оглавление 3 1 Отношения с Монголией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
интеграционная структура, которая обеспечит Китаю ресурсное преимущество. Как и во всем мире, китайская торговля является «двигателем» производства. В этих стратегиях Центральной Азии отводится роль платформы строительства китайского транспортного коридора. Сами центральноазиатские государства не против этого процесса. Как известно, Синьцзян является базой для перевалки грузов, и эта роль будет только возрастать. Граница Синьцзяна имеет длину 5600 километров, с 33 приграничными округами и городами. 14 уездов и городов являются открытыми точками. Созданы ПРЭС - Инин (Кульджа), Боро-Тала, Тачин, различные зоны застройки. Если в начале 1980-х годов экономическая «зона» представляла собой замкнутое пространство с набором интересов и предпочтений, то сейчас экономическая зона представляет собой несколько автономный механизм, часто с полным циклом производства и услуг. Практика Китая доказала, что установление контрольно-пропускных пунктов на границе является первым шагом на пути к новому экономическому союзу и началу интеграционного процесса.

Консолидация в Китае многоуровневая, так как одновременно может осуществляться несколько проектов. Основной принцип, принцип открытости внешнему миру, постепенно реализовывался с 1980-х годов (некоторые разработки были и раньше). В настоящее время Китай все чаще предлагает и настаивает на принятии собственных разработок в этой области. Основным партнером Синьцзяна является Республика Казахстан, поэтому любые изменения в регионе коснутся и казахстанской экономики. В настоящее время СЭЗ представляет собой модель свободной экономической зоны, «открытой зоны». Китаю также важно расширение отношений с Россией, благодаря которым он может получить выход в Европу через Алтай.

Китай предложил Казахстану создать особый «треугольник экономического роста» или «треугольник развития» - «Урумчи-Актогай-Алматы». Как будет работать проект — на уровне совместного предприятия или иной формы экономического сотрудничества — пока неясно. Географическая близость, транспортная составляющая, наличие природных ресурсов и их «совместное освоение», инфраструктура были объявлены сферами общего интереса региона. Идея ПП (пограничных пунктов пропуска) тоже развивается, но, например, количество ПП с Россией даже сокращается из-за большого объема неконтролируемой челночной торговли. Рассматриваются создание объединенной экономической зоны Иннинг-Джалкент с центром в Хоргосе и свободной приграничной зоны Боле-Дружба с центром в Алашанькоу. Синьцзян выступает поставщиком топлива и сырья для китайской экономики, а также экспортером товаров народного потребления и импортером сырья в Россию и страны Центральной Азии.


Либерализация всегда экономически выгодна сильным в сотрудничестве. В данном случае это Китай.

С точки зрения Казахстана, создание экономических зон в будущем, в том числе интеграционной зоны, в которой будут участвовать Синьцзян и Восточный Казахстан, также рассматривается некоторыми экспертами как одно из перспективных направлений сотрудничества. Рассматривается возможность создания зоны свободной торговли, в которую войдут Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, юго-восток Казахстана и Алтайский край1.

Среди объективных предпосылок создания таких зон специалисты называют следующие:

1. На эти регионы приходится примерно 80% экспортных поставок в Синьцзян.

2. Потенциал Синьцзяна влиять на процесс интенсификации производства и регионообразования.

3. Географическая близость.

4. Характер производственной структуры позволяет дополнять друг друга1.

Однако общие характеристики экономического развития Казахстана и определение его готовности к интеграции показывают, что Казахстан еще не готов к интеграции на юго-востоке и на всем протяжении казахстанско-китайской границы. Несмотря на свои успехи в последние годы, Синьцзян остается экономически слаборазвитым. В производственной структуре Синьцзяна лидируют несколько отраслей, в основном энергетическая и горнодобывающая. Развитие смежных отраслей и всего хозяйственного комплекса связано с их статусом. На них нацелена стратегия экономического развития Синьцзяна и идея формирования нового северного пояса.

В настоящее время в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая существует несколько открытых зон, образованных в 1992-1994 гг. Это Урумчинская открытая зона «Высокие технологии и производство», «Технико-экономическая открытая зона» Шихэзи, «Технико-экономическая открытая зона» Куйтун, Кульджа «Приграничная зона экономического сотрудничества», Болеская приграничная зона экономического сотрудничества, Чугучакская приграничная зона экономического сотрудничества2.

Функционирование этих регионов имеет ряд особенностей. Большинство предприятий занимаются торговлей с приграничными территориями, в основном на экспорт. Владельцы и сотрудники СП в основном китайцы (ханьцы).

Таким образом, можно сделать вывод, что СЭЗ создавались, в том числе, для сбора внутреннего капитала Китая на новом месте и переброски его из более развитых регионов в менее развитые. Это повторение политики переселения ханьцев в районы Синьцзян-Хуэй на первом этапе реализации «Открытых дверей». На данный момент мы можем сказать, что система работает очень хорошо, и такие цифры, как количество предприятий и объем финансирования, постоянно растут.



Экономический план интенсивного развития Синьцзян-Уйгурского автономного района также имеет стратегическое значение для Пекина. Создание промышленной зоны рядом с Республикой Казахстан позволит Китаю более тесно сотрудничать с приграничными территориями. Работа промышленных объектов вблизи Казахстана и на его территории позволяет говорить о перспективах экономической и иной экспансии Китая в регионе. Логическим продолжением развития Синьцзяна станет создание экономических условий для политического влияния на Республику Казахстан и Россию.

Есть еще один пример чистой экономической экспансии — это Пакистан, где доля китайцев невелика, но влияние на экономику достаточно велико. Любой опыт создания «открытой экономической зоны» будет полезен Казахстану, а также России, испытывающей трудности с привлечением инвестиций. Конечно, на примере Китая нельзя не учитывать финансовые вложения заокеанских китайцев (по разным оценкам, до 20%). Заслуживают внимания организация китайской экономики и темпы ее развития. На макроуровне (в единых масштабах регионов Казахстана, Китая и России) этот механизм будет эффективен, поскольку не допускает чрезмерного проникновения иностранного капитала.

Сегодня очевидно, что ни окружающие Казахстан регионы, ни Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая не достигли уровня экономического развития, который можно было бы охарактеризовать как интегрированный. К такому выводу пришли многие исследователи. Создание первой Жаркентской свободной экономической зоны (Талдыкорганская область) в Республике Казахстан наглядно показывает, что о реальной интеграции говорить рано1.

Потенциальные возможности существуют благодаря процессу географического разделения, который произошел сегодня. Однако по некоторым отраслям (энергетика) ситуация сложная (в Китае действуют законы, запрещающие ввоз переработанных углеводородов). Получается, что в системе регионального разделения труда Казахстан и Россия заменили поставщиков сырья и технологий.

Необходимо извлечь уроки из имеющегося положительного опыта Синьцзянского автономного района Китая по созданию свободных экономических зон. Для реализации комплексного плана регионам необходимо достичь примерно одинакового уровня регионального развития. Процесс экономической интеграции будет сложным, поскольку страны все еще находятся на стадии реструктуризации экономики и внедрения модели развития рыночной экономики. Экономической взаимодополняемости недостаточно, а региональное развитие несбалансировано.


Одной из существующих проблем, тормозящих интеграционный процесс, является религиозная нестабильность в регионе. В перспективе возможно создание свободной экономической зоны по аналогии с АСЕАН, функции которой первоначально охватывают сферу поддержания безопасности и мира, а затем коснутся более широкой сферы сотрудничества. В этом плане Шанхайская организация сотрудничества и региональные инициативы России и Казахстана дают хорошую основу для формирования региональных организаций1.

Особого внимания в перспективе российско-китайского экономического сотрудничества заслуживает строительство газопровода «Алтай». 21 марта 2008 года президент России Владимир Путин во время своего визита в Китай заявил, что российские власти планируют в ближайшее время построить два газопровода из Сибири в Китай. По словам президента, возможно создание новой трубопроводной системы под кодовым названием «Алтай» на западной границе РФ и Китая. По словам президента, Россия будет поставлять Китаю от 6 до 80 миллиардов кубометров природного газа в год. Алексей Миллер, председатель совета директоров «Газпрома», заявил, что стоимость нового газопровода может составить около 10 миллиардов долларов, а запуск трубопровода ожидается в 2011 году1.

В настоящее время «Газпром экспорт» ведет конструктивные переговоры с китайской государственной нефтегазовой корпорацией CNPC, уровень взаимопонимания очень высок, и это в конце концов «приведет к взаимоприемлемому результату»2.

Поставки газа в Китай начнутся через 4 года после подписания коммерческого контракта. Все инвестиционные вопросы, связанные со строительством газопровода, также могут быть решены только после подписания документов.

В следующем году планируется начать строительство газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Общая протяженность газопроводов, проходящих через Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа, Томскую и Новосибирскую области, Алтайский край и Республику Алтай, составляет почти 2700 километров. Этот маршрут должен работать в 2011-2012 годах. Общая стоимость проекта составляет около 14 миллиардов долларов.

По мнению экспертов, строительство этого газопровода крайне выгодно России. Поэтому глава Национального энергетического исследовательского института Сергей Правосудов отметил, что газопровод «Алтай» «должен связать газовые месторождения «Газпрома» в Ямало-Ненецком автономном округе с Китаем. В результате Россия сможет диверсифицировать экспорт голубого топлива. .Известно, что российский природный газ сегодня поставляется только в Европу и соседние страны.Однако стремительный рост китайской экономики требует увеличения энергопотребления.В настоящее время основным топливом в Китае является уголь.В результате Крупные города сталкиваются с серьезными экологическими проблемами. Увеличение потребления природного газа может улучшить ситуацию. Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами голубого топлива, готова удовлетворить потребности китайских потребителей. Однако наша страна настаивает на использовании мировые цены Торговля»
1.

Реализация Алтайского проекта также позволит улучшить благосостояние населения малоосвоенных регионов Сибири. В Алтайском крае уже идет интенсивная газификация.

Уже много лет обсуждается возможность строительства прямого транспортного коридора из России в Китай через Горный Алтай, который граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая на юге. Протяженность российско-китайской границы здесь составляет 54 километра. Предполагается, что дорога пройдет через плато Укок, проходя через перевалы Канас или Беканас. По этому же маршруту может пройти и газопровод «Алтай» (см. Приложение Б). Однако идея была воспринята местными жителями неоднозначно. Во-первых, противники строительства дороги ссылаются на то, что плато Укок включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлено так называемой «зоной покоя». Во-вторых, на плато находится большое количество археологических памятников, где археолог Наталья Полосмарк обнаружила мумию «алтайской принцессы». Плато считается священным для многих алтайцев, и даже осеннее землетрясение 2003 года было связано с тем, что люди потревожили «дух царевны Кадин», выкопали ее из земли и выставили на всеобщее обозрение в Институте истории. Археология СО РАН. Кроме того, местные жители обеспокоены китайской экспансией. Опасность расширения была основным мотивом, поэтому местные жители, в том числе русские и алтайцы, выступали против строительства транспортных коридоров. Результаты опросов это подтверждают2.

Представитель «Газпрома» заявил, что маршрут газопровода в Китай еще находится в разработке, поэтому говорить о территориях, через которые пройдет газопровод, пока рано. 5 апреля 2008 г. представитель «Газпрома» заявил: «Пока мы можем только заверить алтайскую общественность: газопровод через заповедник не пройдет». это единственно возможный путь.

Поэтому в настоящее время в Республике Казахстан и Российской Федерации происходит переосмысление методов и форм региональных интеграционных объединений, а также их роли в них. В регионе создано множество интеграционных объединений - ЦАЦ, Союз 4+Н, Таможенный союз, ЕврАзЭС, СНГ и др. Возникает, пожалуй, самый главный вопрос – эффективность интеграции в целом и с Китаем в частности.