ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Теоретически с начала 1980-х и на протяжении 1990-х гг. Китайские политологи пересмотрели некоторые концептуальные установки и «табу», связанные с внешней средой (оценка внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов, внутренних перспектив). Таким образом, обозначились две основные тенденции мирового развития - регионализация и глобализация. В любом случае обе тенденции на руку Китаю: страна начинает искать рычаги и механизмы для беспрепятственного вхождения в мировую экономику, в том числе присоединения к ВТО. Одним из первых практических механизмов стала поставка товаров в Среднюю Азию вплоть до России и стран Европы под торговой маркой «Сделано в Кыргызстане» после вступления в ВТО. Важным теоретическим «открытием» китайских исследователей является то, что регионализация в ряде случаев может проявляться как интернационализация. Для Китая первоочередной задачей является «создание выделенной международной экономической зоны», интегрирующейся по принципу «комплементарных экономик»2. Говоря о таком явлении, как интеграция, следует подчеркнуть, что стороны (в большей степени Китай и в меньшей степени Республика Казахстан) склонны переоценивать значение экономической интеграции в общедоступных исследованиях, особенно по отношению друг к другу. В центре внимания вновь оказалась «взаимодополняемость экономик Республики Казахстан и Китая». Для китайской экономики «комплементарность» фактически означает доступ к сырью и рынкам. В рамках такой экономической политики Китай может «запечатать» политические вопросы в Синьцзяне и продолжать говорить, что «права человека» в основном касаются защиты экономических прав. Создание особых экономических зон и совместных предприятий с участием китайского капитала является начальным этапом развития отношений с прилегающими территориями. На наднациональном уровне этот процесс должен поддерживаться политикой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что собственно и происходит, когда ШОС провозглашает новое экономическое измерение, действующее на двусторонней основе.
Процесс подготовки и реализации программы «Открытие как единое целое» начался в конце 1980-х – начале 1990-х годов, от первой фактической независимости стран Центральной Азии до их независимости де-юре вскоре после этого. К этому времени Китай уже прорабатывал варианты «открытия», включая открытие границ.
Следует отметить, что с китайской стороны интеграционные проекты рассматриваются одновременно на всех уровнях – национальном и местном. Что касается локальной территории, то еще в 1993 году Комитет по науке и технологиям Синьцзян-Уйгурского автономного района предложил проект «Межгосударственного совместного развития», в котором основное внимание уделялось созданию «расширенной» свободной зоны в Казахстанской области — китайская граница «Инин-Жакент», а также свободная пограничная зона Китая «Боротара» и казахстанская «Дружба»1.
В 1996 году Китай вновь предложил идею создания Центральноазиатской экономической зоны в приграничной зоне, на этот раз с прицелом на Китай, Казахстан, Россию и Монголию. В марте 1998 г. в нем участвовала российская сторона – руководители Синьцзянской комиссии по науке и технологиям посетили Россию и провели консультации по этому поводу. Китайцы направили предложения о сотрудничестве в ряд федеральных министерств, региональных отделений Российской академии наук, а также в Алтайский край и Республику Алтай.
В этот же период (1998 г.) появился проект «Межгосударственная экономическая зона опережающего развития», предложенный сотрудниками отдела науки и технологий посольства КНР в РФ. В проекте участвуют российская сторона, Республика Алтай, Алтайский край, казахская сторона - Восточно-Казахстанская область, монгольская сторона - Баруунский аймак. Китай представлен Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Следует создать четырехсторонний комитет для определения механизма функционирования такого региона (в частности, создание торговой системы наибольшего благоприятствования для предприятий в этих регионах, снижение тарифов, создание и эффективная работа пунктов пересечения границы и т. д.)1. В Китайской Народной Республике эти функции будет выполнять Научный парк — Синьцзянская зона развития высоких технологий, которая выступает проводником и наставником в нелегком деле интеграции.
Идея интеграции Китая «на Запад» пришла из России. В 1998 году в обиходе российских СМИ и местных властей появился термин «Большой Алтай», обозначающий уникальный природный комплекс, на котором сходятся четыре государственные границы. Китай быстро подключился к процессу и начал переговоры на уровне местных органов власти в Алтайском крае России в 2000 году, поддерживая необходимые экономические и политические контакты и выдвигая предложения по экономическому развитию региона. Идея всем понравилась, и настоящей проблемой стало создание транспортного коридора из России (напомним, что у России есть 55-километровая граница с Китаем на Алтае, так называемый «Западный сектор»). В состав «Большого Алтая» входят следующие территории: Алтайский край и Республика Алтай с российской стороны как участники такого сотрудничества, Восточно-Казахстанская
область с казахстанской стороны, Баян-Улгиский и Кобдосский аймаки с монгольской стороны, с китайской стороны, в Алтайский район Синьцзяна (см. Приложение Б). В сентябре 1998 года был принят специальный план — Алтайская декларация по устойчивому развитию. Участники предложили принять более глобальную Алтайскую конвенцию. В 2000 году в Алтайском крае Российской Федерации состоялся Алтайский горный форум. Именно на этом проекте проект был оформлен как политико-идеологическая концепция. Особо был затронут вопрос транспортных коммуникаций. В принципе, можно сказать, что проект, с небольшими коррективами, существует и развивается по сей день.
Между тем, Китай рассчитывает на двусторонние переговоры. Поэтому «китайская первая ласточка» необходима для формирования приграничной инфраструктуры. Более того, Китай должен был за короткое время стать лидером интеграции. По предложению китайской стороны приступили к проработке вопроса о создании Казахстанско-китайской зоны свободной приграничной торговли. Акимат Алматинской области по поручению правительства Казахстана разработал концепцию создания такой площадки на КПП «Хоргос» и далее распространял опыт, полученный при эксплуатации подобных сооружений.
Нас больше всего интересует вопрос интеграции, планы Китая по интеграции в мировую экономику и экономику Центральной Азии (Синьцзян географически ближе и доступнее, чем Центральная Азия). Для Китая «реформа» и «открытие» (или даже своего рода «открытие») как раз и находят свое отражение в экономической регионализации. В настоящее время формируются новые принципы «открытости» и «слияния», которые могут опрокинуть существующую теорию слияния «Запада» и «Востока».
Поэтому к основным терминам «интеграции по-китайски» относятся следующие теоретические и практические разработки (учитываются основные термины «открытой» теории, особенно интеграционные аспекты вновь создаваемых структур и ассоциативных операций).
Стратегия открытости означает не только глобализацию китайской экономики, но и регионализацию китайской экономики. Последнее следует делать в двух направлениях – внутреннем и внешнем. В первом случае Китай делится на 7 экономических зон, которые должны специализироваться на определенных видах промышленного производства и интегрироваться в единую экономическую систему с единым национальным рынком.
Стратегия экономической глобализации Китая означает, что экономика Китая в целом выходит на мировой рынок, независимо от того, находится ли та или иная часть рынка в Европе или Азии. Стратегия регионализации имеет конкретную региональную направленность. Его теоретической основой являются следующие принципы: «Экономика и наука не знают границ», «Экономическая взаимодополняемость».
Суть концепции «зарубежного регионализма» заключается в создании региональной международной экономической зоны, включающей приграничные провинции и районы Китая с одной стороны и приграничные районы соседних стран с другой. В Китае шесть таких регионов. На границах СНГ создаются две региональные международные экономические зоны. Один сосредоточен в Харбине. В него должны войти Хэйлунцзян, Цзилинь, северный Ляонин и восточная Внутренняя Монголия, а также Забайкальский и Приморский края с российской стороны. Еще один регион с центром в Урумчи включает автономные области Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся, Синьцзян и западную часть Внутренней Монголии со стороны Китая, а также Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан со стороны СНГ. Все эти регионы вместе составляют «Большой Запад»1.
В целом модель интеграции Китая многослойна. Было предложено и опробовано одновременно несколько вариантов интеграции: Особые экономические зоны, «Открытые зоны», «Зоны международного развития». Это так называемый «искать снаружи и искать внутри». В западном регионе активно формируется региональная экспортоориентированная экономика, схема которой аналогична более раннему варианту.
Концепция «Западного Китая» также была пересмотрена. Если раньше понятие «Западный регион» включало 10 административных единиц, то теперь оно включает 12 регионов, в том числе 6 провинций и 5 автономных районов, включая прилегающий Синьцзян-Уйгурский автономный район и центральный муниципалитет. В общей стратегии интеграции были определены пять приоритетов, в том числе инфраструктурная и энергетическая составляющие, в рамках стратегии выхода западного региона на мировой рынок.
Синьцзян — лучшее место для интеграции. Граничит с восемью странами: Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией. Есть экспорт в Узбекистан, Туркменистан, Иран. Кратчайшие пути в Среднюю Азию, Западную Азию, Южную Азию и Ближний Восток проходят через Синьцзян. Эти факты определяют стратегию коммуникации с соседними странами.
С точки зрения открытия или «набора отверстий» есть внутренние отверстия и внешние отверстия. Внутренне это технологическая и экономическая открытость (можно понять и без комментариев), а внешне это сотрудничество со странами Центральной Азии (приобретение иностранного капитала, оборудования и технологий, развитие экспортных производственных баз, участие в региональном и международном разделении труда) . Есть границы, «мосты» разводятся, «разводятся вдоль».
Отсюда вытекали три основные стратегии региона, содержание которых было очень схожим: 1) «привлечь» извне, объединить на востоке, найти выход на западе, 2) «полное позиционирование, уклон в сторону запада », 3) «Внешний заем, внутреннее объединение. Зоны приграничного экономического сотрудничества (БРЭС), зоны технико-экономического развития и зоны высокотехнологичного развития также находятся на начальных этапах интеграции с соседними странами1.
В результате складывается сложная многоуровневая «сетевая»
Теоретически с начала 1980-х и на протяжении 1990-х гг. Китайские политологи пересмотрели некоторые концептуальные установки и «табу», связанные с внешней средой (оценка внешнеполитических и внешнеэкономических вопросов, внутренних перспектив). Таким образом, обозначились две основные тенденции мирового развития - регионализация и глобализация. В любом случае обе тенденции на руку Китаю: страна начинает искать рычаги и механизмы для беспрепятственного вхождения в мировую экономику, в том числе присоединения к ВТО. Одним из первых практических механизмов стала поставка товаров в Среднюю Азию вплоть до России и стран Европы под торговой маркой «Сделано в Кыргызстане» после вступления в ВТО. Важным теоретическим «открытием» китайских исследователей является то, что регионализация в ряде случаев может проявляться как интернационализация. Для Китая первоочередной задачей является «создание выделенной международной экономической зоны», интегрирующейся по принципу «комплементарных экономик»2. Говоря о таком явлении, как интеграция, следует подчеркнуть, что стороны (в большей степени Китай и в меньшей степени Республика Казахстан) склонны переоценивать значение экономической интеграции в общедоступных исследованиях, особенно по отношению друг к другу. В центре внимания вновь оказалась «взаимодополняемость экономик Республики Казахстан и Китая». Для китайской экономики «комплементарность» фактически означает доступ к сырью и рынкам. В рамках такой экономической политики Китай может «запечатать» политические вопросы в Синьцзяне и продолжать говорить, что «права человека» в основном касаются защиты экономических прав. Создание особых экономических зон и совместных предприятий с участием китайского капитала является начальным этапом развития отношений с прилегающими территориями. На наднациональном уровне этот процесс должен поддерживаться политикой в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что собственно и происходит, когда ШОС провозглашает новое экономическое измерение, действующее на двусторонней основе.
Процесс подготовки и реализации программы «Открытие как единое целое» начался в конце 1980-х – начале 1990-х годов, от первой фактической независимости стран Центральной Азии до их независимости де-юре вскоре после этого. К этому времени Китай уже прорабатывал варианты «открытия», включая открытие границ.
Следует отметить, что с китайской стороны интеграционные проекты рассматриваются одновременно на всех уровнях – национальном и местном. Что касается локальной территории, то еще в 1993 году Комитет по науке и технологиям Синьцзян-Уйгурского автономного района предложил проект «Межгосударственного совместного развития», в котором основное внимание уделялось созданию «расширенной» свободной зоны в Казахстанской области — китайская граница «Инин-Жакент», а также свободная пограничная зона Китая «Боротара» и казахстанская «Дружба»1.
В 1996 году Китай вновь предложил идею создания Центральноазиатской экономической зоны в приграничной зоне, на этот раз с прицелом на Китай, Казахстан, Россию и Монголию. В марте 1998 г. в нем участвовала российская сторона – руководители Синьцзянской комиссии по науке и технологиям посетили Россию и провели консультации по этому поводу. Китайцы направили предложения о сотрудничестве в ряд федеральных министерств, региональных отделений Российской академии наук, а также в Алтайский край и Республику Алтай.
В этот же период (1998 г.) появился проект «Межгосударственная экономическая зона опережающего развития», предложенный сотрудниками отдела науки и технологий посольства КНР в РФ. В проекте участвуют российская сторона, Республика Алтай, Алтайский край, казахская сторона - Восточно-Казахстанская область, монгольская сторона - Баруунский аймак. Китай представлен Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Следует создать четырехсторонний комитет для определения механизма функционирования такого региона (в частности, создание торговой системы наибольшего благоприятствования для предприятий в этих регионах, снижение тарифов, создание и эффективная работа пунктов пересечения границы и т. д.)1. В Китайской Народной Республике эти функции будет выполнять Научный парк — Синьцзянская зона развития высоких технологий, которая выступает проводником и наставником в нелегком деле интеграции.
Идея интеграции Китая «на Запад» пришла из России. В 1998 году в обиходе российских СМИ и местных властей появился термин «Большой Алтай», обозначающий уникальный природный комплекс, на котором сходятся четыре государственные границы. Китай быстро подключился к процессу и начал переговоры на уровне местных органов власти в Алтайском крае России в 2000 году, поддерживая необходимые экономические и политические контакты и выдвигая предложения по экономическому развитию региона. Идея всем понравилась, и настоящей проблемой стало создание транспортного коридора из России (напомним, что у России есть 55-километровая граница с Китаем на Алтае, так называемый «Западный сектор»). В состав «Большого Алтая» входят следующие территории: Алтайский край и Республика Алтай с российской стороны как участники такого сотрудничества, Восточно-Казахстанская
область с казахстанской стороны, Баян-Улгиский и Кобдосский аймаки с монгольской стороны, с китайской стороны, в Алтайский район Синьцзяна (см. Приложение Б). В сентябре 1998 года был принят специальный план — Алтайская декларация по устойчивому развитию. Участники предложили принять более глобальную Алтайскую конвенцию. В 2000 году в Алтайском крае Российской Федерации состоялся Алтайский горный форум. Именно на этом проекте проект был оформлен как политико-идеологическая концепция. Особо был затронут вопрос транспортных коммуникаций. В принципе, можно сказать, что проект, с небольшими коррективами, существует и развивается по сей день.
Между тем, Китай рассчитывает на двусторонние переговоры. Поэтому «китайская первая ласточка» необходима для формирования приграничной инфраструктуры. Более того, Китай должен был за короткое время стать лидером интеграции. По предложению китайской стороны приступили к проработке вопроса о создании Казахстанско-китайской зоны свободной приграничной торговли. Акимат Алматинской области по поручению правительства Казахстана разработал концепцию создания такой площадки на КПП «Хоргос» и далее распространял опыт, полученный при эксплуатации подобных сооружений.
Нас больше всего интересует вопрос интеграции, планы Китая по интеграции в мировую экономику и экономику Центральной Азии (Синьцзян географически ближе и доступнее, чем Центральная Азия). Для Китая «реформа» и «открытие» (или даже своего рода «открытие») как раз и находят свое отражение в экономической регионализации. В настоящее время формируются новые принципы «открытости» и «слияния», которые могут опрокинуть существующую теорию слияния «Запада» и «Востока».
Поэтому к основным терминам «интеграции по-китайски» относятся следующие теоретические и практические разработки (учитываются основные термины «открытой» теории, особенно интеграционные аспекты вновь создаваемых структур и ассоциативных операций).
Стратегия открытости означает не только глобализацию китайской экономики, но и регионализацию китайской экономики. Последнее следует делать в двух направлениях – внутреннем и внешнем. В первом случае Китай делится на 7 экономических зон, которые должны специализироваться на определенных видах промышленного производства и интегрироваться в единую экономическую систему с единым национальным рынком.
Стратегия экономической глобализации Китая означает, что экономика Китая в целом выходит на мировой рынок, независимо от того, находится ли та или иная часть рынка в Европе или Азии. Стратегия регионализации имеет конкретную региональную направленность. Его теоретической основой являются следующие принципы: «Экономика и наука не знают границ», «Экономическая взаимодополняемость».
Суть концепции «зарубежного регионализма» заключается в создании региональной международной экономической зоны, включающей приграничные провинции и районы Китая с одной стороны и приграничные районы соседних стран с другой. В Китае шесть таких регионов. На границах СНГ создаются две региональные международные экономические зоны. Один сосредоточен в Харбине. В него должны войти Хэйлунцзян, Цзилинь, северный Ляонин и восточная Внутренняя Монголия, а также Забайкальский и Приморский края с российской стороны. Еще один регион с центром в Урумчи включает автономные области Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся, Синьцзян и западную часть Внутренней Монголии со стороны Китая, а также Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан со стороны СНГ. Все эти регионы вместе составляют «Большой Запад»1.
2.2 Проблемы дальнейшего сотрудничества
В целом модель интеграции Китая многослойна. Было предложено и опробовано одновременно несколько вариантов интеграции: Особые экономические зоны, «Открытые зоны», «Зоны международного развития». Это так называемый «искать снаружи и искать внутри». В западном регионе активно формируется региональная экспортоориентированная экономика, схема которой аналогична более раннему варианту.
Концепция «Западного Китая» также была пересмотрена. Если раньше понятие «Западный регион» включало 10 административных единиц, то теперь оно включает 12 регионов, в том числе 6 провинций и 5 автономных районов, включая прилегающий Синьцзян-Уйгурский автономный район и центральный муниципалитет. В общей стратегии интеграции были определены пять приоритетов, в том числе инфраструктурная и энергетическая составляющие, в рамках стратегии выхода западного региона на мировой рынок.
Синьцзян — лучшее место для интеграции. Граничит с восемью странами: Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией. Есть экспорт в Узбекистан, Туркменистан, Иран. Кратчайшие пути в Среднюю Азию, Западную Азию, Южную Азию и Ближний Восток проходят через Синьцзян. Эти факты определяют стратегию коммуникации с соседними странами.
С точки зрения открытия или «набора отверстий» есть внутренние отверстия и внешние отверстия. Внутренне это технологическая и экономическая открытость (можно понять и без комментариев), а внешне это сотрудничество со странами Центральной Азии (приобретение иностранного капитала, оборудования и технологий, развитие экспортных производственных баз, участие в региональном и международном разделении труда) . Есть границы, «мосты» разводятся, «разводятся вдоль».
Отсюда вытекали три основные стратегии региона, содержание которых было очень схожим: 1) «привлечь» извне, объединить на востоке, найти выход на западе, 2) «полное позиционирование, уклон в сторону запада », 3) «Внешний заем, внутреннее объединение. Зоны приграничного экономического сотрудничества (БРЭС), зоны технико-экономического развития и зоны высокотехнологичного развития также находятся на начальных этапах интеграции с соседними странами1.
В результате складывается сложная многоуровневая «сетевая»