ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На территории Синьцзяна Китайской Народной Республики проживают представители основных этнических групп, проживающих в странах Центральной Азии. Это казахи, узбеки, уйгуры, киргизы - представители тюркского блока. Этнические и культурные общности между народами повышают вероятность добрососедских отношений.
Развитие промышленности Китая требует большого количества сырья, которого в странах Центральной Азии предостаточно. Эти страны, в свою очередь, демонстрировали огромный спрос на продукцию легкой промышленности — основной экспортной отрасли Китая1.
Энергетика является важнейшей частью экономического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии. Обеспечение надежного энергоснабжения быстрорастущей экономики Китая является долгосрочной стратегической целью. Китай стал импортером нефти в 1993 году, и с тех пор импорт нефтепродуктов неуклонно растет. С 2000 по 2006 год в страну ежегодно импортировалось 35,47, 27,32, 36,61, 70,26, 60,25, 69,40 и 91,12 млн т сырой нефти, в 2003 г. объем импорта нефти вдвое превысил показатель 2000 г. В 2007 г. импорт сырой нефти объем превысил 100 млн тонн, что почти в три раза больше, чем в 2000 году.2
Сейчас, чтобы удовлетворить свои потребности в энергоресурсах, Китай очень ориентирован на внешние рынки. Его энергетическая зависимость от внешних рынков стабильно превышает 50%.
В настоящее время 50% импорта сырой нефти в страну приходится на Ближний Восток и чуть более 22% - на Африку. Так что совокупная доля рынка Ближнего Востока и Африки в импорте нефти составляет более 70%, что, безусловно, немало. Учитывая присущую этим двум регионам нестабильность и риски, связанные с протяженными морскими путями, такая ситуация представляет собой потенциальную угрозу стабильности энергоснабжения Китая. Поэтому обеспечение энергетической безопасности является задачей стратегической важности. Это сделано не для того, чтобы сократить импорт энергоносителей с Ближнего Востока и Африки, которые, вероятно, останутся в будущем самыми важными импортерами нефти для Китая. Необходимо найти новых импортеров, чтобы диверсифицировать основные источники энергии и сформировать более разумную структуру импорта энергии. Таким образом, Китай может снизить риски и обеспечить относительно стабильное энергоснабжение
1.
Сотрудничество со странами Центральной Азии, особенно с Казахстаном, в области импорта энергоносителей имеет большое значение для Китая. При годовом объеме импорта нефти из региона 100-20 млн тонн его доля составляет около 10%. Обеспечив стабильные поставки нефти из России и стран Центральной Азии, Китай может рассмотреть решение проблемы диверсификации долгосрочных поставок энергоресурсов в значительной степени, тем самым значительно снизив свою зависимость от риска нестабильности международной обстановки. В основном будет формироваться компенсационная схема предоставления энергоресурсов. Однако до сих пор эти вопросы не решены. В китайско-российском энергетическом сотрудничестве слишком много неопределенностей, а Центральная Азия еще не стала крупным поставщиком энергии в Китай. Количество нефти, которую Китай в настоящее время импортирует из Центральной Азии, ни в коем случае не является стратегическим объемом. В 2003 году общий объем нефти, импортированной из Центральной Азии, составлял всего около 2 млн. т2.
В 1997 году Китай и Казахстан подписали соглашение о строительстве нефтепровода общей протяженностью более 3000 километров от города Алашанькоу в Китае до побережья Каспийского моря в Казахстане. Первоначально планировалось завершить в 2005 году. Однако оказалось, что затраты на строительство не могут быть покрыты объемом перекачиваемой нефти, поэтому проект затянулся. В июне 2003 года во время визита в Казахстан президента Ху Цзиньтао было принято решение о продолжении строительства. Делать это нужно в три этапа. Первый этап проекта нефтепровода Атасу-Кенкияк стартовал в 2004 году общей протяженностью 449 километров. В сентябре 2004 года началось строительство второй фазы проекта от Алашанькоу до поселка Атасу в Казахстане. Участок протяженностью 1300 километров был завершен в 2005 году. С тех пор строительство третьего и последнего этапа от Атасу до Кенкияка началось в 2006 году. На первом этапе по трубопроводу будет ежегодно транспортироваться 10 млн тонн нефти. В дальнейшем эта цифра увеличится до более чем 20 млн тонн. Поэтому в ближайшее время Казахстан, вероятно, станет одним из крупнейших партнеров Китая в сфере энергетического сотрудничества1.
В последние годы добыча нефти в Казахстане неуклонно растет, и эта тенденция, вероятно, сохранится и в дальнейшем
, что создаст необходимые предпосылки для обеспечения бесперебойных поставок.
Вхождение Китая в Центральную Азию является закономерным результатом обретения странами Центральной Азии независимости. После того, как эти страны стали независимыми, Китай стал пользоваться некоторым влиянием в регионе. Во-первых, это связано с географической близостью. Пограничный вопрос является наиболее важным вопросом в отношениях Китая со странами Центральной Азии. Эти страны получили независимость в ходе переговоров о китайско-советской границе. Во-вторых, после урегулирования пограничного вопроса Китай сохранил тесные связи со странами Центральной Азии в сфере пограничной безопасности. В-третьих, этнические меньшинства Северо-Западного Китая имеют тесные связи с Центральной Азией в плане этнической принадлежности, религии, культуры и истории. В связи с этим между Китаем и Центральной Азией также сложились некоторые специфические отношения. В-четвертых, истории Китая и Центральной Азии имеют много общего. За полвека естественные связи Китая с этими странами были разорваны. Но оказывается, сложившиеся отношения настолько прочны, что вовсе не разорваны, а просто глубоко запечатаны. Историческая память способствовала примирению между Китаем и Центральной Азией, когда страны региона обрели независимость. Шелковый путь начал возрождаться в сознании людей. По разным причинам, как только страны Центральной Азии вышли на международную арену, Китай, естественно, стал крупной страной с важным влиянием в регионе1.
С точки зрения экономического положения страны Центральной Азии в советский период были относительно отсталыми регионами. После распада Советского Союза и разрыва экономических отношений на всем постсоветском пространстве начался экономический коллапс. Наиболее сильно кризис повлиял на жизнь людей в республиках Средней Азии, где и так слаба экономическая база, а население обеднело. В таких условиях продукция китайского производства стала активно популяризироваться на рынке Центральной Азии благодаря низкой цене и стала важным источником удовлетворения потребностей простых людей. Постепенно торговля Китая со странами Центральной Азии сильно развивалась, особенно в приграничных районах. Развитие экономических и торговых отношений стало важным каналом выхода Китая в Центральную Азию. По словам М. Ашимбаева, директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, именно торговля потребительскими товарами позволила Китаю прочно закрепиться в Центральной Азии
1.
Поэтому географические преимущества и протяженность общей границы делают Синьцзян не только перевалочным пунктом, но и самостоятельным значением в многосторонних отношениях политического, экономического и военно-культурного сотрудничества. Растущая государственная поддержка Синьцзяна открывает перспективы для перспективного сотрудничества между всеми странами СНГ.
Через Синьцзян страны Центральной Азии могут выйти во внутренние и экономически развитые прибрежные районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна со странами Центральной Азии. Существует огромный потенциал для торгово-экономического сотрудничества.
1.3 Отношения с Россией
История российско-китайских отношений насчитывает много веков. В ней есть страницы активного сотрудничества и жесткого противостояния. Причина взлетов и падений отношений двух стран кроется в особом отношении Китая и России к мировому порядку.
Современный этап развития определяет развитие отношений нового типа между Россией и Китаем с учетом не только национально-культурных особенностей, но и международных принципов, влияющих на характер взаимодействия двух стран. Кроме того, наблюдаемая тенденция восточных культур приобретать значимость в международном социуме дает основу для научного осмысления китайской философии, сформировавшейся в древности и средневековье, для координации дальнейших отношений.
В силу объективных причин Россия и Китай оказались на пороге новых проблем, которых требует глобальный геополитический процесс. Поэтому взаимодействие по следующим направлениям одинаково важно для обеих стран.
- Демографическая область, вызывающая много беспокойства и страха. Россия и Китай должны найти взаимовыгодные точки сотрудничества в сфере иммиграционной политики.
- В экономической сфере торговые отношения между двумя странами могут стать основой для сотрудничества.
- политическая сфера, требующая взаимной терпимости во внутренней политике двух стран.
- В геополитической сфере, где Китай начинает играть важную роль, Россия должна восстановить свои позиции1.
Сегодня Россия поставляет Китаю современные истребители, эсминцы и подводные лодки, оснащенные уникальным вооружением, а две страны выстраиваются единым фронтом в области внешней политики и жалуются на то, что не считают большим объем торговли в 11 миллиардов долларов (за сравнение: с Россией – Индией, еще одним стратегическим партнером в Азии, с объемом торговли в 1,5 миллиарда долларов США). Хотя потепление в двусторонних отношениях официально началось до того, как Цзян Цзэминь пришел к власти в 1989 году, большая часть нынешних успехов может быть приписана беглому русскоязычному политику, прошедшему обучение в ЗИЛе.
В середине ноября 2002 г. бывший лидер