ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммунистической партии Китая Цзян Цзэминь, заключивший летом 2001 г. договор о дружбе с Россией, уступил место новому генеральному секретарю Ху Цзиньтао. Весной 2003 года Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту президента Китайской Народной Республики. Как заявил после встречи министр иностранных дел Игорь Иванов, Ху Цзиньтао заверил Президента России, что, несмотря на смену власти в Китае, политика Пекина в отношении России не изменится и будет направлена на укрепление дружеских и добрососедских отношений2.
После смены руководства в Китае вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что Китай подтверждает все проекты, осуществляемые двумя странами в сфере ВПК. Китай является крупнейшим покупателем российской военной техники, и министр обороны России Сергей Иванов прямо заявил, что китайские заказы поддерживают работу российского военно-промышленного комплекса. Только в 2002 году российские оборонные компании подписали контракты на поставку военной техники в Китай на сумму около 3,3 миллиарда долларов США. Хритенко оценивает стоимость действующих проектов в ОПК в $2,5 млрд.1
В 2007 г. темпы роста двусторонней торговли вновь значительно ускорились. Согласно официальной таможенной статистике Китая, их общая сумма составила 48,17 млрд долларов США, что на 14,77 млрд долларов США (или 44,3 процента) больше, чем в 2006 году. Экспорт России в Китай составил 19,68 млрд долларов (+12,1%), а импорт в Китай — 28,49 млрд долларов. доллар США (+79,9%). Увеличение объемов торговли при ускоренном росте поставок товаров из Китая, значительно опережающих рост, привело к дефициту торгового баланса с Китаем в размере 8,81 млрд долларов США по сравнению с положительным сальдо в размере 1,72 млрд долларов США в 2006 году.2
Россия заняла седьмое место среди стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Китая (см. Таблицы 1 – 3 в Приложении А).
Темп роста двусторонней торговли был на 20,8 процентных пункта выше, чем общий объем торговли Китая, а доля России во внешней торговле Китая увеличилась с 1,90% в 2006 году до 2,22%.
При этом по некоторым позициям, в основном связанным с товарами и отдельными видами промышленной продукции, доля поставок из России была значительно выше. В частности, Россия лидирует по поставкам делового леса - 68,46%, морепродуктов - 41,05%, удобрений - 40,21%, значительную долю в импорте занимает импорт никеля из России - 20,47%, нефтепродуктов - 14,56%, целлюлозы и целлюлозы. - 12,12%, сырая нефть - 8,91%
1.
В 2007 году российско-китайское инвестиционное сотрудничество продолжало сохранять динамику устойчивого развития. Темпы притока китайских ПИИ в российскую экономику остались примерно на уровне 2006 г. (см. табл. 4 в приложении А). По данным Министерства торговли Китая, прямые инвестиции Китая в Россию в 2007 году составили от 438 до 470 миллионов долларов США. 2006 г. (-6,81%).
На конец 2007 года общий объем прямых экономических инвестиций Китая в Россию достиг 1 миллиарда 374 миллионов долларов США.
Направленность инвестиционной деятельности китайских предприятий в России существенно не изменилась. В них по-прежнему сохраняются лесозаготовка и переработка, добыча полезных ископаемых, торговля, легкий текстиль, бытовая техника, связь и сфера услуг.
Значительно увеличилось количество китайских предприятий, привлекающих проекты и услуги по трудоустройству в России. В 2007 г. стоимость проекта составила 1,1 млрд долл. США (2006 г. – 660 млн долл. США), стоимость контракта – 1,6 млрд долл. США (2006 г. – 1,07 млрд долл. США), 25 385 человек были направлены в Россию для выполнения трудовых услуг (2006 г. – 22 852 человека/час). Китайская рабочая сила в основном занята в сельскохозяйственных работах, строительстве недвижимости, заготовке и обработке древесины, пошиве одежды и медицинском обслуживании на Дальнем Востоке и в Сибири. На конец 2007 года их количество в России составляло 30 862 человека. Китайская рабочая сила.
К концу 2007 г. общая сумма заключенных Китаем инжиниринговых контрактов в России увеличилась на 24,16%, достигнув 8,22 млрд долл. США (в 2006 г. она составляла 3,36 млрд долл. США)2.
В 2007 г. российские законтрактованные инвестиции в китайскую экономику сократились до 190 млн долл. (с 230 млн долл. в 2006 г.). Фактические прямые инвестиции также снизились до 52,07 млн долларов США (67 млн долларов США в 2006 году). В течение года в Китае было зарегистрировано 105 проектов, финансируемых из России (126 в 2006 г.). Основная их часть сосредоточена в сферах производства, строительства и транспорта.
В конце 2007 г. общий объем контрактных инвестиций России в Китае составил 1,83 млрд долл. США (1,64 млрд долл. США в 2006 г.), увеличившись на 11,58%. В сумме накопленные прямые инвестиции составляют 660 млн долларов США (+8,19%), а общее количество проектов прямых инвестиций в России составляет -20801.
С 2004 по 2007 год стороны активно использовали двусторонние механизмы взаимодействия в сфере инвестиционного сотрудничества, такие как Российско-китайский инвестиционный форум. Всего было проведено 4 форума (Хабаровск, Санкт-Петербург, Пекин, Сочи), в ходе которых были подписаны соглашения по 33 «пилотным» проектам на сумму 4,06 млрд долларов. В 2007 г. в рамках 1-3 Российско-китайского форума инвестиционных соглашений (2004-2006 гг.) было подписано 24 пилотных проекта на общую сумму 2,95 млрд долл. США, а фактический объем инвестиций китайских компаний и предприятий составил около 500 млн долл. США.
2
В ноябре 2006 года Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики подписали новое соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Этот документ предусматривает взаимный допуск инвестиций в соответствии с законодательством страны пребывания. Каждая сторона предлагает инвестиции в рамках национального режима (NR) или режима наибольшего благоприятствования (MFN) на своей территории инвесторам другой стороны. В то же время каждая сторона оставляет за собой право сохранять или вводить ограничения и исключения из национального режима в соответствии со своим законодательством.
Важнейшие проекты российско-китайского торгово-экономического сотрудничества:
- Строительство энергоблоков 1 и 2 первой очереди Тяньваньской АЭС в г. Ляньюньган (провинция Цзянсу) в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области атомных электростанций. Строительство АЭС в Китае 18 декабря 1992 г. и государственный кредит России Китаю Г.;
- строительство газоцентрифужного завода по ядерно-энергетическому обогащению урана на территории Китайской Народной Республики в соответствии с соглашением, подписанным между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 18 декабря 1992 года;
- поставка самолетов Ту-204-120С в Китай (дата коммерческого контракта 2001 г.);
- поставка российского оборудования на китайские энергообъекты: ГЭС Ванмипо (240 МВт), ГЭС Ципинпу (760 МВт), ГЭС Байши (420 МВт), некоторые ТЭС (в стадии переговоров);
- Поставка горно-шахтного оборудования на угольные шахты Китая через ОАО «ОМЗ-Спецсталь»;
- Строительство микрожилого комплекса «Жемчужина Балтийского моря» в Санкт-Петербурге (китайские инвестиции 1,313 млрд долларов США);
- Строительство китайского бизнес-центра «Хуамин Парк» в Северо-Восточном округе Москвы площадью 5 га (с китайскими инвестициями 300 млн долларов США);
- Построить целлюлозно-бумажный комбинат годовой мощностью 200 000 тонн целлюлозы и 22 800 тонн технической упаковочной бумаги в пос. Амазар в Могочинском районе Читинской области (китайские инвестиции $270 млн);
- Построить целлюлозно-бумажный комбинат с годовой производительностью 300 000 тонн целлюлозы в пос. Хор Хабаровского края (230 млн долларов из Китая);
- Строительство высотного здания «Башня Федерация» в московском деловом центре «Москва-Сити» (стоимость подрядных работ – 58 млн. долларов США).
Поэтому торгово-экономические отношения между Россией и Китаем очень продуктивны. В них заинтересованы обе стороны, что помогает их дальнейшему развитию.
«Большой Алтай» — первый с 1998 года активно обсуждаемый проект приграничного регионального сотрудничества. Первоначально региональные инициативы в этой сфере не выходили за рамки отдельных экологических проектов, но с лета 2000 г. переговоры (через региональные администрации и общественные каналы) вышли на качественно новый уровень. Их участники ставили вопрос о комплексной трансграничной интеграции по типу «европейского региона», создании трансграничного «Горного Алтая», «Большого Алтая» (российская терминология), иными словами — «Центрально-Восточной» Азиатской экономическая зона» (китайское название).
С российской стороны задействованы Алтайский край и Республика Алтай, с казахстанской – Восточно-Казахстанская область, с монгольской – Баян-Улгейская и Кобдосская области, с китайской – Уйгурский автономный район Алтайского края. Синьцзяна (СУАР)1.
В сентябре 1998 года правительство Республики Алтай представило свою природоохранную отрасль и регион Восточного Казахстана, СУАР и Баян-Улегейский аймак, так называемую «Алтайскую декларацию». Она призвала все заинтересованные стороны к совместной работе по защите природных ландшафтов Горного Алтая по обе стороны границы и созданию на этих территориях сети трансграничных охраняемых территорий. Манифест призывает правительства четырех стран принять межгосударственную конвенцию об устойчивом развитии Алтайского края (т.н. «Алтайская конвенция»). Кроме того, заявив, что региональное агентство по охране окружающей среды действует от имени своего правительства, его перечень был заменен ссылкой на «четыре государства» в тексте последующего заявления.
В этом контексте Китай предлагает свою модель интеграции в регионе — интеграция есть интернационализация, комплементарность экономических комплексов Китая, Монголии, Казахстана и приграничных регионов России. Только так страна сможет полностью развить Синьцзян за короткий промежуток времени. Кстати, само слово «дополнительный» также было предложено китайской стороной
После смены руководства в Китае вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что Китай подтверждает все проекты, осуществляемые двумя странами в сфере ВПК. Китай является крупнейшим покупателем российской военной техники, и министр обороны России Сергей Иванов прямо заявил, что китайские заказы поддерживают работу российского военно-промышленного комплекса. Только в 2002 году российские оборонные компании подписали контракты на поставку военной техники в Китай на сумму около 3,3 миллиарда долларов США. Хритенко оценивает стоимость действующих проектов в ОПК в $2,5 млрд.1
В 2007 г. темпы роста двусторонней торговли вновь значительно ускорились. Согласно официальной таможенной статистике Китая, их общая сумма составила 48,17 млрд долларов США, что на 14,77 млрд долларов США (или 44,3 процента) больше, чем в 2006 году. Экспорт России в Китай составил 19,68 млрд долларов (+12,1%), а импорт в Китай — 28,49 млрд долларов. доллар США (+79,9%). Увеличение объемов торговли при ускоренном росте поставок товаров из Китая, значительно опережающих рост, привело к дефициту торгового баланса с Китаем в размере 8,81 млрд долларов США по сравнению с положительным сальдо в размере 1,72 млрд долларов США в 2006 году.2
Россия заняла седьмое место среди стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Китая (см. Таблицы 1 – 3 в Приложении А).
Темп роста двусторонней торговли был на 20,8 процентных пункта выше, чем общий объем торговли Китая, а доля России во внешней торговле Китая увеличилась с 1,90% в 2006 году до 2,22%.
При этом по некоторым позициям, в основном связанным с товарами и отдельными видами промышленной продукции, доля поставок из России была значительно выше. В частности, Россия лидирует по поставкам делового леса - 68,46%, морепродуктов - 41,05%, удобрений - 40,21%, значительную долю в импорте занимает импорт никеля из России - 20,47%, нефтепродуктов - 14,56%, целлюлозы и целлюлозы. - 12,12%, сырая нефть - 8,91%
1.
В 2007 году российско-китайское инвестиционное сотрудничество продолжало сохранять динамику устойчивого развития. Темпы притока китайских ПИИ в российскую экономику остались примерно на уровне 2006 г. (см. табл. 4 в приложении А). По данным Министерства торговли Китая, прямые инвестиции Китая в Россию в 2007 году составили от 438 до 470 миллионов долларов США. 2006 г. (-6,81%).
На конец 2007 года общий объем прямых экономических инвестиций Китая в Россию достиг 1 миллиарда 374 миллионов долларов США.
Направленность инвестиционной деятельности китайских предприятий в России существенно не изменилась. В них по-прежнему сохраняются лесозаготовка и переработка, добыча полезных ископаемых, торговля, легкий текстиль, бытовая техника, связь и сфера услуг.
Значительно увеличилось количество китайских предприятий, привлекающих проекты и услуги по трудоустройству в России. В 2007 г. стоимость проекта составила 1,1 млрд долл. США (2006 г. – 660 млн долл. США), стоимость контракта – 1,6 млрд долл. США (2006 г. – 1,07 млрд долл. США), 25 385 человек были направлены в Россию для выполнения трудовых услуг (2006 г. – 22 852 человека/час). Китайская рабочая сила в основном занята в сельскохозяйственных работах, строительстве недвижимости, заготовке и обработке древесины, пошиве одежды и медицинском обслуживании на Дальнем Востоке и в Сибири. На конец 2007 года их количество в России составляло 30 862 человека. Китайская рабочая сила.
К концу 2007 г. общая сумма заключенных Китаем инжиниринговых контрактов в России увеличилась на 24,16%, достигнув 8,22 млрд долл. США (в 2006 г. она составляла 3,36 млрд долл. США)2.
В 2007 г. российские законтрактованные инвестиции в китайскую экономику сократились до 190 млн долл. (с 230 млн долл. в 2006 г.). Фактические прямые инвестиции также снизились до 52,07 млн долларов США (67 млн долларов США в 2006 году). В течение года в Китае было зарегистрировано 105 проектов, финансируемых из России (126 в 2006 г.). Основная их часть сосредоточена в сферах производства, строительства и транспорта.
В конце 2007 г. общий объем контрактных инвестиций России в Китае составил 1,83 млрд долл. США (1,64 млрд долл. США в 2006 г.), увеличившись на 11,58%. В сумме накопленные прямые инвестиции составляют 660 млн долларов США (+8,19%), а общее количество проектов прямых инвестиций в России составляет -20801.
С 2004 по 2007 год стороны активно использовали двусторонние механизмы взаимодействия в сфере инвестиционного сотрудничества, такие как Российско-китайский инвестиционный форум. Всего было проведено 4 форума (Хабаровск, Санкт-Петербург, Пекин, Сочи), в ходе которых были подписаны соглашения по 33 «пилотным» проектам на сумму 4,06 млрд долларов. В 2007 г. в рамках 1-3 Российско-китайского форума инвестиционных соглашений (2004-2006 гг.) было подписано 24 пилотных проекта на общую сумму 2,95 млрд долл. США, а фактический объем инвестиций китайских компаний и предприятий составил около 500 млн долл. США.
2
В ноябре 2006 года Правительство Российской Федерации и Правительство Китайской Народной Республики подписали новое соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Этот документ предусматривает взаимный допуск инвестиций в соответствии с законодательством страны пребывания. Каждая сторона предлагает инвестиции в рамках национального режима (NR) или режима наибольшего благоприятствования (MFN) на своей территории инвесторам другой стороны. В то же время каждая сторона оставляет за собой право сохранять или вводить ограничения и исключения из национального режима в соответствии со своим законодательством.
Важнейшие проекты российско-китайского торгово-экономического сотрудничества:
- Строительство энергоблоков 1 и 2 первой очереди Тяньваньской АЭС в г. Ляньюньган (провинция Цзянсу) в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области атомных электростанций. Строительство АЭС в Китае 18 декабря 1992 г. и государственный кредит России Китаю Г.;
- строительство газоцентрифужного завода по ядерно-энергетическому обогащению урана на территории Китайской Народной Республики в соответствии с соглашением, подписанным между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 18 декабря 1992 года;
- поставка самолетов Ту-204-120С в Китай (дата коммерческого контракта 2001 г.);
- поставка российского оборудования на китайские энергообъекты: ГЭС Ванмипо (240 МВт), ГЭС Ципинпу (760 МВт), ГЭС Байши (420 МВт), некоторые ТЭС (в стадии переговоров);
- Поставка горно-шахтного оборудования на угольные шахты Китая через ОАО «ОМЗ-Спецсталь»;
- Строительство микрожилого комплекса «Жемчужина Балтийского моря» в Санкт-Петербурге (китайские инвестиции 1,313 млрд долларов США);
- Строительство китайского бизнес-центра «Хуамин Парк» в Северо-Восточном округе Москвы площадью 5 га (с китайскими инвестициями 300 млн долларов США);
- Построить целлюлозно-бумажный комбинат годовой мощностью 200 000 тонн целлюлозы и 22 800 тонн технической упаковочной бумаги в пос. Амазар в Могочинском районе Читинской области (китайские инвестиции $270 млн);
- Построить целлюлозно-бумажный комбинат с годовой производительностью 300 000 тонн целлюлозы в пос. Хор Хабаровского края (230 млн долларов из Китая);
- Строительство высотного здания «Башня Федерация» в московском деловом центре «Москва-Сити» (стоимость подрядных работ – 58 млн. долларов США).
Поэтому торгово-экономические отношения между Россией и Китаем очень продуктивны. В них заинтересованы обе стороны, что помогает их дальнейшему развитию.
Глава 2. Концепция «Большого Алтая»
2.1 Формирование концепции «Большого Алтая»
«Большой Алтай» — первый с 1998 года активно обсуждаемый проект приграничного регионального сотрудничества. Первоначально региональные инициативы в этой сфере не выходили за рамки отдельных экологических проектов, но с лета 2000 г. переговоры (через региональные администрации и общественные каналы) вышли на качественно новый уровень. Их участники ставили вопрос о комплексной трансграничной интеграции по типу «европейского региона», создании трансграничного «Горного Алтая», «Большого Алтая» (российская терминология), иными словами — «Центрально-Восточной» Азиатской экономическая зона» (китайское название).
С российской стороны задействованы Алтайский край и Республика Алтай, с казахстанской – Восточно-Казахстанская область, с монгольской – Баян-Улгейская и Кобдосская области, с китайской – Уйгурский автономный район Алтайского края. Синьцзяна (СУАР)1.
В сентябре 1998 года правительство Республики Алтай представило свою природоохранную отрасль и регион Восточного Казахстана, СУАР и Баян-Улегейский аймак, так называемую «Алтайскую декларацию». Она призвала все заинтересованные стороны к совместной работе по защите природных ландшафтов Горного Алтая по обе стороны границы и созданию на этих территориях сети трансграничных охраняемых территорий. Манифест призывает правительства четырех стран принять межгосударственную конвенцию об устойчивом развитии Алтайского края (т.н. «Алтайская конвенция»). Кроме того, заявив, что региональное агентство по охране окружающей среды действует от имени своего правительства, его перечень был заменен ссылкой на «четыре государства» в тексте последующего заявления.
В этом контексте Китай предлагает свою модель интеграции в регионе — интеграция есть интернационализация, комплементарность экономических комплексов Китая, Монголии, Казахстана и приграничных регионов России. Только так страна сможет полностью развить Синьцзян за короткий промежуток времени. Кстати, само слово «дополнительный» также было предложено китайской стороной