ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Святой Иоанн Дамаскин(VII–VIII века) впервые составил систематическое и полное богословие под заглавием «Источник знания».
Дамаскина обычно называют завершителем патристики (то есть учения Отцов Церкви).
В результате этой многовековой работы сложился христианский канон, включающий в себя и трактовку текстов Писания, и морально-правовые выводы из него.
В разных христианских конфессиях отношения к Писанию и Преданию заметно различаются, что во многом и определяет их несхожесть.
В католицизме «руководством к действию» признано Предание, то есть догмат церкви.
Сами тексты Библии для рядовых христиан многие годы признавались не актуальными, а в Средние века их даже запрещалось иметь.
Не случайно решение Второго Ватиканского Собора 1962 года, дающего право вести службы на родных для прихожан языках и формально «открывающее» мир Библии прихожанам, было воспринято многими лидерами католицизма как измена.
В православии авторитетны и Писание, и Предание.
Они существуют вместе и доступны для прихожан.
Библия и Закон Божий представляют собой неразрывное единство.
Протестантизм, напротив, признает приоритет Писания.
Важна сама Библия, а выводы из нее человек делает сам.
Канон Предания минимизирован, а роль Церкви как носителя подлинного знания поставлена под сомнение.
Самым главным отличием Православного «Восточного» Христианства от «Западного» Католического, является догмат называемый Филиокве.
Filioque — «и [от] Сына») — добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое «Западной» (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Этот взгляд отражён в частности в Лионской унии, принятой в 1274 Г.:
«Credimus et Spiritum Sanctum, plenum et perfectum verumque Deum ex Patre Filioque procedentem.»
«Веруем же и в Духа Святого, полного и совершенного и истиннаго Бога, от Отца и Сына исходящего.»
В противовес этому мнению приведу высказывание, приводимое в Сингилионе Константинопольского собора 1583 года:
«Тот кто, являясь чадом, крещенным в Восточной Православной Церкви, не исповедует сердцем и устами, что Святой Дух исходит от Отца одного, существенно и ипостасно, как говорит Христос в Евангелии; во времени же от Отца и Сына; такой будет отлучён из нашей Церкви и будет предан анафеме».
Таковы в самых общих чертах основы христианского вероучения.
Литература:
Свенцицкая И.С., «Судьбы Апостолов. Мифы и реальность», М., «Вече», с. 34-39.
Николаев А. И. «Десять лекций о религии» - Издательство ЛИСТОС.
2. Отличительные особенности культуры Западного Средневековья.
Средневековая модель мира: основные бинарные оппозиции, пространство и время.
Термин «средневековье» употреблялся и употребляется до сих пор в самых разных смыслах и значениях.
Долгое время к нему добавлялись эпитеты «мрачное», «темное».
Само название «средние века» было дано в XV в итальянскими гуманистами для определения «темных веков», «темной ночи христианства» между «светлыми» периодами античности и Новым временем (который начался с эпохи Возрождения).
Общества так называемых «средних веков» казались просвещенным европейцам по-варварски недоразвитыми.
Понятие средневековой цивилизации выглядело по меньшей мере странным.
А средневековая культура оценивалась в качестве низкой ступени культурного развития.
При этом средневековое европейское общество во многом отличалось от подобных ему японского, китайского, среднеазиатского, русского.
Оно и внутри себя не было однородным.
Средневековье на севере западной Европы и, скажем, в Италии или Испании, – разное.
Но в целом модель средневекового общества, которую позже «наложили» на все похожие, была создана при осмыслении более чем тысячелетней жизни Западной Европы, начиная с падения Рима, с V века нашей эры.
Эпоха средневековья продолжалась приблизительно одно тысячелетие – с V до XV в.
В период средних веков произошел переход от рабовладельческой греко-римской к средневековой феодальной цивилизации.
В этот период возникли новые государства, народы, образовались современные европейские языки, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и др.
Историки обычно подразделяют эпоху средневековья на три основных этапа, в соответствии со стадиями становления, расцвета и упадка феодализма.
Первый этап – «Раннее Средневековье» (V‑X вв.) определялся общим социально-экономическим и духовно-культурным упадком в результате войн, междоусобиц и др.
Второй этап – «Зрелое Средневековье (X‑XIV вв.) был временем настоящего расцвета культуры, создания новых национальных государств.
Третий этап – «Позднее Средневековье» (XIV‑XV вв.) характеризовался ростом и укреплением национальных государств, частыми конфликтами между ними.
«Долгая ночь» средневековья не была еще собственно средневековьем, не была временем рождения средневековой культуры.
Скорее, это было время культурного хаоса, в котором сталкивались и перемешивались осколки разных систем культуры.
Но даже общую его картину весьма трудно восстановить, ибо памятники культуры сохранились в весьма незначительном количестве: каменное строительство почти прекратилось, его традиции были утрачены, место камня заняло дерево, постройки из которого, как известно, не сохраняются.
Христианизация Европы, по сути дела, только еще начинала разворачиваться. Огромные ее зоны (Центральная, Северная и Восточная Европа) к началу IX в. еще не были христианизированы.
На территории бывших римских провинций и Германии нередки были случаи принятия христианства в виде неортодоксальных ересей (арианства, несторианства).
Кроме того, непростой процесс христианизации варварских народов в определенной степени трансформировал христианство (особенно в культовой и праздничных сферах), привел на долгое время к сохранению культурного дуализма – сосуществования, с размежеванием в определенных сферах, христианства и язычества, особенно ощутимого в народной повседневной культуре.
Можно даже сказать, что на протяжении «долгой ночи» средневековья и на раннем этапе средневековой культуры культурная традиция варварских народов подавляла в мироощущении христианскую.
Это выразилось, к примеру,, в долгом господстве в сохранившихся памятниках культуры орнаментальных мотивов и непосредственно орнамента.
Но «ночь средневековья» не была бесконечной.
Состояние культурного хаоса постепенно преодолевалось.
Шел процесс постепенного сплавления его элементов в единое целое – культуру средневековья.
Первые результаты этого процесса проявились только к концу этого переходного периода, на рубеже VIII‑IX вв., вместе с первыми признаками демографического и культурного подъема.
Население Европы, впервые после долгого спада, начало медленно расти, создавая критическую массу для роста в перспективе городов и торговых связей, объединивших затем Европу в единое целое.
В VIII–X веках была предпринята попытка организации европейского (германского) мира, когда на территории Франции, Северной Италии и Германии сложилась Каролингская (по имени Карла I) империя, боровшаяся с мусульманами и горцами-басками в Испании.
Папа римский вручил Карлу императорскую корону.
Империя каролингов приобрела на время солидную военную силу, идеологическое единство, некоторый внешний блеск.
Но она оказалась неустойчивой и быстро разваливалась под ударами викингов, мусульман и мадьяр.
И уже на развалинах этой империи стали складываться европейские нации и государства, и вообще – западный христианский мир, христианские цивилизация и культура.
Может быть точнее – цивилизации и культуры, но единые по типу и духовной основе.
Средневековая цивилизация представляла собой, прежде всего, сложный конгломерат отдельных мирков, корпораций, сословий и семейно-родовых кланов.
Именно это и объясняет отчасти доминанту христианства в культуре этого мира, мощное влияние церкви в нем.
Заложено оно в немалой степени в интегрирующей (объединяющей) роли церкви в средневековом мире.
Главной чертой духовной культуры средневековья является ее религиозность.
Она выступает как новая мировоззренческая опора сознания человека, выражение запроса на святую, чистую жизнь, возникающего у человека, утомленного грубостью поздней римской античности.
Языческие религии не были готовы к этому, но и большие массы людей тоже не были способны стать аскетами, практически полностью отказаться от радостей земной жизни.
Христианство явилось своего рода «золотой серединой», компромиссом духа и плоти, ибо, при всей своей духовности, Христос воскресает как телесное существо, имеющее плоть и кровь.
Еще одной особенностью средневековой культуры является каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некритическое восприятие, на твердо установленные, ставшие общепринятыми нормами принципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.
Культуре средневековья присущ также символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее содержания, для самостоятельных размышлений.
Вся духовная культура средневековья основана на различном комментировании Библии, трудов теологов.
Такое комментирование осуществлялось не трех уровнях.
Первый заключался в выявлении как бы зашифрованного смысла конкретных слов Библии, их разъяснении верующим.
Второй уровень расшифровывал идеи, заложенные в Библии.
На третьем, высшем уровне допускалось развитие этих идей собственными размышлениями, вытекающими из глубокого понимания первоисточника автором.